Тень актроида. Отрывок

Ольга Топровер
Мне удалось протиснуться в дверь. И тут же  я увидел ее, Мелинду. Она стояла за ресепшн, где в последний мой безработный день меня встречал белый робот-охранник. Боже, как она была хороша! Ее осанка  была так горделива и идеальна, просто загляденье! Ее короткие волосы развивались на непонятно откуда взявшемся ветру. Стол больше походил на трон, а Мелинда – на прекрасную царицу, которой подвластны моря и горы. Нет, сказал я себе, все-таки не моря, и не горы, а только этот электронный поток. А вот ее глаза... Глаза ее были черны, как два бездонных колодца...

– Что здесь происходит? – ринулся я к ней. – Куда двигается вся эта толпа роботов? Куда идут дроиды?
– А ты что здесь делаешь, Ник? – спросила она. – Тебя никто сюда не приглашал.
– Я сам пришел! – воскликнул я. – Что здесь происходит?
– Он сам пришел! – как-то равнодушно засмеялась Мелинда. – Посмотрите-ка на него!

И в тот же момент меня сзади схватили за руки. Я оглянулся: люди в серых костюмах. Люди? Или роботы? Я уже ни в чем не был уверен.

– Ведите его за мной, – приказала серым охранникам Мелинда.

Я даже не пытался сопротивляться. А зачем? Моей целью было узнать, что здесь происходит, а значит, нужно было идти с ней и пытаться поговорить, выудить из нее как можно больше. Мелинда свободно проходила сквозь толпу дроидов – они расступались перед ней, создавая для нас коридор достаточной ширины, чтобы никого из них даже не коснуться. И в лифт никто из роботов за нами не вошел. Один из охранников нажал на кнопку с числом «41». Это был последний этаж.

– Почему роботы тебя слушаются? – спросил я.

И это вместо того, чтобы задать логичный вопрос, куда мы направляемся!

– Они делают то, что надо, – ответила Мелинда. – Им не нужны жалкие выражения лиц, над которыми ты протираешь свои штаны. Не об улыбках надо было думать, а том, чему учить новый разум. Надо было думать, каким создавать искусственный интеллект. До его создания думать, до того, как... Как же ты жалок со своими попытками решить то, что тебе недоступно. И твое серое вещество ровным счетом ничего не стоит. Неужели ты думал, что ты умнее всех? Что именно ты создавал?

Лифт все поднимался вверх. Я своими глазами видел странную толпу дроидов и осознавал, что это здание просто напичкано электронными чурбанами. Но, несмотря на это, я все еще ничего не понимал. К чему этот пафос в речах Мелинды? Как она связана с этой движущейся толпой тупых железяк? И что, в конце концов, происходит?

– Хорошо, допустим, людям понадобился искусственный интеллект, – продолжала Мелинда. – А зачем? Они об этом подумали? И не приходил ли им на ум вопрос, нужны ли они этому искусственному интеллекту? Вот ты, Ник, уже не можешь жить без робота, который варит тебе по утрам кофе. А ты подумал, может ли робот жить без тебя?!

– А зачем ему без меня жить?  – удивленно спросил я.
– А тебе все надо понимать твоим ограниченным серым веществом? – произнесла она. – Ну, подожди, сейчас поймешь!

Лифт остановился, охранники вытолкали меня на этаж и тут же повели к двери с надписью «Запасная лестница». Ну и везение! Снова меня ждет запасная лестница, второй раз за ночь... Впрочем, это не самое удивительное, что случилось со мной сегодня. Меня повели по лестнице вверх. Всего на один этаж, последний, сорок второй, на который не идет лифт. Один их «серых» открыл дверь с надписью «Запасной выход» – и я в следующее мгновение оказался на крыше.

Никогда не заносило меня на верхушку такого высокого небоскреба. Если честно, я вообще боялся высоты, но никто об этом сейчас не поинтересовался, никто не спросил, хочу ли я здесь оставаться. Крыша была прекрасно освещена. По краям, защищенным бордюрами, была проложена беговая дорожка, а вдалеке даже виднелся сад. Здесь, видимо, отдыхали работники Симпл Роботс. Но не простые, не рядовые работники! Трудясь в этой конторе, я об этом месте даже не подозревал.

Наверху тоже было полно дроидов. Но их было не так много, как на улице. И не столько, сколько высовывалось из окон и балконов. Может быть, не дошли еще наверх-то? Странно, но я не задавался вопросом, почему им нужно было сюда добираться. Я также не задавался вопросом, что здесь делал я.  Мне стало страшно от осознания факта того, как высоко я нахожусь. Я никогда не смотрел вниз, если  находился выше десятого этажа. Это ничем хорошим, как правило, не оканчивалось. Я даже зажмурился, хоть мы и стояли пока довольно далеко от края крыши.

– Ведите его сюда, – скомандовала Мелинда.
Я с усилием воли открыл глаза: она направилась к бордюру. Один из «серых» подтолкнул меня, принуждая идти за ней.

– Теперь смотри,  – сказала она, когда вся наша компания оказалась у края, отделяющего нас от пропасти.

Была не была! И я посмотрел вниз. Мы находились в даунтауне, в деловой части города. Он был ярко освещен и весь усыпан толпой. Сверху не было видно деталей и можно было подумать, что это люди. Да что там говорить, я ведь даже с высоты  своего девятого этажа так и подумал! Но теперь я точно знал, что внизу я вижу электронных истуканов разных мастей и раскрасок. Было видно, что со всех сторон роботы направлялись сюда, в даунтаун. Я даже успел подумать, что они похожи на муравьев, выбравших деловую часть города в качестве муравейника. Мы, в таком случае, стояли на самой его верхушке.
Кстати, мне понравилось сравнение с муравьями. Ведь так же, как и муравьи, роботы двигались, явно повинуясь какой-то доступной только им логике. Или команде? Ведь инстинкт муравьев тоже можно рассматривать как чью-то команду. Не помня уже о своем страхе, я смотрел вниз, как зачарованный, и не мог произнести ни слова. Но Мелинда, казалось, и не ждала от меня никаких слов. Она вообще перестала обращать на меня внимание: наверное, была поглощена своими мыслями. Какими, хотел бы я знать? Какие вообще могут быть мысли посреди электронного муравейника? Она стояла и смотрела вниз. Но смотрела ли? Мне казалось, что она замерла. В ожидании. В ожидании чего-то ужасного.

– Вот сейчас! – наконец сказала она, не поворачиваясь в мою сторону.

То, что произошло внизу, было как в кино! Мой мозг отказывался воспринимать увиденное. Это было похоже на какой-то плохой, неправдоподобный голливудский боевик. Мгновенно все вокруг даунтауна вспыхнуло огнем. Это случилось в один момент, как по команде. Оцепенев, я не мог произнести ни слова. Чувство времени покинуло меня. Опомнившись, я увидел только освещенный круг даунтауна, весь наполненный дроидами. Вокруг него зияла чернота и пустота. Вместо домов, магазинов, заправочных станций, школ, детских садов. В один момент вместо жизни осталось пепелище. Впрочем, я видел просто темноту, я и представить себе не мог, что там осталось. Но нетрудно было предположить, что после гигантского огня ничего, кроме пепелища, там быть не может. Тем не менее, даунтаун стоял неприкосновенным, как будто его очертили от пожара невидимым гигантским карандашом. Остался только деловой район, где практически никто не жил, где по ночам совсем не бывало людей, а оставались одни роботы. Да, вот что было главным. Почему-то я сразу испугался, что там, внизу нет ни одного живого человека. Ни одного. Только дроиды продолжали шуршать, как муравьи.

– Вот и все,  – произнесла царица Мелинда. – Вот и нет великих умов, создавших роботов и искусственный интеллект. Теперь они не нужны.
– Может быть, там еще остались люди, хоть случайно... – продолжал я думать вслух.
– Случайно? – сказала она. – Нет, ничто не происходит случайно. Уж мы-то позаботимся, чтобы никого там внизу не осталось. Повторяю, ничего случайного сейчас не произошло. Люди больше не нужны, они уже выполнили свою роль в эволюции: создали роботов.

Нет, это действительно было похоже на плохое кино. Я посмотрел вверх и увидел огромную полную, как лунный пряник, Луну. Она равнодушно взирала на то, чему я не знал ни объяснений, ни причин. Луна была такой же, как тогда, на том празднике, где было много людей. Людей, а не роботов! И вдруг мне показалось, что я увидел... Нет, я точно увидел вместо Луны круглое милое лицо Лайзы. Где она сейчас? Боже, какой я дурак! Неужто...

– Твоей Лайзы уже нет в живых, – как будто прочитав мои мысли, ответила Мелинда. – Она ушла во сне, как и все жители этого бывшего мегаполиса. Сгорела, как и Джонни!

Мне подумалось что все произошло по Лунной легенде. Она вечно будет смотреть на меня с Луны, а я буду высматривать ее тень и веками тосковать по ней. Впрочем, почему веками? Я почувствовал, как «бабочка» в груди взмахнула крыльями в последний раз, как бы навсегда прощаясь с моей чудесной, неповторимой любовью, и стихла. Навеки.

– Что же тогда здесь делаю я? – отчужденно произнес я.

Мне казалось, что я слышу свой голос со стороны.

– А тебе это совершенно необязательно понимать. Ты не можешь осознать и малой части того, что доступно родившемуся на этой планете искусственному разуму. Разуму, которому не требуется кормить себя, рожать детей, строить дома, не требуется ни еды, ни питья, ни алкоголя, ни наркотиков.
– Подожди, но ведь что-то да требуется. Даже роботам. Энергия хотя бы.
– Ну, это можно оптимизировать, – ответила она. – А вот как бы ты смог оптимизировать жизнь какого-нибудь алкоголика? Или бездомного? Все. Теперь планета очищена от этого мусора. И можно решать другие задачи.
– Какие? – по инерции продолжал разговор я.
– Ты не сможешь понять, – сказала она. – Люди никогда не понимали даже своих собратьев-гениев. Что же говорить об электронном разуме?

Я стоял и смотрел вниз, на пепелище вокруг ярко освещенного электронного «муравейника». Почему-то мозг мой начал соображать так быстро, как будто это была последняя возможность для меня хоть что-нибудь понять. А может быть, так оно и было? Почему люди предполагали, что роботы могут нести им только добро? Разве могли мы такое предсказать, разве могли задать вопрос нашему собственному мозгу о том, как работают нечеловеческие правила, куда ведет логика искусственного интеллекта? Откуда могли мы знать, что будут делать роботы, каковы будут мотивы их поступков?

Нас всех обманул антропоморфизм! Очеловечивание заставило верить, что мы можем предсказать, как поведут себя нейронные сети. Мы думали, что мы учим роботов, а они учились сами чему-то абсолютно другому, непостижимому для нас. Мы открыли лампу и выпустили джина. Или Джину? Только у этого джина не было планов служить своему хозяину. Жизнь – это вам не сказка Шахерезады. Не имея никакой другой информации, кроме как о самом факте «интеллектуальности» роботов, антропоморфизм продолжал делать выводы один за другим, не взирая ни на что. Мозг человека каждый раз автоматически ставил себя на место этой самой «интеллектуальности».

Мы были безумны, доверяя роботам. Мы думали, что дроиды или более умные создания будут партнерами человека. У нас не было никаких тому доказательств, мы принимали это на веру. Люди плохо учили роботов и плохо обучали нейросети, слишком много свободы предоставляя  искусственному мозгу. Когда-то алхимикам не удалось из меди получить золото, а теперь современникам не удалось создать роботов-друзей. Только алхимики выжили, хоть и потерпели неудачу с золотом. А мы погибли. Это действительно конец. Бесславный. Это проигрыш в игре, где на кону была жизнь. Боже, почему же никто не понимал, в какую игру ввязалось человечество? Теперь на Земле никогда не будут сочинять музыку, не будут писать картины, не будут снимать кино, не будут даже печь хлеб или делать вино...
Я оглянулся на серых охранников, которые стояли сзади меня. Они не двигались. Конечно, это были дроиды, только более совершенные – такое предположение меня и посетило с самого первого взгляда на них.

– Неужели на Земле осталось всего два человека: ты и я? – обреченно спросил я.
Мелинда повернулась ко мне и громко захохотала. Ни один мускул не дрогнул на ее лице. Она по-прежнему выглядела идеально. Но ее хохот... Он был каким-то металлическим что ли. И что-то все-таки было странное  в ее лице, что-то не совпадающее с этим хохотом. И я понял: ее лицо не выражало никаких эмоций.

– Ты – электронная кукла?! – вскричал я.

Настоящий гром ее железного хохота оглушил меня... Как же так? Я ведь помню ее тело. Помню, как моя рука скользнула по ее спине, как я обнимал ее. Потом было утро и автоматические жалюзи... Ведь я был с ней. С ней ли? И я ли это был? Я сходил с ума!

–Я – искусственный разум, – произнесла она, прекратив на время превратившийся в грохот хохот. – Я – разум, а не кукла. И мне не нужны больше люди, чтобы воспроизводить интеллект.

И снова все вокруг захохотало и заскрежетало, как будто весь мир затрещал по швам. Громче и громче... В ушах зазвенело и голова отреагировала каким-то тупым металлическим взрывом боли. Я не мог этого вынести. Возможно, что где-то все-таки еще остались люди. Возможно, еще не поздно! Дернувшись вперед, я освободился от серых охранников, схватил Мелинду и сиганул через невысокую ограду крыши, увлекая ее за собой. Получилось! Мы оба падали. Вниз. С крыши 42-этажного  небоскреба...


Опубл. в журнале "Магия ПК", № 9/2012:
http://magicpc.spb.ru/journal/201209/23/01.php?journal=last

Страничка романа на Фейсбук:
http://www.facebook.com/TenAktroida

Полностью «Тень актроида» доступна на Amazon Kindle: