Павлов и Фрейд. Два взгляда на разум Х

Никита Ломоносов
Патологическим и нормальным механизмам нашего разума Фрейд дал общую психологическую основу согласно влечениям. Иными словами это в некотором роде однородное психологическое поле, на котором оказалось возможным объяснение одного понятия в тесной связи со многими другими.

Психоанализу открылось представление этого фундамента бессознательным проявлением первоначальных влечений  на различных стадиях своего формирования и различные механизмы своей деятельности в зависимости от этих этапов. С помощью этого общего механизма, включенного в структурную теорию психического аппарата, Фрейду удалось подвести под общий знаменатель такие психические продукты деятельности человека, как неврозы и психозы, загадки сновидения и остроумия, произведения индивидуального творчества и коллективного, иными словами роман и мифологию.

Ни одна наука прежде не была способна объяснить эти явления с применением психологических определений, которые в своей сущности одинаково действуют во все проявлениях психической деятельности.

По отношению к таким психологическими открытиями учения Павлова, к сожалению, мы не располагаем. Физиология Павлова безусловных и условных рефлексов, впрочем как и другие методики психологии, оказались не способными осветить и десятую долю загадок психики, открытых психоанализом Фрейда.

Согласимся, что Иван Павлов был более биологом, тогда как Зигмунд Фрейд психиатром и психологом.

Принимая данное положение, можно определенно говорить о том, что эти ученые приближались к пониманию человеческой психики с разных, противоположных сторон.

Павлов, изучая чистую физиологию животных, отталкивался от телесного и стремился понять механизм действия разума непременно как его производную.

Фрейд напротив, на неврозах человека открыл технику изучения глубинных механизмов психики, определив бессознательное как резервуар влечений, неизбежно упирающегося в физиологию тела.

В заключении добавим, что по сути неверно сравнивать Ивана Павлова и Зигмунда Фрейда. Каждый из них стремился к одной цели, но разными путями!

И Павлов и Фрейд не зависимо друг от друга достигли своего. Теперь дело потомков, то есть нас, в соединении полученного ими знания в одно русло.

Думаем Павлов и Фрейд были бы не против!

Опубликовано в сокращении.

Конец.
14.10.2012