Племянница публикует рассказы дяди
МАТВЕЙ ТЕВЕЛЁВ."СКАЖИ-ОТ ЛЮДЕЙ.." СБОРНИК РАССКАЗОВ.
"ЭТА КНИГА, ИЗДАННАЯ В 1963 ГОДУ ЗАКАРПАТСКИМ ОБЛАСТНЫМ КНИЖНО-ГАЗЕТНЫМ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ
-"ПЕРВОЕ ПОСМЕРТНОЕ ИЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАТВЕЯ ГРИГОРЬЕВИЧА", ИЗВЕСТНОГО В РОССИИ
БОЛЬШЕ, КАК СЦЕНАРИСТА-СОАВТОРА СЕМЁНА ПОЛОЦКОГО...
Публикация рассказов М.Тевелёва на странице Ф.Маевской не нарушает авторские
права,так как Ф.Маевская в России единственная правонаследница произведений
М.Тевелёва (на правах старшей племянницы писателя-сценариста,брата её матери
Р.Тевелёвой(в заужестве Р.Маевской),что Ф.Маевская может доказать документально.
В Ужгороде произведения М.Тевелёва не прекращают издаваться союзом писателей,
осуществляющим и уход за местом,где похоронен писатель.
М.Тевелёв. РУКИ МАТЕРИ. Рассказ из сборника "Скажи-от людей..."
Если была у тебя большая шумная семья, если в комнатах вашей квартиры становится тесно, когда вы все собирались вместе, и если желчный сосед, придира и скандалист, аккуратно слал управхозу грозные заявления:"Сегодня они опять пели после узаконенных двенадцати часов", ты без труда представишь и эту семью.
На тихой ленинградской улице, такой тихой, что в трещинах асфальта безбоязненно росла шелковистая трава, в пятом этаже большого дома жила шестёрка Ганичевых.
Из окон их комнат был виден весь город. Поблёскивая на солнце, мимо дворцов и гранитных спусков величаво шла к Финскому заливу Нева. В высоком северном небе, на причале Адмиралтейской иглы, стоял золотой корабль под парусами, и на том берегу зеленел Летний сад за своей прославленной решёткой.
Шестёрка Ганичевых в шутку прозвала себя "полдюжиной". Но эта кличка до такой степени укрепилась за ними, что на квартирных дверях, среди многих табличек, была и такая: "К полдюжине звонить два раза".
Душой семьи была мать. Сероглазая русская красавица с едва приметной усталостью на на лице, она вся принадлежала детям. Их горести и радости были её горестями и радостями, она умела вовремя пожурить, вовремя приласкать, она скорее была старшей подругой, чем матерью, и дети платили ей любовью всего своего сердца и благодарностью.
Нельзя сказать, чтобы жизнь Анны Сергеевны была лёгкой. Хлопотливый день очень утомлял её, но она любила часы, когда вся семья собиралась вместе, ей был по душе шум и говор, и смех по любому пустяку, и бренчатые гитары-всё чем наполнялись комнаты в вечерние часы.
Раз в году, летом, матери предоставляли отпуск. Уложив чемоданы, тяжело вздыхая, она уезжала в пригородный дом отдыха, куда ей покупалась путёвка, со строгим запретом приезжать в течение месяца домой.
-Хорошо,- говорила она обиженно.-Не буду приезжать.Живите без меня, как знаете.
Но Анна Сергеевна не выдерживала обещания. Частенько вечерним поездом возвращалась она в город и в темноте проходила раз другой по улице, глядя на освещённые окна своей квартиры. Соблдая все предосторожности, чтобы не быть замеченной, она пробиралась к дому дворника, с которым была в заговоре, и узнав о том, что всё благополучно и что от Петрова, их желчного соседа, поступило положенное число заявлений, со спокойным сердцем уезжала обратно.
Пришла война. Суровая и тяжёлая, она принесла много испытаний нашему городу и семье Ганичевых. Долгие осенние ночи простаивала Анна Сергеевна с сыновьями на крыше дома, того дома, где шла жизнь. Они тушили зажигательные бомбы, с замирающим сердцем прислушивались к близкому разрыву фугасок, но стояли.
Когда звучал отбой воздушной тревоги, легчало на сердце, и Анна Сергеевна шутливо говорила детям:
-Чудесная музыка! За такую музыку премию надо давать
Потом была зима, памятная на все годы.
Я бывал зимой в семье Ганичевых. Похудевшие, осунувшиеся, ютились они в одной комнате. Желчный сосед больше не жаловался управхозу и, должно быть страдал от этого.
Но семью Ганичевых ещё больше спаяла зима. Дружба их стала мужественной и серьёзной. Не зная усталости, они помогали матери, берегли её силы. Заботились о соседях, носили воду беспомощным одиноким старикам, и мать гордилась своими детьми, которые так хорошо, по-мужски, просто вели себя в это трудное время
Но вот пахнуло весной, и с каким радостным волнением ринулась "полдюжина" на дворы и мостовые скалывать лёд, убирать чернеющий снег, мусор! Город преобразился, он точно встряхнулся и зазвенел. Сотни тысяч людей чистили, скребли, убирали свой город. Зашумела весна, и первый месяц её-апрель вошёл в Ленинград. Он принёс с собой теплынь и то щемящее чувство облегчения, которого так нетерпеливо , сжав зубы, ждали ленинградцы в долгие и томительные зимние дни.
Но для Ганичевых апрель был ещё и своим, семейным месяцем. В апреле из года в год "полдюжина" в праздновала день рождения старшей Ольги.
В этот день, дождавшись когда вся семья была в сборе, Анна Сергеевна заторопилась в магазин, чтобы выкупить норму сахара; заранее выкупать она боялась ; выдержка по этой части могла подвести.
Стоя в очереди, мать улыбалась при мысли о сюрпризе, приготовленном ею детям. В течении двух недель она незаметно для остальных выделяла из своей дневной порции по ломтику хлеба, сушила его и берегла к празднику.
В магазине Анну Сергеевну застала воздушная тревога. Это был один из первых налётов вражеской авиации после зимнего прерыва. От уханья зениток дребежали огромные зеркальные стёкла витрин. Где-то рвались поспешно сбрасываемые бомбы.
Когда прозвучал отбой, и распахнулись настежь высокие двери магазина, Анна Сергеевна заторопилась домой.
Мать вбежала в тихую улицу и вдруг остановилась. Дома, в котором жила она, не было, семья, которую растила она, не было. Бурая пыль висела над тихой улицей, и там , высоко, где так недавно был пятый родной этаж, остался угол с ванной колонкой и полочка. на которой невредимо стояла белая кружечка с зубной Олиной щёткой.
Мать застонала, заметалась у развалин дома. Она звала детей, плакала и снова вставала,-должно быть так вьются и стонут, и машут крыльями птицы над разорёнными гнёздами...
На завод боеприпасов пришла седая старая женщин. Здесь недавно работал её семнадцатилетний сын.
Начальник отдела принял её у себя в канторе и предложил работу секретаря директора. Она отказалась.
-Пошлите меня в цех,-сказала она глухо и настойчиво,-только в цех.
-Это вам будет не под силу, товарищ Ганичева.-мягко возразил начальник.-Не по нашим рукам работа в цеху.
-Только в цех,-настойчиво повторила женщина.
-Работа секретаря тоже очень нужная и важная работа,-продолжал начальник.
Но женщина упорно стояла на своём.
После долгих и безрезультатных разговоров начальник сдался. И вот цех, где делались авиабомбы, вошла новая работница. Всё было ново ей здесь, непривычно и непонятно, но сердце её горело. и руки, тихие, ласковые материнские руки рвались и требовали работы.
Мастер, к которому приставили Анну Сергеевну, украдкой посмотрел на свою седовласую ученицу и промычал:
-Давйте двигаться.
Начались трудные дни, полные упорства и невероятного напряжения сил. Разбитая Анна Сергеевна возвращалась после работы в общежитие, где теперь жила она, и, словно подкошенная, падала от усталости на свою койку. Минутами ей казалось, что она не выдержит напряжения, что её сломят первые неудачи, и когда ей становилось совсем невмоготу, пошатываясь, шла она на тихую улицу, где некогда стоял её дом, и долго простаивала там, глядя сухими серыми глазами ввысь, на полочку с белой кружкой, которые так и остались нетронутыми.
И сердце её сжалось от боли, и потрескавшиеся губы шептали:
-Выдержу, выдержу. Всё выдержу, всё...
Двадцать шестого июля тысяча девятьсот сорок второго года строгий мастер подошёл к Анне Сергеевне и сказал:
-Теперь делайте сами, я и глядеть не буду, двигайте.
Это был первый день её самостоятельной работы.
Неведомая до сих пор быстрота и сноровка появилась в движениях этой женщины, точно дремавшие до сих пор силы пробудились в ней и огнём вырвались наружу.
-Знаете как это называется?-говорил мастер соседям, следя издали за работой своей ученицы.-На научно-техничесом яэыке такая жаркая работа называется ненавистью. Учтите!
Когда были изготовлены пять первых авиабомб, Анна Сергеевна пошла к директору и попросила разрешения сопровождать свои изделия письмами.
Получив разрешение, мать вернулась в цех, вырвала из блокнота листки и написала:
"Милый товарищ лётчик!
Эта бомба сделана руками ленинградской женщины. Пятеро детей было у меня. Я подняла, воспитала, вырастила честных и хороших советских людей, но немецкие убийцы лишили меня семьи. Отомсти за моё горе, родной сокол, за боль и страдание материнского сердца.
Анна Ганичева".
Мать писала, и крупные слёзы падали на белые короткие листки. Окончив писать. женщина подошла к ожидающим отправки авиабомбам и прикрепила к ним свои письма.
Третьего августа матери пришло письмо. Анна Сергеевна вскрыла конверт. Ей писал лётчик и комиссар авиаэскадрильи.
"Товарищ Ганичева!"
Извините, что так официально обращаюсь к Вам, но мы не знаем вашего имени отчества. Сообщаем, что пять авиабомб, сделанных вами были сброшены тридцать первого июля в семнадцать десять на скопление эшелонов врага. Бомбы попали точно в цель. По данным разведки уничтожено: двадцать вагонов и платформ с танками и более ста пятидесяти гитлеровцев. Желаем успеха. Шлите ещё.
Батальонный комиссар
Успенский.
Лётчик, младший лейтенант
Игнатьев".
Так началась месть матери, у которой совсем недавно была большая, дружная и шумная семья.
1942
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
"Матвей Григорьевич Тевелев (настоящее отчество — Герцович, 20 марта 1908, Ильино, Смоленская область — 1962) — русский писатель и сценарист.
Литературную деятельность начал в 1928 году, в качестве сценариста работал со студиями Ленфильм (с 1939), ЦОКС.
После войны жил в Закарпатье. Автор романа «Свет ты наш, Верховина…» (по нему в 1957 году поставлен один из известных спектаклей Закарпатского театра), пьесы в 4-х актах «Навстречу эскадре». Вместе с Н. Богословским написал песню «Письмо в Москву» (впервые исполненную С. Я. Лемешевым).
Над сценариями кинофильмов («Аринка» (1939), «Старая гвардия» (1941) и др.) работал в соавторстве с Семёном Полоцким.
[править]
Фильмография
1939 — Аринка (совместно с С.Полоцким)
1940 — Переход (совместно с С.Полоцким)
1941 — Старая гвардия (совместно с С.Полоцким)
1942 — Боевой киносборник № 12 Эпизод «Ванька» (совместно с С.Полоцким)
1942 — Варежки (совместно с С.Полоцким)
1960 — Возвращение"
МАТЕРИАЛ О МАТВЕЕ ТЕВЕЛЁВЕ В ИНТЕРНЕТЕ .
www.ap22.ru/paper/paper_3385.html
"25 мар 2011 – ... На другой день Никита ... Обратился к другу, писателю Матвею Тевелеву. Он ответил: «Я никогда стихи не писал. ... И артист попросил написать что-нибудь специально для него». ..."
"Письмо в Москву"1938год.
"Музыка: Н. Богословский Слова: М. Тевелев"
Исполняет С.Лемешев.
"В 1937 г. Богословский принял участие в конкурсе на лучшую песню, его «Письмо в Москву» (стихи М.Тевелева) отмечена не была, однако вскоре вошла в репертуар
С.Лемешева... "
"Письмо в Москву"
"... исполнение - позднесоветское, Геннадия Каменного.
Музыка: Н.Богословский Слова: М.Тевелев 1939г. Исполняет: Геннадий Каменный Исполнение 1980г."( в интернете можно прослушать в исполнении Г.Каменного,С.Лемешева и М.Бернеса)
"Искусство блокадного Ленинграда
www.epochtimes.ru/content/view/21997/8/
"31 янв 2009 – ... на концерты, слушали радио и читали книги, пока не сожгли их для растопки печей. ... По её словам, стихи шли сплошным потоком, «наступая на пятки друг другу, ... И вот мы остановили свой выбор на пьесе Матвея Тевелева ...":
"В суровую блокадную пору мы очень много выезжали с концертами. Мы понимали, что наш приезд к усталым, истощенным, но сильным духом защитникам города несет заряд оптимизма, уверенность в победе…
Нас всегда волновал вопрос репертуара. К нам приходили и приносили свои новые произведения, рожденные в блокадном городе, Ольга Берггольц, Вера Инбер, Николай Тихонов, Всеволод Азаров, Александр Крон.
И вот мы остановили свой выбор на пьесе Матвея Тевелева «Навстречу эскадре». Конечно, мы видели и достоинства, и недостатки пьесы, но все горели одним желанием: создать большой спектакль о Великой Отечественной войне. Иногда, правда, не верилось, что премьера состоится. Очень тяжелое время! Актеры еле держались на ногах, истощенные, ослабшие, но полные энтузиазма.
И премьера состоялась 5 июля 1942 года в малом зале Дома культуры Промкооперации! Спектакль получился несколько камерным, очень портативно оформленным и был хорошо принят нашими зрителями».(Из дневника Ивана Дмитриева, артиста театра Балтийского Флота)"