Загадки ближнего поля

Геннадий Черепенин
   Лихие 90-е годы кроме негативных впечатлений принесли и встречи с интересными людьми, с которыми я бы не встретился в обычные времена. Одним из таких людей был Олег Николаевич Терешин. С ним я был знаком заочно, как с одним из авторов  монографии "Антенны УКВ", или "Синтез антенн на замедляющих структурах".

Для выживания в те годы,когда на нашем предприятии полтора года не платили зарплату, пришлось заняться спутниковым телевидением. В то время уже формировался слой новых русских, которые могли покупать экзотических вещи, какими в те годы были компьютеры и спутниковое ТВ. Занимаясь разработкой зеркальных антенн, я одновременно искал способы создания более дешевых антенн, не требующих при изготовлении дорогих прессформ.
 
Совсем случайно я наткнулся на авторское свидетельство, в котором описывалось антенное устройство в виде решетки печатных элементов, размещенных на пенопластовой подложке.Подбирая геометрию решетки, можно было ориентировать луч в пространстве в заданном направлении. Такую антенну можно было изготовить в полукустарных условиях. А если заменить травление элементов на фольгированном материале на вырезание, так вообще можно было изготавливать в квартире. Привлекало и то, что антенну можно было легко размещать на стене дома без сложных опорных устройств. Первым среди авторов значился О.Н.Терешин.

Эта информация отложилась у меня в памяти и всплыла совсем неожиданно в Московском энергетическом институте (МЭИ), где я общался со своими коллегами. Случайно в разговоре была упомянута фамилия Терешина и я навострил уши "А разве он у вас аботает?".Выяснилось, что он у них не работает, но из студентов и аспирантов набрал команду, которая сама зарабатывает деньги и ведет научную работу.

Узнать координаты было несложно и я прямо из института договорился о встрече в тот же день. Олег Николаевич подробно объяснил, как добраться к нему. Помню, что ориентиром служил большой зеленый дом. Добрался я без приключений.

Поразило меня обилие различных организаций, ютившихся на всех этажах. После знакомства с Терешиным я поинтересовался, что за Ноев ковчег здесь разместился. В ответ услышал удивительную историю. Оказывается, это здание проектировалось и было построено для районной АТС. Но уже перед размещением аппаратуры, произведенной на Алтае, председатель исполкома (по-нынешнему-префект) побывал в командировке в Финляндии, где и прикупил по случаю тамошнюю АТС.

Финны приехали для монтажа аппаратуры и попросили выделить комнатку 20 кв.метров.После чего в течение двух месяцев все смонтировали, опечатали и теперь наезжают раз в квартал для контроля и профилактики. А все громадное здание оказалось ненужным и быстро заполнилось разными фирмочками. Олег Николаевич со своей командой занимал здесь три или четыре комнаты.

Внешне он был похож на актера Е.Матвеева, имел хорошо поставленный командирский голос, и на мой вопрос "не пришлось ли ему послужить в армии?", он просто ответил, что является полковником КГБ в отставке.

В этот день, как я понимаю, он присматривался ко мне, больше расспрашивал, чем рассказывал. Одновременно прикидывал, что можно с моей помощью получить по работе. Зато на следующий день, когда мы вновь встретились, он развернулся во всем блеске. Выяснилось, что его страсть - ближнее поле антенн. Хочу сразу заметить, что этот раздел антенной техники, наиболее противоречивый, во всяком случае для меня. Как выяснилось, не только для меня.

С присущим ему напором Олег Николаевич стал рассказывать, какие еще неизученные возможности таит ближнее поле. Среди прочего он рассказал о работе, про которую раньше он говорить не мог в силу ее специфики, но теперь все ограничения сняты, и можно даже публиковать в открытой печати.

Смысл заключался в том, что при работе ретрансляторов, удаленных на десятки километров друг от друга, можно было развернуть специальную антенную систему, которая формирует ближнее поле таким образом, что можно перехватывать передаваемую информацию так же эффективно, будто антенна поднята на высоту ретранслятора и находится в радиолуче. А на самом деле антенна размещена на земле и замаскирована деревьями.

Меня в его рассказе поразила не специфика работы такой системы, слава богу пришлось насмотреться всякого, а то, что можно формировать волновой фронт в заданном направлении на значительном удалении от антенны. Это не укладывалось в привычные допуски
R>D^2/л.
 
А далее Олег Николаевич с горечью рассказал, чем приходится заниматься, чтобы добыть денег для научных исследований. Оказывается, неплохие деньги платят бизнесмены за борьбу с крысами. Речь идет не о тех монстрах, что по данным желтой прессы заполонили московское метро. Обычные крысы приносят ощутимый ущерб, если заведутся под полом обширного склада.

Современные крысы различные яды жрут с удовольствием, уничтожать их можно только прямым путем, но не будешь же вскрывать весь пол для обнаружения крысиных нор. Вот здесь и пригодилась техника ближнего поля. С точностью до нескольких сантиметров можно дистанционно определять пустоты в земле, где и живут крысы.

Попутно он рассказал, как крысиное нашествие связано с московской Олимпиадой 1980 года. Оказывается, тогда Москву зачистили не только от бомжей, но и перестреляли всех бродячих собак. А крысы на генетическом уровне боятся собак, никогда не поселятся в подвале, где пахнет собачьей мочой. Вот таким образом благие помыслы обернулись подлинной бедой.
   
Разумеется, крысиные деньги только помогали развивать нужные направления работ. А задумки были интересные, оказывается их техника позволяла находить человека под несколькими метрами бетонных обломков, фиксируя движение грудной клетки или пачки сигарет в нагрудном кармане. Испытания эта техника прошла в Армении в Спитаке во время страшного землетрясения. Узнав, что наше предприятие занималось методами подповерхностной радиолокации, он очень обрадовался, заявив, что следует объединить усилия. И тут же заявил, что готов принять моего инженера на выучку с последующей защитой кандидатской диссертации.

Наметив план дальнейших действий, мы расстались с Олегом Николаевичем. Вскоре я командировал к нему на учебу способного инженера Игоря Казакова. Раза три или четыре я приезжал к нему в гости и проведать своего протеже. А дела шли все хуже, не стало денег на оплату командировочных моему инженеру и обучение пришлось прервать. У Терешина О.Н. тоже стали проскальзывать нотки разочарования современной жизнью ученого, когда
приходится буквально выживать. И не лучше ли уехать на Запад, куда его уже не раз приглашали.

Грустно писать об этом, но я не знаю, какова дальнейшая судьба этого незаурядного человека. На пару моих писем он не ответил. А потом до меня дошли слухи о его смерти. Хотелось бы узнать больше. Если кто-нибудь знает, сообщите мне.