Жизнь человека полна конфликтов. Причём конфликтов самых разноплановых, затрагивающих абсолютно все стороны человеческого бытия. Они могут возникать «на ровном месте» или выплёскиваться вследствие долговременного созревания. Характер конфликтов, как и их причины, фундамент, бывают чрезвычайно разнообразны. Политические, социальные, межличностные, служебные, религиозные, материальные и т. п. Избежать их в нашей жизни просто невозможно, а всякий конфликт оставляет глубокие незаживающие раны в душах всех его участников. Ведь, не существует ссор и коллизий, в которых нет невиноватых. И единственный выход очистить свою душу – просить прощения и прощать.
В современном мире бытует такой стереотип, что просить прощения и прощать – признак слабости и безволия. Это абсолютно неверное суждение. Здесь идёт речь не о злобной ухмылке человека, заставленного просить прощения, вынужденного извиняться, независимо от его внутреннего состояния, от того, готов он покаяться или не готов.
Прощение должно родиться и вызреть в глубине человеческой души. Оно не может быть продуктом необдуманным и сиюминутным. Оно достигается в результате длительных и мучительных переживаний, сопровождающихся постоянной оценкой и переоценкой жизненных ситуаций. И всеми почитаемый православный праздник «Прощёное воскресенье», не следует воспринимать, как неизбежную каторгу, как слово «прости», произнесённое сквозь зубы и с ненавистью в глазах. Такое мнимое прощение не принесёт никому пользы, а скорее, наоборот, наполнит злостью человеческую душу, для которой такое «прощение» будет унижением. Этот праздник призван стать знаком, знамением, которое заставит человека, не дожидаясь бед и ненастий, оглянуться и покаяться.
В подавляющем большинстве случаев, человеку требуется сигнал, предупреждение о том, что в его жизни происходит что-то не так. Внезапно охвативший недуг, несчастный случай, семейные неурядицы и прочее, способное заставить его задуматься о праведности своей жизни. И зачастую эти оценки своего поведения, размышления о причинах горестей и бед, анализ своих взаимоотношений с окружающими людьми приводят к осознанию сущности прощения, его величайшей и важнейшей роли в жизни.
Удивительно ещё и то, что прощение может быть односторонним. То есть, каясь, признавая и осознавая свои ошибки, человек уже духовно очищается. Прося прощение, он возносится над мирской суетой, невзгодами и напастями. Мир для него становится чище, ярче и добрее. Также и прощающий, который смог забыть конфликт и всё что его сопровождало. Забыть и простить первым, без видимых предпосылок, без извинений обидчика, просто, потому что скверно на душе. Но, тем не менее, идеальное прощение – полное примирение всех участников конфликта. Это искренние извинения одной стороны, безо всяких условий и оговорок, и такое искреннее принятие их, другой. Но зачастую бывает так сложно подавить в себе обиды и гордыню, которые мешают оценить ситуацию, подавить в себе гнев и злость!
Способность к прощению – это признак того, что человек совершенствуется духовно. И не важно, просит он прощения или прощает. Прощение – это полное и безоговорочное признание собственных ошибок, основанное на глубоком анализе ситуаций, приведших к конфликту. Это плод огромной работы над своим мировоззрением, над пониманием своего отношения к окружающему миру, над организацией своей духовной жизни, поиск и исправление изъянов в ней.
Простить – значит совершить подвиг! Забыть и никогда более не вспоминать и не напоминать о конфликте, его сути, его предпосылках и деталей. Это необходимое условие истинного прощения. Только и только в этом случае, возможно достичь результата, позволяющего продолжить жизнь на новом духовном уровне, подняться на ступеньку вверх по лестнице самосовершенствования.
В своих духовных наставлениях, старец Варсонофий Оптинский говорит о том, что не следует сердиться на обижающих, «…ибо они лучшие наши благодетели, указавшие нам наши немощи, которые мы, может быть, и не предполагали в себе. Мы должны с такими обойтись кротко и помолиться за них. Кроткое обращение совершает чудеса». Как часто мы может быть кроткими и смиренными, чтобы предупреждать конфликты или искуплять их? И осознаём ли мы вообще, что, действительно, обижающие являются благодетелями, «указателями» на то, в каком направлении его оппоненту требуется совершенствоваться?
Мы так часто обижаем друг друга и окружающих своим равнодушием, сами того не замечая, что, наверно, каждую минуту должны совершать что-то хорошее, доброе для людей и просить прощения друг у друга.
2011