А все таки она вертится

Геннадий Черепенин
Когда еще действовала в СССР программа по изучению Луны, наше предприятие активно участвовало в ней, т.к. именно наши высотомеры обеспечивали посадку лунников. И вот так совпало, что после очередного удачного прилунения, я с другим начальником отдела Н.Н.С. прилетели в Москву решать свои дела. Мне было нужно назавтра быть на фирме Туполева, а его вызвали в министерство подписывать какие то бумаги.
 
Как водится, направились в знаменитый комплекс гостиниц "Восток", "Заря", "Алтай", где можно было устроиться простому советскому инженеру,если повезет. Дело было в четверг, и нас с трудом разместили до понедельника, взяв подписку, что мы освободим номер по первому требованию.

Обидно было наблюдать, как беспрепятственно размещались лица кавказской национальности (впрочем тогда еще не было такого выражения), пока мы ждали около двух часов в креслах благосклонного решения администратора. Ну, ладно я, почти мальчишка - 32 летний начальник отдела, но мой то коллега -блокадник, орденоносец, да и возраст уже пенсионный, ему то каково переносить такие унижения.

Одним словом, когда уже к ночи мы, наконец, разместились, то за рюмкой чая просидели часов до трех. Я еще спросил Н.Н., почему он не прилетел пораньше, чтобы попасть на прием по случаю удачного пуска, тем более, что наш директор там тоже чем то награждается. Он отговорился тем, что не охотник до подобных мероприятий и вдруг спрашивает, помню ли я, как он звонил мне с Тюратама в прошлом году.

Еще бы мне не помнить. Я хоть и не подчинялся непосредственно Н.Н., но тогда по его просьбе я поставил на уши наших ребят, организовав спешный выезд на антенный полигон, где мы полдня проводили измерения коэффициента усиления антенны в задней полусфере, а потом по телетайпу уже вечером я передавал эти данные ему на космодром.

Вот тут то он и рассказал причину давнего переполоха. В назначенное время ожидался ответственный пуск. Как водится, выдернули всех, кто отвечал за какие либо системы. И вот изделие стартовало, вышло на орбиту,тут у всех стартовиков лица посветлели - они не подвели.

И вдруг прошло сообщение, что потеряна стабилизация, изделие беспорядочно крутится и не подчиняется командам. Вот тут стало грустно специалистам, которые отвечали за это. А под горячую руку могли полететь многие головы.

И тут самый умный из этой команды заявляет, что вины их нет - ведь телеметрия исправно показывает, что высотомер четко указывает высоту, а такого не должно быть при таких кувырканиях.

Тут, говорит Н.Н., на ковер вытащили меня: объясни в чем дело. Дали полчаса на изучение телеметрии и потребовали ответа. Я вынужден был заявить, раз высота в норме, то и стабилизация не нарушена. После этого изделие ликвидировали, все списали на мистику, никого не наказали.

А вечером в его гостиничный номер заявились управленцы с  коньяком:"а ведь она, гадина, крутилась. Спасибо, что выручил". А я уже и сам это понял, так как к этому времени подоспели твои измерения и не трудно было прикинуть, что высотомер будет держать высоту даже "вверх ногами", такой у него был запас усиления.

Мы еще немного поспорили, надо ли иметь такой запас, но потом согласились, что было бы хуже, если высотомер не измерял даже при нормальной ориентации.

А наутро мы разбежались по своим делам.

P.S. Из гостиницы нас выселили в воскресенье вечером.