Рекомендовано Минздраву РБ

Уладзимир Траццякоу
В 2002 г. в Минздрав Беларуси было отправлено письмо:

"IAG Международная Академия геронтологии МАГ
Белорусское отделение


18 марта 2002 года

Министру здравоохранения
Республики Беларусь ОСТАПЕНКО В.А.

Глубокоуважаемый  Владислав Алексеевич!

В результате анализа статистических данных по онколеталям и изучения механизмов возникновения рака в Белорусском отделении Международной академии геронтологии (МАГ) выдвинута гипотеза о существовании группы повышенного риска по раковым заболеваниям, в которую предположительно входят мужчины и женщины с избыточной массой тела и со склонностью к тепловому комфорту.

Прошу Вас доверить Белорусскому отделению МАГ составление короткого инструктивного письма для врачей, ведущих прием онкологических больных или ставящих первичный диагноз онкозаболевания, с тем, чтобы по каналам Минздрава оно было разослано этим врачам и стало основанием для них делать отметки + или - в графах «наличие избыточной массы тела» и «склонность к тепловому комфорту». Статистический значимый результат, при существующем уровне заболеваемости по республике около 100 чел. в день, мог бы быть получен тогда уже через месяц.

  Подтверждение гипотезы на уровне статистической достоверности дало бы в руки врачей простой метод холодовой профилактики онкозаболеваний, применение которого способно привести  к повышению уровня основного обмена веществ в организме человека, к уменьшению жировых отложений и снижению избыточной массы тела.

Члены Белорусского отделения МАГ, участвовавшие 27 февраля с.г. в работе конференции «Аринчинские чтения--2002», посвященной первому президенту БО МАГ, члену-корреспонденту НАНБ и академику МАГ Н.И.Аринчину, высказались в поддержку инициативы члена-корреспондента МАГ В.Н.Третьякова по проверке положительной корреляции «заболеваемость раком – склонность к полноте и/или к тепловому комфорту». Более того, Отделение этой Академии готово, в случае подтверждения гипотезы и заинтересованности Минздрава в расширении возможностей профилактической медицины, принять участие в разработке методики холодовой профилактики рака с учетом концепции здравосозидания академика МАГ Н.И.Аринчина.
 
               С уважением

ТИМОШЕНКОВ
Владимир Викторович,
президент Белорусского отделения МАГ,
профессор БГПУ им. М.Танка,
академик МАГ."

Привожу ответ из НИИ ОМР, подписанный  его директором, проф. И.В.Залуцким. Тогда, в 2002 г., меня этот ответ удовлетворил – в том смысле, что я сделал предложение, свой долг выполнил; специалисты же по каким-то причинам этого не приняли – ладно, у меня есть другие проблемы, над которыми можно подумать. Но в августе 2005 г. я перечитал письмо, подписанное  ГЛАВНЫМ ОНКОЛОГОМ РЕСПУБЛИКИ, и мне захотелось прокомментировать его критически.
Вот это письмо:

«Глубокоуважаемый Владимир Викторович!

В письме № 2293/13 от 20.03.02 сообщается, что в БО МАГ выдвинута гипотеза о существовании группы повышенного риска по  раковым заболеваниям, в которую входят мужчины и женщины с избыточной массой тела и со склонностью к тепловому комфорту.
Пока это – только гипотеза. В то же время существует реальная группа повышенного риска заболеть злокачественными новообразованиями. Так, у 80% больных из 31.302, выявленных в РБ в 2001 г. с диагнозом злокачественного новообразования, средний возраст составляет 60 лет и более.
В.Т. Такое противопоставление гипотезы реальной группе риска неуместно. Речь как раз в том, чтобы сделать нечто для достоверного выявления еще одной, неизвестной группы повышенного риска по онкозаболеваниям.

Иными словами, население в возрасте 60 лет является группой повышенного риска в отношении онкозаболеваний.
В.Т.: Ясно, что директор имел в виду просто возраст больных, который «составляет 60 лет и более». Переформулировка «иными словами» неверна: должно быть «шестидесятилетние образуют группу повышенного риска в отношении онкозаболеваний».

Этот факт известен онкологам всего мира.
В.Т. Нет такого факта, что возраст от 60 до 61 года определяет группу повышенного риска по онкозаболеваниям. Онкологи используют большие возрастные группы (напр., 40—45 лет, 55—60 лет и т.д.).

Однако повлиять на частоту возникновения злокачественных новообразований, учитывая этот факт, невозможно.
В.Т. Поскольку этот «факт» – никакой не факт, то с этим можно согласиться.

Что касается вашего предложения о регистрации всех выявленных больных злокачественными новообразованиями с отметками «наличие избыточной массы тела» и «склонность к тепловому комфорту», то в настоящее время это невыполнимо в связи с тем, что информация об онкологических больных поступает в Белорусский канцер-центр 1 раз в 3 месяца.
В.Т.: Это не может служить контр-доводом. Даже если бы только один-единственный раз стала известна годовая статистика учета первичных онкобольных с отметками об избыточной массе тела (ИМ) и о пристрастии их к теплой одежде (ТК), то гипотеза могла бы быть достоверно подтверждена, с учетом статистически достоверного массового числа (около 30 тыс. больных).

Кроме того, для выполнения работы необходимо проводить дополнительную учебу персонала, занимающегося кодированием символов в базах данных канцер-регистра, видоизменять программное обеспечение базы. Все это требует больших материальных затрат.
В.Т.: Если разослать письмо врачам-онкологам, ведущим прием, в котором предложить указывать дополнительно наличие избыточной массы тела (напр., ИМ+, ИМ- и промежуточный случай ИМ+) и излишней, не по погоде, одежды (ТК+, ТК- и ТК+) и если эти легко запоминающиеся коды будут использовать и врачи, и те, кто занимается кодированием символов в БД канцер-регистра, то никакая дополнительная учеба персонала не понадобится, а видоизменение ПО регистра будет простым пополнением.

Министерство здравоохранения такими средствами не располагает.
В.Т. Белорусский Минздрав, хоть и бедное ведомство, но тиражом до 1 тыс. экз. выпустить инструктивное письмо на 1 листке бумаги формата А5 средства бы нашел.

Рекомендую обратиться в Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований.
В.Т. Нужна достоверная статистика о корреляции онкозаболевания с ИМ и ТК. Но получить ее «со стороны», даже имея грант БРФФИ, невозможно (для этого кому-то пришлось бы в течение года присутствовать вместе с онкобольными на приемах у сотен врачей по всей республике, подсказывая им, что надо у больных спрашивать. Ясно, что на такой нелепый проект грант БРФФИ получить невозможно).

Директор НИИ ОМР им. Н.Н.Александрова, д.м.н., проф. И.В.Залуцкий».

Несообразности в ответном письме в БО МАГ столь велики, что сомнений в том, что директор НИИ писал его не сам, почти нет; скорее всего, реальный автор письма даже не м.н.с. и не аспирант, а секретарша директора без медицинского образования, получившая от директора лишь инструкции на письмо-отписку. Можно понять, как занят сам директор, как много у него своих дел, чтобы еще заниматься чужими инициативами, но простить трудно, потому что вероятность справедливости гипотезы очень велика, и подтверждение ее как медицинского факта сделало бы холодовую профилактику раковых заболеваний эффективным инструментом в работе онкологов.

Примечание 2012 г. 10 лет упущено. Ставлю для авторов и читателей прозы.ру эту рекомендацию, чтобы она все-таки хоть как-то работала.