Современное значение Манифеста 2008

Мария Донченко
Любодраг Симонович
Белград, Сербия, май 2008 г.
E-mail: comrade@sezampro.yu
 
   (По случаю 160-й годовщины "Манифеста коммунистической партии")
Современное значение “Манифеста Коммунистической партии" К.Маркса
 
Можно ли назвать «Манифест Коммунистической партии» «Библией» рабочего класса? Можно, но только образно. Во вступлении к английскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» в 1888 г. Энгельс особо подчёркивал антидогматическое отношение Маркса и его самого к своему «Манифесту». Буквальная интерпретация «Манифеста» превращает Марксову критику капитализма в набор догм, а коммунистическое движение – в религиозную секту.
Современный анализ «Манифеста» ставит следующий вопрос: открывает ли развитие капитализма возможность для развития марксистской мысли, или всё более и более ставит её под сомнение?
Развитие капитализма как разрушительного строя проливает новый свет на Марксову критику капитализма, ставя под сомнение её основы и применимость сегодня. Начиная с основного методологического постулата Маркса, согласно которому «анатомия человека – ключ к пониманию анатомии обезьяны», кажется верным разработать критику капитализма, которая будет учитывать монополистический капитализм в его финальной, «потребительской» стадии развития, когда противоречия капитализма как разрушительного строя, всерьёз угрожающего существованию человечества, достигают своего пика. Только с точки зрения современной критики капитализма главным постулатам Маркса требуется конкретная историческая применимость и политическое значение. Иначе они сводятся к абстрактной гуманистической риторике, которая уводит живую критическую мысль от основных вопросов существования.
Принимая во внимание, что капитализм привёл человечество на край пропасти, встаёт вопрос, оказал ли Маркс, с его критикой капитализма, основанной на диалектике истории Гегеля, медвежью услугу человечеству? Крупнейший недостаток теории Маркса является в то же время её крупнейшим достижением: аргумент в споре, который следует из её социальных, исторических и мировоззренческих основ. Она затрагивает все стороны жизни человека, как социального и исторического существа, и предлагает возможность найти ответы почти на все вопросы, встающие перед современным человеком. Однако в ней отсутствует самое важное: анализ развития капитализма как разрушительного строя и, в связи с этим, вероятного будущего человечества.
Мысль Маркса перенесла критику капитализма из частной сферы в общую, способствуя таким образом искажению критики капитализма, деформации классового (само)сознания рабочих и, следовательно, их классовой борьбы против капитализма. В своей критике капитализма Маркс «упустил» очень важный момент: борьба за свободу человека неотделима от борьбы за выживание человечества.
Истинную сущность Марксовой критики капитализма можно увидеть в работах его слепых подражателей. До сегодняшнего дня капиталистическое разрушение жизни и человека как биологического и разумного существа не было «предметом» серьёзной дискуссии марксистских теоретиков. Даже самые радикальные марксистские критики капитализма упускают из виду, что капитализм – по сути разрушительный строй. Если Маркс в своё время «не мог видеть» разрушительных тенденций капитализма, то почему их не осознали его последователи – особенно когда стало очевидно, что капитализм, особенно в своей «потребительской» фазе, превратился в тоталитарный разрушительный строй? Ответ прост: они не развивали критику капитализма исходя из тенденций его развития, вместо этого они занимались интерпретацией Марксовой критики капитализма.
С этой точки зрения мы можем задать вопрос: если бы (гипотетически) освобождение человека в XIX и XX веках шло со знанием того, что капитализм разрушает природу и человека как биологическое и разумное существо, было бы человечество сегодня на краю пропасти?
Одна из центральных идей «Манифеста», которую опровергает современный капитализм, состоит в том, что капитализм – «революционный» строй, и, соответственно, буржуазия – «революционный» класс. По Марксу, главная историческая «задача» буржуазии – позволить человечеству установить контроль над законами природы и таким образом позволить человеку освободиться от зависимости от природы и нечеловеческого труда – чтобы развить исконно человеческие качества как универсального творческого и свободного существа. «Революционная роль» буржуазии – в создании условий для «скачка из царства необходимости в царство свободы» (Энгельс). Это основная причина, почему Маркс придавал первостепенное значение развитию производительных сил. Историческая задача рабочего класса же, по Марксу, – освободить человечество от угнетения и создать общество, в котором люди смогут развивать свои универсальные творческие способности – как освобождённые природные и общественные существа.
Тот факт, что капитализм стал тоталитарным разрушительным строем, а капиталистическое развитие производительных сил превратилось в систематическое уничтожение как природы, так и человека, ставит принципиальный вопрос: может ли рабочий класс, который выводит свою историческую идентичность из своего отношения к буржуазии, выполнить свою историческую задачу, пока буржуазия не выполнила свою, то есть, если буржуазия превратилась из «революционного» в разрушительный класс?
Этот вопрос ещё более оправдан в свете того факта, что капитализм всё больше угрожает биологическому выживанию европейской (и других) нации и таким образом биологическому выживанию рабочего класса наиболее развитых европейских капиталистических стран, являющегося носителем освободительного наследия гражданского общества и потому самой зрелой частью международного рабочего движения. В связи с этим можно поставить ещё один вопрос: сможет ли население, состоящее из гастарбайтеров, стать подлинной революционной силой, способной создать новый мир? Этот вопрос относится и к национально-освободительным движениям в развивающихся капиталистических странах мира. Может ли борьба за национальную свободу превратиться в борьбу за новый мир, если рабочий класс в этих странах не достиг ещё достаточной освободительной и мировоззренческой сознательности, которая может прийти только в борьбе против капиталистического строя и буржуазии как его носителя? Вероятный ответ содержится в самом вопросе: может ли само сознание разрушительной природы капитализма послужить толчком к таким практическим политическим действиям мирового пролетариата, независимо от его конкретного исторического наследия, которые приведут к крушению капитализма?
Кризис сегодняшнего мира – в то же время кризис пролетариата как революционной силы. В своей «потребительской фазе» капитализм, путём развития «стандарта потребления», сумел сделать рабочих инструментом для разрешения кризиса перепроизводства и, таким образом, своими соучастниками в уничтожении мира. Исходя из сегодняшнего положения рабочего класса, идеологи капитализма пытаются «пересмотреть» природу рабочего класса при современном капитализме, лишая его освободительного классового самосознания. Конформистское поведение значительной части рабочего класса в развитых капиталистических обществах является следствием не «исчезновения рабочего класса», а включения рабочих в капиталистическую систему в качестве производящей и потребляющей «массы» и систематического искажения и подавления рабочей классовой организации, классового самосознания и классовой борьбы буржуазией. По сути приспособленческое поведение рабочих – следствие классового господства буржуазии, а не процесс, идущий сам по себе и носящий неотвратимый характер. Говоря здесь не об окончательном включении рабочих в капиталистическую систему, а о современной ситуации, мы видим, что капиталисты пытаются удержать рабочих под идеологическим «колпаком» капитализма и в то же время ищут способы задавить коммунистическую мысль, которая зовёт к борьбе против капитализма и предлагает возможность построения гуманного мира. Капиталистическая пропагандистская машина стремится скрыть главное: страх капиталистов перед рабочими как потенциальной революционной силой был и остаётся основной чертой капиталистической политической практики.
Становясь тоталитарным разрушительным строем, капитализм всё больше сосредотачивает внимание людей на основных вопросах выживания и, в этой связи, на основных жизненных вопросах. Капитализм отбросил все идеологические шоры и обнажил правду. Человеку больше не требуется знание науки или философии, чтобы он мог видеть, что капитализм уничтожает жизнь на планете. Теоретические обобщения сменились жизненной наглядностью. Это не подлежащий сомнению постулат, который однозначно обуславливает развитие критической мысли и поведение человека. Всё более значительные климатические изменения, загрязнение воздуха, воды и пищи, биологическое уничтожение народов, одиночество, приобретающее характер эпидемии, – всё это непосредственно влияет на человека как биологическое и разумное существо. На этом строится современная трагедия: человек переживает уничтожение мира как своё собственное уничтожение.
Здесь следует заметить, что цель борьбы против капитализма – создание не социалистического, а коммунистического общества – и на этом необходимо настаивать. Маркс и Энгельс чётко указывали, что социализм – только переходная стадия от капитализма к коммунизму, во время которой рабочему классу придётся иметь дело с институтами капиталистического общества. На этом основывается утверждение Энгельса, что социализм должен привести к «отмиранию» государства, власти и других институтов, при которых производительные силы человека отчуждены от него и становятся господствующими над ним. В этой связи возникает тезис «общественного присвоения» институтов буржуазного общества.
Идея, что коммунизм – отдалённое будущее человечество, устарела. Всё больше уничтожая жизнь на Земле, капитализм вынуждает человечество построить, так быстро как только возможно, строй, при котором будет разумное отношение к природе, а «богатство духа станет мерой человеческого богатства» (Маркс). Коммунизм – не только необходимость с точки зрения освобождения, каким он был для Маркса, но и необходимость с точки зрения выживания, и это самое ближайшее и самое вероятное будущее человечества.
Вопросы, поставленные в этой работе, имеют своей целью не создать впечатление безнадёжности, а усилить критическое отношение к капитализму и сознание необходимости перемен. Неотъемлемой и преобладающей частью рабочего классового сознания должна стать та истина, что капитализм – не только бесчеловечный, но и разрушительный строй, из чего следует, что борьба за свободу человека стала борьбой за выживание человечества. Подводя итог, основная историческая задача, которую капитализм как разрушительный строй возлагает на рабочий класс, состоит в том, что рабочие должны установить контроль над средствами производства и направить их развитие на удовлетворение истинных человеческих потребностей и гуманное отношение к природе.
«Уничтожить капитализм – Спасти человечество!» – эта мысль должна формировать современное сознание рабочего класса (так же как и современной гуманистической интеллигенции) и вдохновить его начать свою последнюю историческую битву – которая завершится либо крахом капитализма, либо уничтожением человечества.

Перевела с сербского Весна Тодорович
Перевод проверил Мик Коллинз