Глава первая

Виталий Коняхин
ВОЗВРАЩЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТ

Коридоры университета в этот первый день июля были необычайно пусты. Напольная плитка уже не хрустела под тяжестью ног оголтелых студентов. Не было слышно ни единого голоса. И только за дверью учебного отдела раздавался шорох бумаг, гул работающего компьютера и печатающего что-то принтера. А все, потому что сессия у студентов закончилась, все экзамены сданы, пришло время преподавателям подводить итоги и закрывать все ведомости. Хотя настроение уже не рабочее, ведь впереди отпуск. Да и погода пришлась под стать – летняя. А проникающие через окно солнечные лучи попадали на стены, нежно карамельный цвет, которых расслаблял глаза. «Как в такую погоду можно работать? – удивлялся Валерий Звягинцев, проходя мимо дверей учебного отдела. А здесь ничего и не изменилось – всё та же добрая обстановка. Эх, как было весело в те времена! Кто не был студентом тому меня не понять…».
Валерий не был успешным в учебе, но зато он очень хорошо разбирался в музыке, писал стихи, и мог играть на различных музыкальных инструментах – от гитары до баяна. Про таких людей еще в народе говорят – «талант от Бога». Поэтому не удивительно, что на всех «капустниках» или других праздниках он выступал со своими песнями. В студенческой среде его даже наградили прозвищем – «баян». Но Валерию было все равно. Его никогда не интересовало, кто и как его называет. Он жил своей жизнью и никогда не лез в чужую. Но однажды его однокурсница поделилась с ним, почему его так прозвали. На одном из праздников была сцена, на которой он должен был выйти с баяном и сыграть, а какой-то студент крикнул из зала: «Давай, играй баян!». И с тех пор прозвище осталось за ним.
Но это был уже не тот худощавый парень с длинными, густыми и черными волосами, которого можно было так прозвать. Это был высокий, коротко стриженый парень, который бросил заниматься музыкой с тех пор, когда выпустился из университета. Жизнь, почему-то не складывалась, так как ему хотелось. И наперекор всем советам родителей – пойти учиться дальше, он пошел служить в вооруженные силы РФ. Отслужив два года, вернулся на гражданку и устроился в охранную фирму, куда его взяли сразу. Как еще говорят: «оторвали с руками». Проработав там три года, Валерий стал сомневаться в своем выборе. Так всегда бывает с теми людьми, которые учатся на своих ошибках. И вот в очередную дежурную смену, от нечего делать, читая книгу о мальчике, который был, одержим идеей. Книга называется «Мир иудей», которую написал знаменитый венгерский писатель XX века Амос Алвайсер. Валерий пришел к выводу, что уже не может просто зарабатывать деньги. Он хотел больших перемен в своей жизни, считая, что жизнь не должна быть построена только на работе. Да к тому же его тянуло к музыке, к стихам. Поэтому решил вернуться в университет и поступить в аспирантуру. Но родителям решил пока не сообщать, не любил преждевременной радости.
И вот проходя по тихому коридору, на него нахлынули воспоминания, и на какое-то время он забыл, зачем собственно пришел туда. Подойдя к окну, стал глядеть на зеленеющую аллею ель, ему казалось, что он снова студент. Но, увы, это далеко не так…
– Здравствуй, Валерий! – кто-то вышел из учебного отдела и прервал его воспоминания. Какими судьбами к нам? – специалист по воспитательной работе Наталия Валерьевна стояла, держа в руках какую-то папку с документами. На ее лице блестела та улыбка, излучающая доброту, в которую когда-то влюбился Валерий. Эту улыбку он запомнил на всю жизнь и считал, что если будет проводиться конкурс «Мисс улыбка», то Наталия Валерьевна обязательно займет почетное первое место.
– Здравствуйте, Наталия Валерьевна! – не ожидая ее увидеть, – Валерий немного заволновался. Правильно говорят: «Года идут, а человек остается тем же, кем и был – с теми же чертами характера». Поэтому инстинктивно Валерий опустил глаза и чтобы скрыть хоть как-то свою взволнованность, полез зачем-то в портфель. За те секунды, которые он лазил по портфелю, вся студенческая жизнь пробежала перед глазами, словно кинопленку перематывали на огромной скорости – мелькали одни лишь картинки, от первого до последнего звонка.
– Валерий, какими судьбами к нам? – любезно переспросила Наталья Валерьевна, полагая, что Валерий не услышал ее вопроса. Она всегда отличалась любезностью и искренностью, за что и полюбил ее когда-то Валерий, как и все студенты впрочем.
– Ой, извините, задумался. Вот смотрю, не забыл ли документы, которые необходимы для поступления в аспирантуру – Валерий закрыл портфель и посмотрел так, как когда-то смотрел на неё: с добрыми глазами.
– Так ты поступаешь к нам в аспирантуру? Молодец, Валерий! Я всегда знала, что ты еще вернешься к нам! – выразив восхищение им, она поспешила в свой кабинет. Валерий же повернулся и направился к лестнице ведущая к выходу.
Спустившись на несколько ступеньков вниз, он вдруг остановился. «Так, а зачем я приходил в университет?» – задался вопросом Валерий. Он никогда не забывал, зачем и куда приходит. Видимо встреча с Наталией Валерьевной дала о себе знать и как всегда рассеянность пришла не вовремя. Вспомнив, что ему нужно встретиться с тем же научным руководителем, у которого он писал, когда-то являясь студентом курсовую и дипломную работу. И передать реферат на тему диплома, чтобы тот написал рецензию на него и дал характеристику его пригодности обучения в аспирантуре. Это были те первые требования, выдвигаемые в отделе аспирантуры и докторантуры при поступлении к ним. Но за, то время пока Валерия не было в университете, произошли небольшие изменения, о которых он пока не знал.
Дойдя до двери кафедры Валерий, заметил, что она закрыта. «Прекрасно начинается день – с недовольным видом он стоял у дверей кафедры. И что теперь делать?». Он никогда не приходил на кафедру с пустыми руками, то чай принесет, то кофе, то конфеты. И в этот раз он тоже был не с пустыми руками. Подождав три минуты у дверей, он повернулся и направился уходить. Но пройдя десять шагов по коридору он, вспомнил про встречу с Наталией Валерьевной и подумал: «А что если зайти к ней и отдать коробку конфет в знак уважения? Да, так и поступлю» – Валерий направился к ней. Подойдя к кабинету, где была прикручена табличка с надписью «главный специалист по воспитательной работе Тихомирова Н.В.» Валерий прислушался, есть ли кто там. Услышав её голос, он обрадовался. Постучав и чуть приоткрыв дверь, спросил:
– К вам можно, Наталия Валерьевна?
– Да, да. Входите – одобрительно ответив и положив телефонную трубку, устремила свой взор на него.
– Я тут купил вам подарочек к чаю, но совсем забыл про него. Пройдя к столу, он открыл портфель и достал коробку конфет под названием «LIND» – самый дорогой шоколад в России. – Вот, возьмите, пожалуйста – он протянул коробку конфет, и тут же хотел было уйти.
– Ты что уже уходишь? – встав с компьютерного кресла, Наталия Валерьевна обратилась к нему. А что так быстро?
– Да, извините, – уважительно ответил Валерий – я думал встретить научного руководителя здесь, но кафедра, почему то закрыта. Поеду тогда в главный корпус узнаю про вступительные экзамены.
– Хочется тебя расстроить, но он уже закрылся. Я только что разговаривала с коллегой, которая тебе нужна, она уже собиралась домой. Сегодня же сокращенный рабочий день. Так что завтра с утра съездишь. А пока попьем чай с конфетами. Пройдя к шкафу, она достала кружки и поставила их на стол.
– А здесь никаких изменений не произошло – все та же милая обстановка – пытался заговорить с ней Валерий, чтобы хоть как-то успокоится от напряжения, присаживаясь на стул.
– Не скажи, Валерий. Здесь многое что изменилось – стоя у стола, Наталия Валерьевна собирала документы в одну стопку.
– И что же? – заинтересовался он, вылупив на нее карие глаза.
– Ну, у нас власть университетская сменилась. Вместо ректора Башлачева стал Каштанов, помнишь, наверное, такого.
– Ааа, конечно помню. Я помню, у нас был какой-то праздник, только не помню какой. По окончанию, которого вышел Александр Сергеевич Каштанов и рукопожатием поблагодарил меня за активное участие. Я еще тогда на гитаре Высоцкого играл.
– Да, да, это предновогоднее мероприятие было. Но это еще не все. Твой научный руководитель защитил докторскую диссертацию и стал профессором наук.
– Давно пора. А как поживает Галина Николаевна секретарь кафедры?
– О, Валерий. Да она уволилась сразу после вашего выпуска.
– Даа, а что случилось? Почему уволилась? – Валерий не мог понять, почему такой ответственный работник ушел с кафедры. Понятное дело, что нет, не заменимых – найдут другую. Но все, же ему было интересна причина, по которой она уволилась. Ведь это был тот человек, которому он в очередной раз принес конфеты в знак уважения.
– Я обязательно расскажу, но позже. Мы сейчас чай будем пить, – улыбнувшись, Наталия Валерьевна посмотрела на Валеру и, взяв электрический чайник, который показался ему знаком – удалилась.
Валерий же встал со стула и начал осматривать кабинет, пытаясь вспомнить обстоятельства, связанные с этим чайником. Да и надпись, которую когда-то его однокурсницы оставили на нем подтверждали его предположение. «Точно, это именно тот чайник, который мы подарили на последнем звонке Наталии Валерьевне. Ничего себе, сохранился! – удивился он и принялся осматривать кабинет дальше». На правой стене висели картины каких-то художников, портрет президента Российской Федерации, карта Воронежской области. По левой стороне стоял лакированный шкаф с двумя дверцами. А в левом углу от окна в горшке стоял цветок, похожий своими шипами на розу.
«Дааа, не Пикассо, но красиво и талантливо написано панно – прошептал про себя Валерий, осматривая картины. Интересно, а что лежит в том шкафу, откуда Наталия Валерьевна взяла чайник?». Валерий всегда был любопытным парнем, хотя и считал это одним из плохих своих качеств. Но если его что-то заинтересовало, то он, ни на минуту не успокоится, пока не сделает то, что начал. «Так-м, посмотрим, что там. – Открыв дверцу шкафа, он увидел красиво разукрашенные вазы. Он всегда с большим трепетом относился к искусству, особенно когда оно выполнено на высоком профессиональном уровне. Поэтому его реакция была оправданной. – Ух, какие разукрашенные вазы! Художникам следует пожать руку за выполненную работу!».
Открыв нижнюю дверцу шкафчика, его взору была брошена огромная коллекция книг. Шкаф был просто забит ими. Проводя по ним пальцами, он заметил, что несколько книг отличались форматом от остальных. Он любил читать книги, особенно если они умещались в карман. И каждый раз, прочитывая одну книгу он шел в магазин за следующей. Валерий считал, что зачастую в маленьких форматом книгах больше смысла, чем в больших. Хотя бы, потому что большую книгу неудобно с собой носить. А маленькую можно положить в карман и идти куда угодно. Взяв одну книгу в руки, которая уместилась в его большой ладони, посмотрел на обложку, внезапно почувствовав холодную дрожь, проступавшую по спине. Его сразу заинтересовала та обложка книги своим необычным названием: «Пророк». Автором этой книги, как прочитал Валерий, был Калил Джебран. «Обязательно нужно спросить у Наталии Валерьевны, чтобы она дала мне ее прочитать». Пролистав ее, он положил туда, где она и лежала. И только присел на стул, как зашла в кабинет Наталия Валерьевна.
– Воды внизу не было, поэтому пришлось сбегать в соседний корпус. Ты не устал меня ждать? – спросила она Валерия, поставив электрический чайник разогреваться.
– Вовсе нет, я тут картины смотрел.
– Ну и как, понравились?
– Честно? Мне они очень понравились! Особенно вон та, – Валерий показал пальцем на картину, на которой был изображен зимний деревенский пейзаж. Вообще такая картина не может, не понравится человеку, который уважает традиции, выраженные в искусстве – белоснежный настил, дым, струящийся из печной трубы, старенький деревянный дом, плетеный забор. Это не какай-то там город, в котором снег лежит весь в черных дырах, а торчащие с крыш зданий сосульки, так и норовят упасть кому-то на голову. Это то, откуда все мы когда-то уехали в поисках заработка. Это то, что ближе Валериному сердцу – деревенская жизнь. «Как такая картина не может трогать человеческое сердце?» – прокручивал этот вопрос в своей голове Валерий.
– Что ж, хороший выбор! А ты знаешь, откуда она у меня?
– Нет, не знаю. Но мне она нравится.
– Мне ее подарили студенты пятикурсники. Ты их, наверное, помнишь, они учились на два года младше вас. Кстати она создана творческими руками Александра Макарова – наш земляк.
И только Валерий хотел заговорить о книгах, как вдруг послышался тихий стук в дверь. – Да, да. Входите – Наталия Валерьевна стала разливать кипяток в кружки. Но кто-то не решался войти, и видимо ждал пока она сама выйдет к ним.
– Ну, входите же, – налив кипяток в кружки и достав из стола ложку, банку кофе и чай в пакетиках, она шагнула в сторону двери, и та открылась.
И кто-то тихим голосом, выглядывая из-за двери, спрашивает: «Наталия Валерьевна, можно к вам?»
– А вот одна из тех выпускниц – Наталия Валерьевна, показала рукой на ту девушку, которая уже вошла в кабинет. Это была девушка с распущенными волосами лет так двадцати пяти. Ты вовремя, проходи, присаживайся мы сейчас чай будем пить – Наталия Валерьевна достала третью кружку из шкафа и налила в нее кипяток.
– Я собственно зашла поздороваться с вами – Мария застенчиво, тихими шажками двинулась в сторону стола.
– Так, не стесняйся, садись, бери, заваривай чай, а я пока пойду в приемную декана схожу, узнаю, не пришел ли он.
Мария бросила пакетик чая в кружку, и сразу пошел аромат, похожий на запах свежих персиков, который Валерий сразу учуял. – Как вкусно пахнет! Это что за чай? – спросил он ее с довольным взглядом, как кот учуяв валерьянку.
– Это чай с ароматом персика. Тебе положить его?
– Да, пожалуйста.
Тем временем Наталия Валерьевна вернулась в кабинет. – Ну, как вам чай? Вы чего еще не попробовали? Так, Валерий давай распечатывай конфеты, сейчас будем пить чай. Она бросила какую-то папку в стол и села в компьютерное кресло. А Валерий распечатал конфеты и пододвинул ее на середину стола.
– Давайте ребята, налетайте. Ммм…как вкусно пахнет! – Наталия Валерьевна вдохнула исходящий от кружки с чаем аромат.
Сделав пару глотков, послышался звук пришедшей на телефон смс-ки. Мария, подумав, что ей пришло смс, полезла за телефоном в сумку, разблокировав его, посмотрела на Валеру: «это не на мой телефон пришло сообщение».
Валера достал из кармана свой телефон и увидел входящую смс-ку: «Валера приезжай срочно домой – сестра Света», так было записана в адресной книге его сестра, которая была старше его на пять лет.
Валера с испуганным видом встал со стула. В голове помелькали какие-то плохие мысли, ведь родители хоть и не старые, но и не молодые – всякое может случиться.
– Валерий, что-то случилось? – раздался эхом в голове голос Наталии Валерьевны. Валерий?
– Нет, нет. Все хорошо. Просто нужно ехать домой.
– Точно ничего не случилось?
– Ничего не случилось. Все хорошо, не переживайте. Вы пейте с Марией чай, а я завтра к вам заеду.
– Да, да. Заезжай в любое время.
Валерий взяв портфель, быстро направился к выходу.