Простить - значит, совершить подвиг!

Владимир Кокинский
Жизнь человека полна конфликтов. Причём конфликтов самых разноплановых, затрагивающих абсолютно все стороны человеческого бытия. Они могут возникать «на ровном месте» или выплёскиваться вследствие долговременного созревания. Характер конфликтов, как и их причины, фундамент, бывают чрезвычайно разнообразны. Политические, социальные, межличностные, служебные, религиозные, материальные и т. п. Избежать их в нашей жизни просто невозможно, а всякий конфликт оставляет глубокие незаживающие раны в душах всех его участников. Ведь, не существует ссор и коллизий, в которых нет невиноватых. И единственный выход очистить свою душу – просить прощения и прощать.
В современном мире бытует такой стереотип, что просить прощения и прощать – признак слабости и безволия. Это абсолютно неверное суждение. Здесь идёт речь не о злобной ухмылке человека, заставленного просить прощения, вынужденного извиняться, независимо от его внутреннего состояния, от того, готов он покаяться или не готов.
Прощение должно родиться и вызреть в глубине человеческой души. Оно не может быть продуктом необдуманным и сиюминутным. Оно достигается в результате длительных и мучительных переживаний, сопровождающихся постоянной оценкой и переоценкой жизненных ситуаций. И всеми почитаемый православный праздник «Прощёное воскресенье», не следует воспринимать, как неизбежную каторгу, как слово «прости», произнесённое сквозь зубы и с ненавистью в глазах. Такое мнимое прощение не принесёт никому пользы, а скорее, наоборот, наполнит злостью человеческую душу, для которой такое «прощение» будет унижением. Этот праздник призван стать знаком, знамением, которое заставит человека, не дожидаясь бед и ненастий, оглянуться и покаяться.
В подавляющем большинстве случаев, человеку требуется сигнал, предупреждение о том, что в его жизни происходит что-то не так. Внезапно охвативший недуг, несчастный случай, семейные неурядицы и прочее, способное заставить его задуматься о праведности своей жизни. И зачастую эти оценки своего поведения, размышления о причинах горестей и бед, анализ своих взаимоотношений с окружающими людьми приводят к осознанию сущности прощения, его величайшей и важнейшей роли в жизни.
Удивительно ещё и то, что прощение может быть односторонним. То есть, каясь, признавая и осознавая свои ошибки, человек уже духовно очищается. Прося прощение, он возносится над мирской суетой, невзгодами и напастями. Мир для него становится чище, ярче и добрее. Также и прощающий, который смог забыть конфликт и всё что его сопровождало. Забыть и простить первым, без видимых предпосылок, без извинений обидчика, просто, потому что скверно на душе. Но, тем не менее, идеальное прощение – полное примирение всех участников конфликта. Это искренние извинения одной стороны, безо всяких условий и оговорок, и такое искреннее принятие их, другой.  Но зачастую бывает так сложно подавить в себе обиды и гордыню, которые мешают оценить ситуацию, подавить в себе гнев и злость!
Способность к прощению – это признак того, что человек совершенствуется духовно. И не важно, просит он прощения или прощает. Прощение – это полное и безоговорочное признание собственных ошибок, основанное на глубоком анализе ситуаций, приведших к конфликту. Это плод огромной работы над своим мировоззрением, над пониманием своего отношения к окружающему миру, над организацией своей духовной жизни, поиск и исправление изъянов в ней.
Простить – значит совершить подвиг! Забыть и никогда более не вспоминать и не напоминать о конфликте, его сути, его предпосылках и деталей. Это необходимое условие истинного прощения. Только и только в этом случае, возможно достичь результата, позволяющего продолжить жизнь на новом духовном уровне, подняться на ступеньку вверх по лестнице самосовершенствования.
В своих духовных наставлениях, старец Варсонофий Оптинский говорит о том, что не следует сердиться на обижающих, «…ибо они лучшие наши благодетели, указавшие нам наши немощи, которые мы, может быть, и не предполагали в себе. Мы должны с такими обойтись кротко и помолиться за них. Кроткое обращение совершает чудеса». Как часто мы может быть кроткими и смиренными, чтобы предупреждать конфликты или искуплять их? И осознаём ли мы вообще, что, действительно, обижающие являются благодетелями, «указателями» на то, в каком направлении его оппоненту требуется совершенствоваться?
Мы так часто обижаем друг друга и окружающих своим равнодушием, сами того не замечая, что, наверно, каждую минуту должны совершать что-то хорошее, доброе для людей и просить прощения друг у друга.

2011