Катька -цыганка

Надежда Байнова
 На лавочку, возле нашего дома, присела женщина, вроде бы, знакомая...  Тяжело дышит, бедная... Лопата её упала, а ведёрко откатилось далеко к дороге. Капельки пота поблёскивали на бледном лице, а руки судорожно сжимали лавочку. Надо выйти, не люди мы, что ли...
- Вам плохо?
- Мне водички бы?  С кладбища иду - умаялась я что-то сегодня. Свои могилки привела в порядок: мужа и свекрови. Матушки уже лет пять как нет, а мужа недавно схоронила.
- Заходите в дом, отдохните, чайком напою, а дождёмся моего супруга, так и домой Вас отвезёт.

Самовар у нас электрический, закипает быстро. Есть и простой, что на угольках, но тот большой - ведёрный, редко его ставим, когда всей семьёй на природу выезжаем, тогда с собой и берём.

Гостья сидела молча, но после первой чашки чая немножко отошла, разговорилась. Не о себе,- о свекрови своей пошли воспоминания...

- Вот ведь жизнь какая... Что она видела в этой жизни? Десять душ детей вырастила! Четверо, от первого мужа, - на войну его забрали, да так и не вернулся. В 46-м пришёл земляк с фронта и посватался, хоть и калека - без ноги, а всё мужчина в доме. Да и ей, бабьего счастья хотелось. Ещё шестерых от него, Степана, родила, хоть и осуждали её люди добрые, мол дети  мяса совсем не видят, и одежонка на них плохонькая, Но всех родила, кого Бог дал. Друг за другом одежонку донашивали, друг за дружкой присматривали.  Выросли, бог дал ей сил вырастить их. 
Не едали мяса - это правда. Зато коровка своя была, молочко пили, а телёнка на продажу растили. К весне зарежут бычка, продадут мясо и оденут детишек. Одной обуви сколько надо,- десять пар, шутка ли...
Осуждали люди, конечно, осуждали, а зря!  Наварит она борща с фасолью, пирогов с той же фасолью напечёт и сладеньких - с сушкой, разве голодные дети были?
А мясо, ну что ж, и без него жить можно.

 Огороды большие тогда были, ряды длинные...- ряд свеклы, ряд кукурузы, по неё Фасоль вьётся. Всё сажали, кроме огурцов, да томатов - поливать нечем было,- вода далеко была.
А матушка, она что делала? Подберет подол фартука, да - по соседним огородам! Изгородей нигде не было,  межа лишь отделяла участки. Соседи увидят её на своей земле и кричат, мол, что ты, бесстыжая, делаешь?! А она только смеется  в ответ. Так и прозвали её, за глаза, Катька-цыганка.
 Не со зла ругали её соседки, понимали, что целый день бабонька на совхозном поле вкалывает, а потом, до темна, на своём участке, не за кем отдыхать-то было! А бывало, придет с работы и спать завалится, так дети и муж на цыпочках ходят - кормилица отдыхает, не дай Бог, сляжет! Помогали дети, потом, как подрастать стали, а пока малые, всяко было.
 Все деточки выросли. Муж-то рано помер, а она девяносто пять годков прожила! Видишь, коль дает Бог  детей, то в придачу даёт и всё остальное:силы, здоровье, крышу над головой, всё даёт!