Думы мои, думы мои... -Т. Г. Шевченко

Вонсович-Ясницкая Оксана Мурман
Думы мои, думы мои,
Беда мне с вами !
Зачем легли на бумаге
Тоскливыми строками ?..
И вас ветер не развеял
В степи, как песчинку ?
И беда вас не приспала,
Как свою кровинку ?..

А ведь вас беда на свет на смех породила,
Слезами обмыла... и не утопила,
Не вынесла в море, не размыла в поле ?..
Не спрашивали б люди о моей болезни,
Не спрашивали б за что судьбу проклинаю,
Зачем нужу светом ? "Ленивый к работе," -
Сказали б и посмеялись...
                Дети мои цвЕты !
Зачем любил и нянчил вас ?
Заплачет ли в целом свете хоть одно сердечко,
Как я с вами плакал ?.. Может угадал я.
И найдётся девушка
Сердце дорогое с карими глазками,
И они заплачут, на мои думы -
Нет, не хочу больше...
Одну б слезу с глаз любимых -
И я пан над панами !..

Думы мои, думы мои !
Беда мне с вами !..

За карие глазки,
За чёрные брови
Сердце рвалось и смеялось,
Словестным потоком,
Изъяснялось, как умело,
За тёмные ночи,
За вишнёвый сад зелёный,
За ласки средь ночи...
За степи и могилы,
Что на Украине
Сердце млело, не хотело
Петь на чужбине...
Не хотелось в лесу зимой
Собирать громаду
С булавами, с бунчуками
Казаков на раду...
Пусть казацкие души
На Украине летают -
Там широкое пространство
От края до края...
Как та воля, что прошла,
Днепр широкий - море,
Степь и степь, ревут пороги,
И могилы - горы.
Там родилась и жила
Казацкая воля;
Там шляхтой и татарами
Засевала поле,
Сеяла пока не остыло...
И спать ушла... А в это время
Выросла могила...
И поёт о ней песню былинную,
На кобзе играет певец...
Тоской судьбу не приманишь,
Коль её не знаешь.

Пусть гниды живут три дня -
Я их закопаю,
Змею злую спрячу
Около самого сердца,
Что б врагам не видно было,
Как беда смеётся...
А мысль, как тот ворон,
Кричит и летает,
А сердце соловьём
Щебечет и плачет
Так, что б людям не увидеть,
А то на беду ославят...
Не утирать мне слёзы,
Пусть ливнем зальются
На чужое поле
И денно, и нощно...
Вот так - то... А что же делать ?
Тоска не поможет.
Кто сироте позавидует -
Того Бог накажет !

Думы мои, думы мои,
ЦвЕты мои, дети !
Растил и нянчил вас -
А теперь куда вас деть ?..
А идите на Украину !
В нашу Украину,
Подзаборной сиротою,
А я - тут погибну.
Там найдёте добро и ласку,
А ещё открытую правду,
А может и славу...

Поздоровайся ж со мною
Моя Украина,
И с мыслями неразумными,
Всё, что сердцу мило.
 
 

Автор написал это стихотворение в 1839 году.
На русский язык перевела Оксана Вонсович - Ясницкая ( Мурманск ) - 2009 - 2010гг.