Павлов и Фрейд. Два взгляда на разум VIII

Никита Ломоносов
Пытаясь опровергнуть достижения Фрейда, Г. Уэллс парадоксально описывает открытия Павлова в физиологии в выражениях, какие смело можно приписать психоанализу Фрейда с его глубинными влечениями. Нас в некоторой степени поразил факт игнорирования самим автором такого интересного для определенных выводов момента.

К примеру, вот определение Ивана Павлова двух физиологических систем.

«Эта вторая система сигнализации и ее орган, как самое последнее приобретение в эволюционном процессе, должны быть особенно хрупкими, поддающимися в первую голову разлитому торможению, раз оно возникает в больших полушариях при самых первых степенях гипнотического состояния. Тогда вместо обычно первенствующей в бодром состоянии работы второй сигнализационной системы выступает деятельность первой, сперва и более устойчиво в виде мечтательности и фантастичности, а дальше и более остро в виде сумеречного или собственно легкого сонного состояния (отвечающего просоночному или состоянию засыпания), освобожденной от регулирующего влияния второй системы. Отсюда хаотический характер этой деятельности, не считающейся больше или мало считающейся с действительностью и подчиняющейся главным образом эмоциональным влиянием подкорки».

Упоминаемые в этом отрывке две системы весьма сильно напоминают первичный и вторичный процессы Фрейда в механизме деятельности психики, то есть основные свойства деятельности безсознательного и сознания.

В качестве доказательства этого приведем отрывок из статьи Фрейда «Положение о двух принципах психической деятельности»:

Я повторю положение, подробно развитое мною уже в другом месте (в общей части “Толкования сновидений”), если укажу, что психическое состояние покоя первоначально было нарушено властными запросами внутренних потребностей, — в этом случае желанное выдвигалось просто в виде галлюцинации, как это и теперь еще еженощно происходит в наших сновидениях. И только отсутствие ожидаемого удовлетворения — разочарование — привело к отказу от такой попытки удовлетворения путем галлюцинации. Вместо этого психический аппарат должен был решиться представить себе реальные соотношения внешнего мира и стремиться к их реальному изменению. Таким образом, был введен новый принцип душевной деятельности. Представлялось уже не то, что приятно, а то, что действительно, даже если оно и неприятно. Это введение принципа реальности повлекло за собой большие последствия.

                Продолжение следует ...