Страна конвертируемой улыбки

Виктор Санин
КАК ДЕЛЯ?
Автобус, обгоняя, подмигивал светом редким попуткам. Он мягко мчал нас по ночной трассе в Хаммамет. Фары высвечивали какие-то деревья и строения. Дороги здесь хорошие. Не трясло. Не качало. Убаюкивало. Кстати в сон тянуло, сказывалась разница в часовых поясах. Кондиционер нагонял прохладу. Уютно. Покойно. Вот так и должно быть в отпуске. Ещё бы никто не доставал в ближайшие дни по телефону…
«… вы приехали в страну некоммерческой улыбки…», - хорошо поставленный голос гида, встреча, паспортный контроль, мягкая посадка – всё внушало оптимизм. А не верилось. Никак не верилось, что меня везут по Африке. Той самой, где гориллы, злые крокодилы и прочие не очень приветливые и добрые обитатели. И вообще «…не ходите, дети, в Африку гулять!»
Я не пришел, я прилетел!
Через полтора часа нам из-за стойки белозубо улыбнулась смуглая стройная девушка: «Как деля?» И мы не сразу поняли, что она выдохнула почти весь словарный запас своего русского языка.

Десять минут формальностей и мы в номере пятизвездочного отеля Альхамбра. Прямо скажем, видели мы звезды и поярче… Но качество постельного белья, замечательные полотенца, размеры номера и – пропорционально – кровати, черная тишина за окном… одним словом, всё предвещало комфортабельный отдых.

МОКРАЯ ВОДА И СЛАДОСТИ
Дома было около девяти утра, когда мы подошли к Средиземному морю. Оно соответствовало описаниям на форумах. И дорога к нему – тоже. Альхамбра – это самый последний отель в курортном городе. Путь до пляжа не долог, метров двести. Слева – забор соседнего отеля, за которым безумствует зелень. Справа – глинистый пустырь с клоками чахлых кустиков, украшенных занесенными ветром пакетами.
Песчаный пляж пуст. А кто же ещё попрётся купаться в шестом часу? Тихое море, шезлонги под навесами с камышовыми крышами… Что ещё надо?

Шорты и футболки упали на кофр с фотоаппаратом. Как там… в книжке из детства? Море было большое и теплое? Так то ж на нашем юге! А здесь, вдобавок, ещё и чистое!
Спутницы скрылись в волнах воды и света. Я остался на берегу. Береженого известно кто бережет. «Здесь вам не надо носить с собой паспорт, никто его не будет проверять. В турпоездки и на экскурсии достаточно взять ксерокопию. Но – главное – надо помнить телефон представителя турфирмы и отель, в котором вы отдыхаете. Эта информация у вас на конверте», - инструктировали нас накануне вечером в дороге. Только фотик оставлять на произвол судьбы? Ну, уж, нет.

Пост сдал. Море принял. Точнее, сначала оно меня. Вода вначале показалась прохладной. А потом – самое то! Буйки остались за спиной. Солнечные блики танцевали на подводных барханах. Стайка мальков бесстрашно проплыла мимо меня. Две деловитые барабульки копошились на дне. И никаких акул, горилл и крокодилов, которые пытались бы меня кусать, бить и обижать!
Если по-честному, то в наш век телекоммуникаций мамы вышеуказанной живности, бегло хотя бы просмотрев телепрограммы российских каналов, строго-настрого запретили бы своим чадам ехать в Россию.
«Наркотрафик. Главная жертва». «Москва. Три вокзала. Рисованное убийство». «Глухарь». «Тайны следствия». «Объявлен в розыск». «Игра смерти». «Конференция маньяков». «Секс по обмену». «Убийство свидетеля»… - а вы отпустили бы своего ребенка в страну с такой телепрограммой?

Счастье есть! А не есть – несчастье!
Мы искупались, проснулись сами и разбудили аппетит. Не зверский, но вполне деятельный. Разумеется, знаю, что не хлебом единым жив человек. Ему ещё и духовная пища нужна. Только не в отпуске. На отдыхе хочется вкусняшек. И они нас ждали. Но чтобы столько! Всё-таки беда, если их много. Птифуры, пахлава, пирожные, мороженое… так вот ты какой, мир восточных сладостей! Восток дело не только тонкое, но и сладкое. А если «ВСЁ ВКЛЮЧЕНО», тогда… как же ВЫКЛЮЧИТЬ желание всё попробовать?
Откуда же в моем (пусть и не тщедушном) организме вскрылись такие внутренние резервы, пустоты и прорвы? Не понимаю.
- Я думала, что вкуснее, чем в Турции, пахлавы быть не может. Я ошибалась, - вздохнула женщина, добавляя пару корзиночек на тарелку. Содержимое тарелки вошло бы не во всякую корзинку.
Я простодушно последовал примеру.

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ…
О Пунических войнах моё поколение – а нам историю Древнего мира преподавалась пусть и с классовых позиций, но куда лучше, чем сейчас – кое-что знает. И хоть я всегда с уважением относился к Ганнибалу, но римляне всегда были как-то роднее.
Действительно: где она эта Северная Африка, а до Рима из Сибири рукой подать. Конечно, римляне – они тоже гады по отношению к ещё более любимым грекам. И с рабами они обращались сурово, и с христианами эти ребята вели себя абсолютно варварски.
И всё же…
В общем, с носителями идеи, что Карфаген должен быть разрушен, я всегда был почти солидарен. «Почти солидарный» - это не «почти беременный». В такой ситуации я скорее был «попутчиком», готовым отойти в сторону, когда стены города начнут падать на голову. Правда, в самом Тунисе на этот счет я особенно не распространялся. Так – с фигой в кармане – я и поехал на экскурсию в Тунис (а древний Карфаген входит в его территорию). В смысле в столицу Туниса с таким же названием.
Не буду пересказывать красивые легенды об основании города царицей Элиссой (она же Дидона). Ничего нового не добавлю. А добавлю – значит совру.
Короткая экскурсия по столице врезалась картинкой: ворота к особняку, где располагается парламент, «… там сейчас пишут новую Конституцию…» охраняется бронетранспортерами. Мотки колючей проволоки. Второй год идет. Как победила жасминовая (первая в ряду арабских цветочных) революция. Думается, что большинство жителей из тех, кто остался в стране еще долго будет соображать, кто, кого и зачем победил… И сожалеть. Так же, как в стране поверженного Каддафи.

Я погулял по развалинам римского Карфагена, возведенного на месте разрушенной столицы Карфагена. Чудное место. Взностальгнулось. Ганнибал стал роднее римлян. Здесь даже централизованное горячее водоснабжение было! Я отказался купить «древние» монеты. Их столько не теряли, да и не чеканили, чтобы потомкам продавать. Я не купился приобрести опунцию…
Я безмятежствовал, хм… компьютер краснит это слово. Значит, я безмятежничал. Опять подчеркивает. Ладно, скажу правду, я бездельничал и был этому очень рад. Думается, что я слегка подзаразился стилем жизни страны, в которую попал.

Финал! Тунис – это страна некоммерческой улыбки. Это да. Но улыбки тунисцев прекрасно конвертируются. В ответную улыбку, в отношение к стране, в желание съездить туда ещё.