Руки Матери-памяти дяди

Маевская Флорина
     Племянница публикует рассказы дяди
  МАТВЕЙ  ТЕВЕЛЁВ."СКАЖИ-ОТ  ЛЮДЕЙ.."  СБОРНИК  РАССКАЗОВ.
 "ЭТА  КНИГА, ИЗДАННАЯ  В  1963  ГОДУ ЗАКАРПАТСКИМ  ОБЛАСТНЫМ КНИЖНО-ГАЗЕТНЫМ ИЗДАТЕЛЬСТВОМ
 -"ПЕРВОЕ  ПОСМЕРТНОЕ  ИЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ  МАТВЕЯ  ГРИГОРЬЕВИЧА", ИЗВЕСТНОГО  В  РОССИИ
 БОЛЬШЕ, КАК  СЦЕНАРИСТА-СОАВТОРА  СЕМЁНА  ПОЛОЦКОГО...

 Публикация  рассказов  М.Тевелёва  на  странице  Ф.Маевской   не  нарушает  авторские
 права,так  как  Ф.Маевская  в  России  единственная правонаследница  произведений
 М.Тевелёва (на  правах  старшей  племянницы  писателя-сценариста,брата  её  матери
 Р.Тевелёвой(в  заужестве  Р.Маевской),что  Ф.Маевская  может  доказать документально.
 В  Ужгороде  произведения  М.Тевелёва  не  прекращают  издаваться  союзом  писателей,
 осуществляющим  и  уход  за   местом,где  похоронен  писатель. 


М.Тевелёв.  РУКИ   МАТЕРИ. Рассказ  из  сборника "Скажи-от  людей..."

          Если  была  у  тебя  большая  шумная  семья, если  в  комнатах  вашей  квартиры  становится   тесно, когда  вы  все  собирались  вместе, и  если  желчный  сосед, придира и  скандалист, аккуратно  слал  управхозу  грозные  заявления:"Сегодня  они  опять  пели  после  узаконенных  двенадцати  часов", ты  без  труда  представишь  и  эту  семью.

         На  тихой  ленинградской  улице, такой  тихой, что  в  трещинах  асфальта  безбоязненно  росла  шелковистая  трава, в  пятом  этаже  большого  дома  жила  шестёрка  Ганичевых.

          Из  окон  их  комнат  был  виден  весь   город. Поблёскивая  на  солнце, мимо  дворцов  и гранитных  спусков  величаво  шла  к Финскому  заливу  Нева. В  высоком  северном  небе, на  причале  Адмиралтейской  иглы, стоял  золотой  корабль  под  парусами, и  на  том  берегу  зеленел  Летний  сад  за  своей  прославленной  решёткой.

          Шестёрка  Ганичевых  в  шутку  прозвала  себя  "полдюжиной". Но  эта  кличка  до  такой  степени  укрепилась  за  ними, что  на  квартирных  дверях, среди  многих  табличек, была  и  такая: "К  полдюжине  звонить  два  раза".

          Душой  семьи  была  мать. Сероглазая  русская  красавица  с  едва  приметной  усталостью  на  на  лице, она  вся  принадлежала  детям. Их  горести  и  радости  были  её  горестями  и  радостями, она  умела  вовремя  пожурить, вовремя  приласкать, она  скорее  была  старшей  подругой, чем  матерью, и  дети  платили  ей  любовью  всего  своего  сердца  и  благодарностью.

          Нельзя  сказать, чтобы  жизнь  Анны  Сергеевны  была  лёгкой. Хлопотливый  день  очень  утомлял  её, но  она  любила  часы, когда  вся  семья  собиралась  вместе, ей  был  по  душе  шум  и  говор, и  смех  по  любому  пустяку, и  бренчатые  гитары-всё  чем  наполнялись  комнаты  в  вечерние  часы.

          Раз  в  году, летом, матери  предоставляли  отпуск. Уложив  чемоданы, тяжело  вздыхая, она  уезжала  в  пригородный  дом  отдыха, куда  ей  покупалась  путёвка, со  строгим  запретом  приезжать  в  течение  месяца  домой.
           -Хорошо,- говорила  она  обиженно.-Не  буду  приезжать.Живите  без  меня, как  знаете.

          Но  Анна  Сергеевна  не  выдерживала  обещания. Частенько  вечерним  поездом  возвращалась  она  в  город  и  в  темноте  проходила  раз  другой  по  улице, глядя  на  освещённые  окна  своей  квартиры. Соблдая  все  предосторожности, чтобы  не  быть  замеченной, она  пробиралась  к  дому  дворника, с  которым  была  в   заговоре, и  узнав  о  том, что  всё  благополучно  и  что  от  Петрова, их  желчного  соседа, поступило  положенное  число  заявлений, со  спокойным  сердцем  уезжала  обратно.

          Пришла  война. Суровая  и  тяжёлая, она  принесла  много  испытаний  нашему  городу  и  семье  Ганичевых. Долгие  осенние  ночи  простаивала  Анна  Сергеевна  с  сыновьями  на  крыше  дома, того  дома, где  шла  жизнь. Они  тушили  зажигательные  бомбы, с  замирающим  сердцем  прислушивались  к  близкому  разрыву  фугасок, но  стояли.
          Когда  звучал  отбой  воздушной  тревоги, легчало  на  сердце, и  Анна  Сергеевна  шутливо  говорила  детям:
           -Чудесная  музыка! За  такую  музыку  премию  надо  давать
   
          Потом  была  зима, памятная  на  все  годы.
          Я  бывал  зимой  в  семье  Ганичевых. Похудевшие, осунувшиеся, ютились  они  в  одной  комнате. Желчный  сосед  больше  не  жаловался  управхозу  и, должно  быть  страдал  от  этого.

          Но  семью  Ганичевых  ещё  больше  спаяла  зима. Дружба  их  стала  мужественной  и  серьёзной. Не  зная  усталости, они  помогали  матери, берегли  её  силы. Заботились  о  соседях, носили  воду  беспомощным  одиноким  старикам, и  мать  гордилась  своими  детьми, которые  так  хорошо,  по-мужски, просто  вели  себя  в   это  трудное  время

          Но  вот  пахнуло  весной, и  с  каким  радостным  волнением  ринулась  "полдюжина"  на  дворы  и  мостовые  скалывать  лёд, убирать  чернеющий  снег, мусор! Город  преобразился, он  точно  встряхнулся  и  зазвенел. Сотни  тысяч  людей   чистили, скребли, убирали  свой  город. Зашумела  весна, и  первый  месяц  её-апрель  вошёл  в  Ленинград. Он  принёс  с  собой  теплынь  и  то  щемящее  чувство  облегчения, которого  так  нетерпеливо , сжав  зубы, ждали  ленинградцы  в  долгие  и  томительные  зимние  дни.

          Но  для  Ганичевых  апрель  был  ещё  и  своим, семейным  месяцем. В  апреле  из  года  в  год  "полдюжина"  в  праздновала  день  рождения    старшей  Ольги.
          В  этот  день, дождавшись  когда  вся  семья  была  в  сборе, Анна  Сергеевна  заторопилась  в  магазин, чтобы  выкупить  норму  сахара; заранее  выкупать  она  боялась  ; выдержка  по  этой  части  могла  подвести.

          Стоя  в  очереди, мать  улыбалась  при  мысли  о  сюрпризе, приготовленном  ею  детям. В  течении  двух  недель  она  незаметно  для  остальных  выделяла  из  своей  дневной  порции  по  ломтику  хлеба, сушила  его  и  берегла  к  празднику.
          В  магазине  Анну  Сергеевну  застала  воздушная  тревога. Это  был  один  из  первых  налётов  вражеской  авиации  после  зимнего  прерыва. От  уханья  зениток  дребежали  огромные  зеркальные  стёкла  витрин. Где-то  рвались  поспешно  сбрасываемые  бомбы.

          Когда  прозвучал  отбой, и  распахнулись  настежь  высокие  двери  магазина, Анна  Сергеевна  заторопилась  домой.
          Мать  вбежала  в  тихую  улицу  и  вдруг  остановилась. Дома, в  котором  жила  она, не  было, семья, которую  растила  она, не  было.  Бурая  пыль  висела  над  тихой  улицей, и  там , высоко, где  так  недавно  был  пятый  родной  этаж, остался  угол  с  ванной  колонкой  и  полочка. на  которой  невредимо  стояла  белая  кружечка  с  зубной  Олиной  щёткой.

          Мать  застонала, заметалась  у  развалин  дома. Она  звала  детей, плакала  и  снова  вставала,-должно  быть  так  вьются  и  стонут, и  машут  крыльями  птицы  над  разорёнными  гнёздами...

          На  завод  боеприпасов  пришла  седая  старая  женщин. Здесь  недавно  работал  её  семнадцатилетний  сын.
          Начальник  отдела  принял  её  у  себя  в  канторе  и  предложил  работу  секретаря  директора. Она  отказалась.
           -Пошлите  меня  в  цех,-сказала  она  глухо  и  настойчиво,-только  в  цех.
           -Это  вам  будет  не  под  силу, товарищ  Ганичева.-мягко  возразил  начальник.-Не  по  нашим  рукам  работа  в  цеху.
           -Только  в  цех,-настойчиво  повторила  женщина.
           -Работа  секретаря  тоже  очень  нужная  и  важная  работа,-продолжал  начальник.
          Но  женщина  упорно  стояла  на  своём.
          После  долгих  и  безрезультатных  разговоров  начальник  сдался. И  вот  цех, где  делались  авиабомбы, вошла  новая  работница. Всё  было  ново  ей  здесь, непривычно и  непонятно, но  сердце  её  горело. и  руки, тихие,    ласковые  материнские  руки  рвались  и  требовали  работы.

          Мастер, к  которому  приставили  Анну  Сергеевну, украдкой  посмотрел  на  свою седовласую  ученицу  и  промычал:
           -Давйте  двигаться.
          Начались  трудные  дни, полные  упорства  и  невероятного  напряжения  сил. Разбитая  Анна  Сергеевна  возвращалась  после  работы  в  общежитие, где  теперь  жила  она, и, словно  подкошенная, падала  от  усталости  на  свою  койку. Минутами  ей  казалось, что  она  не  выдержит  напряжения, что  её  сломят  первые  неудачи, и  когда  ей  становилось  совсем  невмоготу, пошатываясь, шла  она  на  тихую  улицу, где  некогда  стоял  её  дом, и  долго  простаивала  там, глядя  сухими  серыми  глазами  ввысь, на  полочку  с  белой  кружкой, которые  так  и  остались  нетронутыми.
          И  сердце  её  сжалось  от  боли, и  потрескавшиеся  губы  шептали:
           -Выдержу, выдержу. Всё  выдержу, всё...

          Двадцать  шестого  июля  тысяча  девятьсот  сорок  второго  года  строгий  мастер  подошёл  к  Анне  Сергеевне  и  сказал:
           -Теперь  делайте  сами, я  и  глядеть  не  буду, двигайте.
          Это  был  первый  день  её  самостоятельной  работы.
          Неведомая  до  сих  пор  быстрота  и  сноровка  появилась  в  движениях  этой  женщины, точно  дремавшие  до  сих  пор  силы  пробудились  в  ней  и  огнём  вырвались  наружу.
           -Знаете  как  это  называется?-говорил  мастер  соседям, следя  издали  за  работой  своей  ученицы.-На  научно-техничесом  яэыке  такая  жаркая  работа  называется  ненавистью. Учтите!

          Когда  были  изготовлены  пять  первых  авиабомб, Анна  Сергеевна  пошла  к  директору  и  попросила  разрешения  сопровождать  свои  изделия  письмами.
          Получив  разрешение, мать  вернулась  в  цех, вырвала  из  блокнота  листки  и  написала:
           "Милый  товарищ  лётчик!
          Эта  бомба  сделана  руками  ленинградской  женщины. Пятеро  детей  было  у  меня. Я  подняла, воспитала, вырастила  честных  и  хороших  советских  людей, но  немецкие  убийцы  лишили  меня  семьи. Отомсти  за  моё  горе, родной  сокол, за  боль  и  страдание  материнского  сердца.         
                Анна  Ганичева".

          Мать  писала, и  крупные  слёзы  падали  на  белые  короткие  листки. Окончив  писать. женщина  подошла  к  ожидающим  отправки  авиабомбам  и  прикрепила  к  ним  свои  письма.

          Третьего  августа  матери  пришло  письмо. Анна   Сергеевна  вскрыла  конверт. Ей  писал  лётчик  и  комиссар  авиаэскадрильи.

                "Товарищ  Ганичева!"
           Извините, что  так  официально  обращаюсь  к  Вам, но  мы  не  знаем  вашего  имени  отчества. Сообщаем, что  пять  авиабомб, сделанных  вами  были  сброшены  тридцать  первого  июля  в  семнадцать  десять  на  скопление  эшелонов  врага. Бомбы  попали  точно  в  цель. По  данным  разведки  уничтожено: двадцать  вагонов  и  платформ  с  танками  и  более  ста  пятидесяти  гитлеровцев. Желаем  успеха. Шлите  ещё.
               
                Батальонный  комиссар
                Успенский.

                Лётчик, младший  лейтенант
                Игнатьев".

          Так  началась  месть  матери, у  которой  совсем  недавно  была  большая, дружная  и  шумная  семья.

 1942   



Материал из Википедии — свободной энциклопедии

"Матвей Григорьевич Тевелев (настоящее отчество — Герцович, 20 марта 1908, Ильино, Смоленская область — 1962) — русский писатель и сценарист.

Литературную деятельность начал в 1928 году, в качестве сценариста работал со студиями Ленфильм (с 1939), ЦОКС.

После войны жил в Закарпатье. Автор романа «Свет ты наш, Верховина…» (по нему в 1957 году поставлен один из известных спектаклей Закарпатского театра), пьесы в 4-х актах «Навстречу эскадре». Вместе с Н. Богословским написал песню «Письмо в Москву» (впервые исполненную С. Я. Лемешевым).

Над сценариями кинофильмов («Аринка» (1939), «Старая гвардия» (1941) и др.) работал в соавторстве с Семёном Полоцким.
[править]
Фильмография
1939 — Аринка (совместно с С.Полоцким)
1940 — Переход (совместно с С.Полоцким)
1941 — Старая гвардия (совместно с С.Полоцким)
1942 — Боевой киносборник № 12 Эпизод «Ванька» (совместно с С.Полоцким)
1942 — Варежки (совместно с С.Полоцким)
1960 — Возвращение"


МАТЕРИАЛ  О  МАТВЕЕ  ТЕВЕЛЁВЕ  В  ИНТЕРНЕТЕ .

www.ap22.ru/paper/paper_3385.html
 "25 мар 2011 –  ... На другой день Никита  ... Обратился к другу, писателю Матвею Тевелеву. Он ответил: «Я никогда стихи не писал. ... И артист попросил написать что-нибудь специально для него». ..."

 
 "Письмо в Москву"1938год.
  "Музыка: Н. Богословский Слова: М. Тевелев"
Исполняет  С.Лемешев.

 
 "В 1937 г. Богословский принял участие в конкурсе на лучшую песню, его «Письмо в Москву» (стихи М.Тевелева) отмечена не была, однако вскоре вошла в репертуар
 С.Лемешева... "


   "Письмо в Москву"
 "... исполнение - позднесоветское, Геннадия Каменного.
 Музыка: Н.Богословский Слова: М.Тевелев 1939г. Исполняет: Геннадий Каменный Исполнение 1980г."( в интернете можно прослушать в исполнении  Г.Каменного,С.Лемешева и М.Бернеса)


 "Искусство блокадного Ленинграда
 www.epochtimes.ru/content/view/21997/8/

 "31 янв 2009 –  ... на концерты, слушали радио и читали книги, пока не сожгли их для растопки печей. ... По её словам, стихи шли сплошным потоком, «наступая на пятки друг другу, ... И вот мы остановили свой выбор на пьесе Матвея Тевелева ...":

 "В суровую блокадную пору мы очень много выезжали с концертами. Мы понимали, что наш приезд к усталым, истощенным, но сильным духом защитникам города несет заряд оптимизма, уверенность в победе…

 Нас всегда волновал вопрос репертуара. К нам приходили и приносили свои новые произведения, рожденные в блокадном городе, Ольга Берггольц, Вера Инбер, Николай Тихонов, Всеволод Азаров, Александр Крон.

 И вот мы остановили свой выбор на пьесе Матвея Тевелева «Навстречу эскадре». Конечно, мы видели и достоинства, и недостатки пьесы, но все горели одним желанием: создать большой спектакль о Великой Отечественной войне. Иногда, правда, не верилось, что премьера состоится. Очень тяжелое время! Актеры еле держались на ногах, истощенные, ослабшие, но полные энтузиазма.

 И премьера состоялась 5 июля 1942 года в малом зале Дома культуры Промкооперации! Спектакль получился несколько камерным, очень портативно оформленным и был хорошо принят нашими зрителями».(Из дневника Ивана Дмитриева, артиста театра Балтийского Флота)"