Юрий I Владимирович Долгорукий

Константин Рыжов
                1. Мономаховичи и Ольговичи

В 1125 г., когда умер Владимир Мономах, его сыновья и внуки сидели во многих русских волостях. Старший Мстислав находился рядом с отцом в Белгороде; следующий после него Ярополк – в Переяславле; Вячечеслав – в Смоленске; Юрий  – в Ростове (он считался здешним князем с 1096 года, то есть с пятилетнего возраста), Андрей – во Владимире Волынском. Старший сын Мстислава, Всеволод, правил Новгородом. Это был самый могущественный род внутри клана Рюриковичей. Соперниками Мономаховичей (да и то с оглядкой) могли выступать лишь черниговские князья. В самом Чернигове и в Муроме правил тогда последний внук Ярослава Мудрого, Ярослав Святославич. При нем находились шесть его племянников: два Давыдовича - Владимир и Изяслав, а также четыре Ольговича – Всеволод, Игорь, Глеб и Святослав.

Пока все Мономаховичи держались вместе, друг за друга, у черниговских князей не было никаких шансов овладеть Киевом, пусть формальное старшинство принадлежало именно им. Однако, единство между Мономаховичами сохранялось недолго. В 1125-1132 гг., на киевском столе сидел старший сын Мономаха Мстислав. Все князья покорно исполняли тогда его волю. Хотя именно при Мстиславе случилось одно событие, имевшее, как оказалось, далеко идущие последствия. В 1127 г. Всеволод Ольгович, самый ловкий и деятельный из князей своего рода, согнал с черниговского стола дядю Ярослава и сам занял его место. Ярослав покорно удалился в Муром, отделившийся после этого от Черниговской волости. Его сыновья сделались позже родоначальниками Муромских и Рязанских князей. 

В 1132 г. умершему Мстиславу наследовал Ярополк - следующий по старшинству сын Мономаха, и с этого времени Русь постепенно втягивается в новую полосу бесконечных междоусобий. Все началось с того, что Ярополк в том же году  перевел в обход братьев в Переяславль своего племянника Всеволода Мстиславича. Поскольку по сложившимся среди Мономаховичей традиции переяславский князь обычно наследовал киевскому, младшие братья почувствовали сильную тревогу.  Юрий съехался с братом Андреем и  они  сказали друг другу:  «Брат  Ярополк  хочет  по  смерти  своей  дать  Киев Всеволоду» - и  поспешили  предупредить  последнего.  Юрий  выгнал Всеволода из Переяславля, но сидел здесь не  более  восьми  дней, так как Ярополк послал в Переяславль  другого  своего  племянника Изяслава Мстиславича.  Потом, чтобы примириться с братьями, он вывел Изяслава в Туров, а в Переяславле посадил брата Вячеслава. Но Вячеславу не захотел жить под боком у половцев, и он ушел в  1134 г. в Туров, выгнав из него Изяслава. Юрий  тотчас выпросил у  Ярополка   Переяславль, уступив  взамен  великому князю свою Ростовскую область. Правда, он быстро одумался, отдал в 1135 г. Переяславль брату Андрею и вернулся к себе на север, где жизнь была намного спокойнее. Последующие события показали, что он сделал правильный выбор.

Между тем, вследствие всех этих перемен, Ярополк рассорился с племянником Изяславом Мстиславичем, который соединился с Всеволодом  Ольговичем  Черниговским  и  начал против  дяди  войну,  закончи­вшуюся  для  великого   князя очень неудачно.  Летом  1135  года  Всеволод  Ольгович  со  всеми  братьями   и множеством половцев  явился  под  Переяславлем,  оттуда  пошел  к верховью Супоя. Ярополк вышел на­встречу  и,  не  дожидаясь киевского полка, ударил на  черниговцев  с  одною  дружиною  и  с братьею, говоря: «Где им  устоять  против  нашей  силы!»  Однако, после злой сечи Ярополк должен  был  уступить  чернигов­цам поле  битвы, потеряв множество  своих  мужей убитыми и пленными.

Следующий чувствительный урон Мономаховичи понесли на севере, в Новгороде. Начиная с 1088 г. этот город покорно принимал князей из их рода. Но теперь положение изменилось.  Правивший здесь племянник великого князя Всеволод Мстиславич пришелся не по вкусу горожанам. В 1136 г. новгородцы восстали и прогнали его прочь, а взамен на своих условиях приняли брата черниговского князя Святослава Ольговича.  С тех пор обширная Новгородская волость вышла из-под прямой власти Рюриковичей. Важную роль в управление городом стало играть вече, избиравшее посадника. Роль князей была сведена до минимума и правили они не самовластно, а на основании ряда (договора). Если князь не нравился, его без церемоний прогоняли прочь и звали другого, поэтому нигде в другом месте на Руси князья не менялись так часто, как в Новгороде.

В феврале 1139 г. Ярополк Владимирович умер. Киевский стол перешел к следующему сыну Мономаха Вячеславу. Но  как  скоро  Всеволод  Ольгович узнал о смерти Ярополка, и  что  в  Киеве  на  его  месте сидит Вячеслав, то немедленно собрал  небольшую  дружину,  явился на западной стороне Днепра и  занял  Вышгород.  Отсюда,  выстроив полки, пошел к Киеву, стал в  Копыреве  конце  и  начал  зажигать дворы в этой  час­ти  города,  пославши  сказать  Вячеславу:  «Иди добром из Киева». Вячеслав, который вовсе не отличался воинственным характером, отправил к нему  митрополита  с  таким ответом: «Я, брат, пришел сюда на место братьев своих,  Мстислава и Ярополка; по завещанию наших отцов. Если же ты,  брат,  захотел этого стола, оставя свою  отчину,  то,  пожалуй,  я  буду  меньше тебя, пойду в прежнюю свою волость, а Киев тебе». Так киевский стол перешел от Мономаховичей к Ольговичам. Чернигов Всеволод отдал двоюродным братьям Давыдовичам, Игоря оставил при себе, а младшему брату Святославу Ольговичу (Глеб уже умер) в 1141 г. выделили Новгород Северский.

Всеволод прекрасно понимал,  что сможет удерживать старшинство  лишь одним способом – поддерживая вражду  между  членами  Мономахова рода.  Поэтому он   поспешил привлечь  к себе  самого  доблестно­го  из  них -  Изяслава Мстиславича, более всех остальных походившего характером на своего великого деда. Это было легко ему сделать по  близкому  свойству  и  по прежним связям. Всеволод  послал  сказать Изя­славу: «После отца твоего  Киев  принадлежит  тебе;  но  дядья твои не дадут тебе в нем сесть; сам  знаешь,  что  и  прежде  вас отовсюду выгоняли, и если бы не я, то никакой волости вам  бы  не досталось, поэтому те­перь я хочу Киев взять, а вас  буду  держать как родных братьев и не только теперь дам  вам  хорошие  волости, но и по смерти своей Киев отдам тебе; только вы  не  соединяйтесь с дядьями своими на меня». Изяслав согласился и  утвердил  договор крестным  целованием. В 1142 г. дядя Вячеслав отдал Изяславу Переяславль, а сам уехал в Туров (при этом за Изяславом фактически осталась и прежняя его волость Владимир Волынский, в котором он сидел с 1135 г.).

В 1145 г. Всеволод, почувствовав приближение смерти,  собрал всех своих  братьев -  родных  и двоюродных, а также шурина Изяслава  Мстиславича, и  сказал им: «Владимир Мономах посадил после себя на  стар­шем  столе  сына своего Мстислава, а Мстислав - брата своего  Ярополка;  так  и  я, если Бог меня возьмет, отдаю Киев по себе  брату  своему  Игорю». Изяслав Мстиславич сильно вооружился против  этого  распоряже­ния,  но делать было нечего, по  нужде  целовал  он  крест,  что  признает старшинство Игоря. Когда все братья, продолжает  летописец,  сели у Всеволода на сенях, то он начал говорить: «Игорь! целуй  крест, что бу­дешь любить братьев; а вы, Владимир, Святослав  и  Изяслав, целуйте крест Игорю и будьте довольны тем, что  он  вам  даст  по своей воле, а не по нужде». И все братья целовали крест. В июне 1146 г. великий князь умер.

После братиных похорон Игорь послал сказать к  Изяславу  Мстиславичу:  «Брата  нашего  Бог  взял;  стоишь  ли  в  крестном целовании?» Изяслав не  дал никакого ответа  и  даже  не  отпустил  посла назад, потому что киевляне уже позвали его: «Поди, князь, к  нам: хотим  тебя». Изяслав  принял  приглашение,  собрал  своих  ратных людей и пошел из Переяславля. Когда он перешел  Днепр  у  Заруба, то пристало к нему все  по­граничное  варварское  народонаселение, черные клобуки и все жители  пограничных  городов  по  реке  Роси (в Поросье жило множество берендеев, печенегов и других кочевников, которые из вражды к половцам перешли на русскую службу; в наших летописях этих пограничных жителей именуют обычно «черными клобуками»). Посланные говорили: «Ты нам князь,  Ольговичей  не хотим». Первые киевские бояре  так же посла­ли сказать Изяславу: «Ступай, князь, мы  уговорились  с  киевлянами; бросим стяг Ольговича и побежим с  полком  своим  в  Киев».  И  в самом деле, едва  началась  битва,  киевляне  побросали  стяги  и побежали в го­род, а дружину Игореву смяли полки Изяслава.

  Изяслав с великою славою и  честью  въехал  в  Киев;  множество народа вышло к нему навстречу; игумены с монахами и  священниками со всего Киева в  ризах;  он  проехал  к  св.  Софии.  поклонился Богородице и сел на столе отцовском и дедовском. Игоря  Ольговича он заключил в переяславском Ивановском монастыре.  На переяславский стол  Изяслав  посадил  сына  Мстислава,  а  дяде   Вячеславу, которому сначала обе­щал отдать Киев, не дал ничего, и даже  отнял у него Туров. Но  оставался  еще  Святослав  Ольгович  Северский, брат плененного великого князя. Трудно было ожидать, что он сложит  оружие прежде, чем освободит  Игоря.  Черниговские  Давыдовичи  прислали сказать Изяславу, что готовы с ним идти против  Ольговича,  и  он поспешил воспользоваться помощью этих нежданных союзников.

Свершившийся переворот послужил причиной многолетней и чрезвычайно упорной междоусобной войны. Все лето  Давыдовичи  опустошали  Северскую  волость,  но  не могли взять ни одного города.  Изяслав привел им на помощь киевские  полки и  взял Путивль.    Святослав   бросил Новгород Северский и побежал в землю вятичей. Из дружины одни пошли  за  ним,  другие оставили его. Казалось, Ольговичам пришел конец, однако в этот критический момент  в события  властно вмешался новый игрок – ростовский князь Юрий Долгорукий.

 

                2. Ростово-Суздальская земля

Юрий Долгорукий и его сын Андрей Боголюбский – фигуры символичные, стоящие на переломе двух эпох – Руси Киевской и России Московской. Главное значение их  деятельности  состоит в том, что при них, и во многом благодаря им,  впервые оформились и ярко обозначились важнейшие самобытные черты северо-восточной окраины Руси: ее великорусского быта, ее духовной культуры  и ее государственного устройства. Эти князья положили начало новой политике, новой организации власти и самому характеру владимирских и московских  князей, этих знаменитых в наших летописях «северных самовластцев», трудами и потом которых была, в конце концов, собрана распавшаяся на уделы Русь. Таким образом, князья Юрий и Андрей стоят как бы в самом начале очень важного в русской истории и во многом символичного процесса «перетекания» общегосударственного центра из южных пределов страны в северные. Наши источники, к сожалению, не отражают всех деталей этого любопытного явления, но причины его для нас понятны и легко объяснимы.

На протяжении четырех веков центром Руси был Киев. Вокруг этого города и прилегающих к нему земель вращалась вся русская история: здесь были самые крупные и многолюдные города, здесь находились владения наиболее могущественных князей, тут сосредотачивалась главная часть населения и национальных богатств страны. Благодатный климат, плодородные земли, близость торговых путей – все, казалось, способствовало росту и процветанию этого города. Но, к несчастью, случилось обратное – именно эти обстоятельства оказались для него губительными. После того как единая Русь распалась на отдельные волости и была поделена  между потомками Владимира Святого, жители Приднепровья не знали ни минуты покоя. Междоусобные войны князей, отстаивавших и отбивавших друг у друга желанный киевский стол,  ежегодные  набеги половцев, постоянные грабежи и разорительные походы постепенно  привели к развалу торговли, упадку  благоденствия и оттоку населения. Речная полоса по среднему Днепру и его притокам, издавна так хорошо заселенная, в XII века начинает постепенно пустеть.

Но в то время как Киевская Русь переживала медленный упадок, совершенно обратные процессы происходят в ее северо-восточных пределах – за рекой Угрой, в междуречье Оки и Верхней Волги. Эти земли, заселенные в древности славянами-вятичами и финским племенем меря, на протяжении нескольких веков считались на Руси чуть ли не синонимом дикости и глухости. И в самом деле, к северу от верхней Оки и Десны  тянулись в то время дремучие непроходимые леса, известные в наших сказаниях под именем Брынских. Именно в них жил Соловей-разбойник и именно через них наш былинный герой Илья Муромец налаживал «дорогу прямоезжею», что в те времена считалось немалым подвигом. Князья не рисковали подражать удалому богатырю и объезжали «вятскую землю» стороной. Добираясь, например, из Мурома в Киев, они плыли до верховьев Волги, потом ехали посуху  до Смоленска и спускались вниз по Днепру. Только Владимир Мономах, отважный воин и  неутомимый ездок, на своем веку изъездивший всю русскую землю, осмелился однажды проехать из Киева в Ростов  напрямик «сквозь вятичей» о чем не без гордости упомянул в своем Поучении.

Ростово-Суздальская земля лежала за этими дремучими лесами и называлась  в старину Залесской. Издревле здесь существовал только один крупный центр – Ростов. При Владимире Святом и его сыне Ярославе Мудром появились еще два больших города: Суздаль и Ярославль. В княжение Владимира Мономаха на Клязьме был основан Владимир (впервые упомянут в летописи под 1108 г.), долгое время остававшийся небольшим городком. Однако подлинный расцвет этой окраиной земли начался при Юрии Долгоруком. Один за другим возникают при нем новые города: Москва, Юрьев-Польский, Переславль Залесский, Дмитров, Городец на Волге, Кострома, Стародуб на Клязьме, Галич Мерский, Звенигород, Тверь и другие, что указывает на усиленную колонизацию и все возрастающий приток жителей. Это постоянно пребывающее с юга население положило начало великоросской или собственно русской народности.  Ростовские князья хорошо понимали, какие важные выгоды сулит им такое положение вещей, и оказывали переселенцам всяческое содействие: брали их под свое покровительство, помогали с обустройством и налаживанием новой жизни. Сам Андрей говорил о себе позже, что он «всю Белую (Суздальскую) Русь городами и селами великими населил и многолюдной учинил».

Отношения между пришлым населением и северными князьями были совсем не те, что на юге. Если в Приднепровской стороне главные города выросли из племенных центров, имели свою сильную аристократию и вечевое устройство, часто переходили из рук одного князя под управление другого (то есть по неволе должны были иметь свои интересы, очень часто несовпадающие с княжескими), то совсем другая картина наблюдается на севере. Пришлое население не могло иметь родовой организации, старые племенные отношения между большинством жителей были навсегда разорваны. Притом все города были построены и населены князьями, которые не переменялись, а были на протяжении многих лет одни и те же. Могли ли в этих условиях горожане противиться княжеской воле? И действительно, в XII веке мы видим на северо-востоке только два города – Ростов и Суздаль – имеющие сильную аристократию и сложившееся вечевое устройство. Жители других городов считали себя людьми князя и во всем были послушны его слову. В этом видят главную причину того, что княжеская власть в Ростовской земле была гораздо крепче и тверже, чем на юге и при известных обстоятельствах могла легко сделаться самовластной.

 

                3. Юрий Долгорукий в первый раз занимает Киев

Занятый делами в своей волости, Юрий не упускал из виду и Киев. По родовым счетам он должен был наследовать брату Вячеславу. Готов был князь мириться и с властью Всеволода Ольговича. Но терпеть на киевском столе своего племянника Изяслава Мстиславича Юрий не собирался. А так как в одиночку справиться с ним было непросто, он решил оказать поддержку изгнанному из всех волостей Святославу Ольговичу. Еще в 1146 г. он отправил к северскому князю своего сына Ивана с дружиной, потом послал к нему еще воинов.

В 1147 Святослав сам приехал в Ростовскую землю вместе с  сыном  Олегом и с небольшою дружиною. Юрий Долгорукий встретил его в Москве (именно в связи с этим событием Москва впервые упоминается в наших летописях). Князья  уговорились  сообща выступить против Изяслава Мстиславича, причем  Юрий обещал Святославу прислать на место умершего Ивана другого сына с сильной дружиной.  Получивши  также  на­емное войско от половцев,  Святослав    с  успехом начал наступательные действия: послал половцев воевать Смоленскую волость (здесь сидел брат и союзник Изяслава Ростислав Мстиславович  - родоначальник князей Смоленских). Сам Святослав занял вятические города. Между тем из степей пришли к нему новые  толпы половцев, да с севера Глеб, сын Долгорукого. Черниговские Давыдовичи, увидев, что ветер переменился, поспешили перейти на сторону сильнейшего. Изяслав Давыдович ушел из Новгорода Северского, его брат Владимир Черниговский  начал пересылаться со Святославом, помирились с ним и решил,  за­манив к  себе  Изяслава  Мстиславича, схватить его.  Коварство  Давыдовичей  вскоре  открылось,  и киевляне в гневе на переметчиков убили в Киеве  Игоря  Ольговича.

Летом 1149 года  Изяслав Мстиславич повоевал Ростовские земли. Тогда же в Суздаль прискакал изгнанный с юга сын Юрия  Ростислав,  который  сказал  отцу:  «Я слышал, что хочет  тебя  вся  Русская  земля; жалу­ются, что Изяслав их обесчестил; ступай на него».  Слова эти едва ли соответствовали действительности. Тем не менее, Юрий собрал всю свою силу и выступил в поход на племянников.  На  юге к нему присоединился Святослав Ольгович и множество  половцев.  С  этими  силами  Юрий подступил к Переяславлю, дожидаясь, что Изяслав пришлет к нему  с поклоном. Но Изяслав вместе с братом Ростиславом  перешел через  Днепр  и  решился  на  бой  с дядей. Утром 23 августа началась злая  сеча, в которой Изяслава ждало полное поражение. Первые  побежали  в его войске поршане (жители поросских городов), за ними - сами киевляне. Пере­яславцы изменили  во  время  битвы  и вступили в дело, крича:  «Юрий  нам  князь  свой,  его  было  нам искать издалека». Между тем Изяслав   с   дружиною   схватился   со Святославом  Ольговичем  и  с  половиною  полка  Юрьева,  проехал сквозь них и, будучи уже за ними, увидал, что  собственные  полки его бегут; тут он побежал  и  сам,  переехал  Днепр  у  Канева  и сам-третий явился в Киев.

Юрий  двинулся  следом  вошел  в  Переяславль,  пробыл  здесь  три  дня  и отправился к Киеву. Изяслав и Ростислав  объявили  киевлянам:  «Дядя пришел; можете ли за нас биться?»  Те  отвечали:  «Господа  на­ши князья! Не погубите нас до конца: отцы наши и братья,  и  сыновья одни взяты в плен, другие побиты, и оружие с них  снято,  возьмут и нас в полон. Поезжайте лучше в свою  волость,  вы  знаете,  что нам с Юрием не  ужиться;  где  потом  увидим  ваши  стяги,  будем готовы с вами».  Услыхав  такой  ответ,  Мстиславичи  разъехались: Изяслав - во Владимир Волынский, Ростислав - в Смоленск, а дядя  их Юрий въехал в Киев. Мно­жество  народа  вышло  ему  навстречу  с великой радостью, и он сел на столе своего отца. После победы Юрий  начал было улаживаться с племянником; но дело остановилось за тем, что  Изяслав непременно хотел возвращения всех даней новгородцам, на что  Юрий никак не соглашался. Рассердившись, Юрий сказал: «Прогоню Изяслава, возьму его  волость»  и  двинулся вместе с Вячеславом и сыновьями к Луцку,  где  затворил­ся  брат  Изяславов Владимир.

Поход этот не принес Юрию успеха. Простояв без результата шесть недель под стенами города, князь завязал переговоры с племянниками и помирился с ними.  Изяслав уступил Юрию  Киев,  а он возвратил ему все дани новгородские. Переговоры продолжились в Пересопнице,  и  здесь  уговорились  возвратить  друг  другу  все захваченное после переяславской битвы, как у князей, так и у бояр их. Юрий воз­вратился в Киев и хотел было отдать  этот город старшему брату Вячеславу, но бояре отсоветовали ему.  «Брату  твоему не удержать Киев, - говорили они, не  достанется  он  ни  тебе,  ни ему». Тогда Юрий  посадил Вя­чеслава рядом с собой в Вышгороде.

 

                4. Изгнание Юрия

Мир, установленный в 1149 г., сохранялся всего несколько месяцев. В 1150 году Изяслав отправил своих бояр  и  тиунов  искать  в Киеве у Юрия имения и стад, пограбленных на войне, но Юрий ничего не отдал. Изя­слав послал к дядьям с жалобой,  те  не  ответили,  и Изяслав пошел на Киев войной. Первым делом он  напал  на  сына Долгорукого Глеба  Юрьевича,  который  стоял  под Пересопницей, отобрал  у него город, но не сделал никакого зла, только отослал к отцу.  Из Пересопницы Изяслав поехал к черным клобукам,  которые  съехались к нему все с большой радостью. Юрий  ничего  не  знал  о  движении Изяслава и вдруг, услыхав, что он уже у черных клобуков,  побежал из Киева, переправился через Днепр и  сел  в  Городке  Остерском. В Киеве  тотчас уселся  Вячеслав Владимирович.  Но  киевляне  вышли навстречу Изяславу большой толпой и стали кричать, что  не  хотят Вячеслава.  Изяслав  поехал  улаживаться  с  дядей  и  с   трудом уговорил его ехать из Киева в Вышгород.

Тем временем Юрий сидел в Городце и стягивал к себе отовсюду войска. Вскоре пришли к нему на помощь черниговские Давыдовичи и старый союзник Святослав Ольгович. А  с  запада явился сват Юрия Влади­мирко Володарович Галицкий  (этот Владимирко был сыном известного Володаря Ростиславича, брата ослепленного Василька; в 1129 г. он наследовал после отца Перемышльскую волость; в  1141  г.,  с кончиной двоюродных братьев Васильковичей овладел их волостями - Теребовлем  и  Галичем, и  сделал  Галич  своим стольным  городом; волость его славилась богатством и многолюдством, так что Владимирко при случае мог помериться силой с самим киевским князем).

  Узнав, какая против него собирается рать, Изяслав встревожился и  поехал  в  Вышгород,  мириться  с дядей Вячеславом. Он сказал ему:  «Ты  мне  отец;  вот тебе Киев и какую еще хочешь  волость  возьми,  а  ос­тальное  мне дай». Вячеслав сначала отвечал на это с сердцем: «А зачем ты  мне не дал Киева тогда, заставил меня  со  стыдом  из  него  выехать; теперь же, когда одно войско идет из Галича и другое  из  Чернигова, так ты мне Киев  даешь».  Изяслав  говорил  на  это:  «Я  к  тебе посылал и Киев отдавал тебе, объявлял, что  с  тобою  могу  быть, только с братом  твоим  Юрием  мне  нельзя  управиться,  но  тебя люблю, как отца, и те­перь тебе говорю: ты мне отец, и Киев  твой, поезжай туда». Старика размягчили эти слова, любо  ему  стало,  и он поцеловал крест на гробе  Бориса  и  Глеба,  что  будет  иметь Изяслава сыном, а Изяслав клялся иметь его отцом. Целовали  крест и бояре их, что будут хотеть добра между обоими  князьями,  честь их беречь и не ссорить  их. 

Изяслав  поклонился  св.  мученикам Борису и Глебу, потом отцу своему Вячеславу и сказал ему: «Я  еду к Звенигороду против Владимирки; а ты, батюшка, сам  не  трудись, отпусти только со мною дружину свою, сам же поезжай в Киев,  коли тебе угодно». Вячеслав отвечал:  «Всю  дружину  свою  отпускаю  с тобою». Изяслав пошел против Владимирки и стал у  верховьев реки Ольшаницы; стрельцы начали уже перестреливать­ся через  реку, как вдруг киевляне и черные  клобуки,  увидав,  что  галичан  очень  много, испугались и побежали;  оставшись  с  одной  дружиной, Изяслав также пошел назад  в  Киев.  К  счастью  его,  Владимирко ни­как не мог подумать, что противное войско побежало  без  битвы, счел это  хитростью  и  не  велел  своим  гнаться  за  Изяславом, который поэтому благополучно доехал до  Киева.  Здесь  он  застал дядю Вячеслава; по­толковавши  друг  с  другом,  они  сели  вместе обедать, как вдруг пришла весть, что Юрий со всеми  Черниговскими князьями у  Киева  и  множество  киевлян  поехали  в  лодках  его встречать. Видя это, Вячеслав и Изя­слав  сказали  друг  другу:  «Теперь  не наше время» и поехали из Киева: Вячеслав - в Вышгород, а  Изяслав - во Владимир Волынский. Юрий в другой раз сел в Киеве.

Хотя военных действий этим летом  больше  не  было,  князья  не мирились. Зимой Изяслав, собравшись с силой, пошел  потихоньку  к Киеву, потому что  звали  его  бояре Вячеславовы, берендеи и киевляне. Юрий опять ничего  не  знал  о  его  движении,  как  вдруг прибежал из Белгорода его сын Борис с вестью, что идет рать. Юрий был в это время на Красном дворе, в испуге он не нашелся  за  что приняться, сел в лодку, пере­плыл на  другой  берег  и  укрылся  в Городке, а киевляне вышли с радостью навстречу  Изяславу.    Изяслав  поехал  к  св.Софии,   а оттуда -  на  Ярославов  двор,  куда  позвал  на  обед  венгров  и киевлян; было тут большое веселье. На другой день Изяслав  послал приглашение дяде  Вячеславу  идти  на  великое  княжение.  Старик приехал и уговорился с племянником, что  отныне  все  ряды  будут рядить вместе и дружина бу­дет у них общею.

Юрий тем  временем  послал  сказать  Давыдовичам  и  Ольговичам Черниговским: «Изяслав уже в Киеве, ступайте ко мне  на  помощь». Святослав Ольгович с племянником Святославом Всеволодовичем, а так же Владимир Давыдович выступили  и  приплыли  в Городок к Юрию. Другой  Давыдович - Изяслав - перешел на сторону Изяслава Мстиславича. Скоро  приехал в Киев и Ростислав Мстиславич с смоленскими полками. Юрий выступил из  Городка и стал у Днепра, при устье речки Радуни, куда пришло  к  нему  на помощь много диких половцев. На этот раз Изяслав  был  осторожен, не  дал  неприятельскому  войску  переправиться  че­рез  Днепр,  и поэтому с обеих сторон начали биться в лодках, от Киева до  устья Десны. В этой речной битве Юрий не имел успеха  и  поэтому  решил идти к Витичевскому броду. Но Изяслав с  союзниками  шел  рядом  по  западному  берегу Днепра, и лодки плыли по реке, так что когда войско Юрия достигло Витичевского брода, то  уже  там  стояла киевская  рать,  и  опять началась битва за переправу. Тогда Юрий позвал к себе со­юзников и сказал: «Стоим мы  здесь  и  чего  достоимся?  Лучше  постараться перехватить у них Зарубский брод и перейти на  ту  сторону».  Все согласились и отпустили к броду сыновей Юрия с Святославом Всеволо­довичем. Они вдруг захватили переправу и послали за Юрием. Юрий пошел немедленно к Зарубу и также переправился.

 Узнав об этом, Изяслав  отступил  к  Киеву. Юрий  повернул  полки  и пошел навстречу свату Владимирке Галицкому, а Изяслав следом.  У  реки  Рут  он  настиг  Юрия; мирные переговоры, начатые было снова,  оста­лись  тщетны,  потому что Ольговичи и  половцы  не  дали  мириться.  Началась злая сеча. Юрьевы половцы, не  выпустив  даже  ни одной стрелы из колчанов, внезапно ударились в бегство,  за  ними  побежал Святослав Ольгович, а следом Юрий с детьми; много дру­жины их было побито, взято в плен, потонуло в топком Руте. Среди  прочих погиб и князь Владимир  Давыдович Черниговский.  Изяслав  Давыдович взял  тело  своего брата, отвез в Чернигов и там похоронил.

С остатками  войска Юрий переехал  Днепр  у  Треполя  и  остановился  в  Переяславле. Изяслав подступил к Переяславлю. Князья бились два дня, на третий день осаждавшие ворвались в  город  и  зажгли  пред­местья.  Тогда Вячеслав с Изяславом послали сказать Юрию: «Кланяемся тебе; иди в Суздаль, а сына посади здесь, в Переяславле;  с  тобою  не  можем быть здесь, приведешь на нас опять половцев». Юрий в это время не мог ждать скоро ниоткуда помощи и потому послал сказать  брату  и племяннику: «Пойду в Городок и, побыв там, пойду в  Суздаль»;  те велели отвечать, что может оставаться в Городке  месяц,  а  потом чтоб шел в Суздаль; если же  не  пойдет,  то  они  осадят  его  в Городке точно также, как теперь в Переяславле. Юрию  нечего  было делать, неволею целовал крест с сыновьями, что пойдет через месяц в Суздаль и не бу­дет искать Киева  под  Вячеславом  и  Изяславом. Оставив в Переяславле сына Глеба, он пошел  в  Городок.  Надежда, однако, не покидала Юрия, и он никак не мог окончательно уйти  из Русской  земли. Спустя  ме­сяц  Изяслав  с  союзниками,   как    и обещал, пришел осаждать Юрия  в  Городке.  Юрий  долго  отбивался, наконец, стало ему тяжко, помощи не было ниоткуда; он  должен  был целовать крест, что пойдет в Суздаль, и на этот раз действительно пошел.

 

                5. Второй захват Киева Юрием Долгоруким и его смерть

В 1152 году Изяслав захватил  Городок  и  сжег  его  дотла вместе с Михайловской церковью. Услыхав об этом, Юрий вздохнул от сердца, по выражению летописца, и начал собирать войско. Союзнику своему Свято­славу Ольговичу он послал сказать: «Они  мой  Городец пожгли и церковь, так я им отожгу за это» -  и  двинулся  прямо  к Чернигову. (Новый Черниговский князь Изяслав Давыдович  со времени Рутской битвы был не­изменным союзником Изяслава Мстиславича). Юрьевы половцы бросились к городу, разломали острог,  зажгли  все предместья и начали  биться  с  черниговцами,  которые  держались крепко. Через две недели  при­шло  известие,  что  Изяслав спешит на помощь своему тезке к  Чернигову.  Половцы  струсили  и стали отъезжать в степь. Юрий  и  Святослав  Ольгович  принуждены были также отступить. Юрий пошел в Новгород Се­верский, а  оттуда - к Суздалю.

В 1154 году Юрий опять собрался на Русскую землю, но по  дороге открылся в его войске сильный конский  падеж, он отпустил сына Глеба  с  половцами  в степь, а сам возвратился в Суздаль.  Вскоре  один  за  дру­гим  умерли  Изяслав  Мстиславич  и   Всеволод Владимирович. В Киеве некоторое время сидел Ростислав  Мстиславич Смоленский. Его выгнал Изяслав Давыдович Черниговский. Сев в  Киеве, он отдал Переяславль Глебу Юрьевичу. Но Юрия  Долгорукого  нельзя было удовлетворить  одним  Переяславлем:  только  услыхал  он  о смерти племянника Изяслава, как уже  выступил  в  поход,  подошел  к Смоленску, помирился с Рости­славом и поспешил к  Киеву.  Изяславу Давыдовичу он послал сказать: «Мне отчина Киев, а не тебе». Изяслав вынужден был уехать обратно в Чернигов, а Юрий во второй раз  сел на великокняжеский стол.

После смерти Изяслава Мстиславича остался сын его Мстислав Изяславич, ничуть не уступающий отцу отвагой и дерзостью. В 1157 году Юрий выступил против него, осадил во Владимире Волынском и десять дней  стоял  под  стенами,  не видя ни  малейшего  успеха.  Тогда Юрий, посоветовавшись с  сыновьями  и  дружиною,  пошел  назад  в Киев. Мстислав, сообщает летописец, шел за ним вплоть до  самого  Дорогобужа,  пожи­гая села, и много зла наделал.

Возвратившись в Киев, Юрий 10  мая  1157 года пировал у Осмнника Петрилы, в ночь занемог, а чрез  пять  дней умер.  В  день  похорон  (16  мая)  наделалось  много  зла,  говорит летописец: киевляне разграбили двор Юрьев и другой его  двор  за Днепром, который он сам звал раем, также двор Василька - сына его в городе, перебили суздальцев по  городам  и  селам,  а  именье  их разграбили. Все  это  показывает,  что  Юрий  пришелся  очень  не по нраву южному народонаселению, так как  был  князем  властным  и лишенным  всякого  великодушия. Даже тело Юрьево киевляне не допустили похоронить рядом с Мономаховым и он был по­гребен в Берестовской обители Спаса. 

 Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522