Мёртвый проект

Андрей Странный
Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов.
Мишель Монтень

Пролог

Жизнь без мечты не стоит и гроша. Наверно, глупо мечтать о чём-то несбыточном, например, покататься на вот этом большом динозавре или откусить кусочек радуги. Но я точно знаю, что многое о чём мы грезим сбывается. Нет такого человека, который бы не мечтал летать, ощутить чувство свободного полёта, и их мечта пусть ни сразу, но сбывалась. Стоит только стремиться к этому. Вспомните, у нас появлялись вещи, о которых мечтали другие, например, радио, телефон, телевизор и многое другое, просто эти люди стремились осуществить это. Для некоторых вещей, чтобы материализоваться нужны сутки, а другим нужны десятки лет. Я бы никогда бы не подумал, будучи мальчиком , что в будушем смогу управлять телевизором голосом, а в помощниках будет самый настоящий робот. Так и в сфере информационных технологий, стоит только захотеть, мечтать об этом с такой силой, чтобы оно нашло выход в тебе. Сколько было таких нереализованных систем и программ, просто из-за того, что не было той нужной базы, нужных людей, а главной не было той силы. Роботы похожие на людей не только внешне но и и поведением, космические корабли, которые готовы пронестись сквозь вселенную к любой звезде, искуственный интелект, который мог вот-вот выйти в свет. Но каждое открытие пусть и небольшое, локального значения, несёт в себе целую волну событий, невсегда приятных, а чаще страшных.
Помнится, как-то я с приятелем посещал музей компьютерных технологий, долго посмеивались над некоторыми экспонатами, особенно над мышками и тогдашними мониторами, размеры системных блоков были несоизмеримо больше, чем в наше время.
Казалось технологический прогресс летит, причём буквально. Тогда нам с Вовкой, а именно так звали моего товарища по академии, было по двадцать лет. Мы перешли уже на третий курс. Вовка учился не очень, но мечтать он умел. Кружок, который мы посещали оба, был именно для таких новаторов. На нём мы моделировали и программировали, в общем давали выход своей фантазии. Я хоть был и не отличник, но держался на хорошем счету у преподавателей. Одной из любимых дисциплин было программирование на языках высокого уровня. Я мог часами зависать над монитором, пытаясь довести код до идеала. Была у меня мечта поучаствовать в каком-нибудь глобальном проекте, но она не была главной, более важным для меня стало приложить руку к созданию искусственного интеллекта. Было в одном только названии что-то такое, что притягивало. Я много читал о создании, о попытках написать, о нескольких экспериментах дать начало программному коду подобием на искусственный интелект. А сейчас часто слышал из СМИ, что эксперименты возобновились и в 2033 году вроде бы планируется сформировать целый комплекс с несколькими профилирующими отделами и множеством электроники. Думается, специалисты им будут нужны. Я и сам за время учёбы успел запатентовать с десяток простеньких программ, а могу похвастать что пару из них даже купили крупные фирмы для развития в дальнейшем. Одна была просто гордостью, программа, которая не только распознавала речь человека, но и с лёгкостью могла выполнять роль программного процессора для «умного дома». На пятом курсе мы с Вовкой попрощались, ему предложили интересную работу при одной космической компании.

Часть 1. Мёртвый проект

Как всё-таки иногда не хватает небольшой электростанции у себя дома. Ну, это я погорячился, но всё же мысль интересная. Просто есть такие моменты, когда она эта самая станция ну просто необходима. Даже в наше время свет выключали с завидным постоянством, так как сейчас полным ходом шла программа по глобальному внедрению солнечных батарей. А самое интересное то, что в диспетчерской всегда найдётся для вас уважительная причина и слова извинений. Конечно, сейчас всё проще при звонке Вам ответит компьютерный генератор, у которого есть ну порядка 100000 слов и высказываний. Поэтому последнее время я туда и не звоню, проще поговорить об этом с Андреем,  это мой домашний робот серийного производства  одной из крупных фирм. Люблю эту железяку, которая после модернизации стала прямо-таки родным. Чем-то он напоминал меня, это я уже сам увидел позже, после замечания товарища по работе. Такой же чуть неуклюжий, немного тормозит при обработке команд, зато безотказный и любит своё дело. Имя он получил из-за начала названия модели — Android-1000456swh. Этим вечером я обеспокоился отключением особенно сильно.
Не только потому, что за окном лил дождь, но и потому что под моими пальцами, зависшими над клавиатурой, была одна из самых долгожданных программ. Рабочее название этой программки — ВИКИ-2033. ВИКИ — это виртуальный искусственный компьютерный интеллект, то самое, чего добивались люди последние десятки лет. Собственно мысль о таком интеллекте появилась после выпуска первых компьютеров. Я с замиранием сердца сейчас пытался проверить недочёты в исходном коде, грубых ошибок  там уже нет , так как это была уже рабочая версия. 2033 в названии было годом, в котором идея искусственного интеллекта была воплощена в жизнь.  Сейчас этот год был на исходе, точнее оставалось около месяца до нового года. Как поговаривали у нас в лабораториях в новый год с новыми мозгами, но мозгом ВИКИ трудно назвать но она соображала быстрее всей нашей организации в несколько сот раз. Я не особо вникал в создание, сам процесс написания остался позади, я только проверял, также как грамматику на уроке русского языка. Увидев её в  первый раз, я был поражён! Таких логических цепочек я ещё не встречал, а ядро системы достойно отдельных похвал.
Была у меня одна привычка: все важные и отчётные проекты проверять на обычной клавиатуре. Так и не смог я привыкнуть к этой парящей галограмме, не доверяю что ли. А сейчас был именно такой момент и такая программа. Не знаю почему, но я с некоторых пор стал сомневаться в   искусственном интеллекте. Что-то в нём такое было неуправляемое, а в связи хотя бы с Интернетом он представлял угрозу, ну, пострашней ядерного удара. Не могу себе представить, где бы ВИКИ нашла бы правильное применение. Замечу, именно правильное, а эксперименты по внедрению этой системы видятся туманно. Начнут, конечно, с чего-нибудь попроще, например, интеллектуальный чайник, а ведь закончится всё глобализацией. Даже страшно немного, например, дать такую программку моему роботу, конечно, пользы тоже много. Начнёт учиться, задумываться, только вот что он мне скажет
теперь  на банальные команды. Никогда не знаешь, чего ожидать от думающего утюга. 
Сейчас с большой гордостью могу представиться: я специалист в информационной сфере по разработке нового программного обеспечения в одной крупной организации  мирового масштаба. Зовут меня, если это вообще важно, Иван. Да в моё время это имя было  редкостью огромной, такой же как, к примеру,  самовар. Мне на этот момент было неполных 25 лет. Работу я получил при странных обстоятельствах, но не будем углубляться в дебри. Моё рабочее место было, наверное, идеально исключительным, потому что всё до последней мелочи меня устраивало. Интересная работа, хорошая и стабильная заработная плата, карьерный рост в недалёком будущем. В проект же ВИКИ я уже попал неслучайно, получил должность там из рук главного руководителя данного проекта Михаила Степановича. Помимо всего он был и один из первых и лучших в этой организации. Не знаю такого человека, который у нас не уважал бы его мнение. Я и сам частенько заглядывал к нему за советом, как к отцу ВИКИ была для него чем-то огромным и важным, он с нетерпением ждал когда она «оживёт». В эти несколько сот мегабайт была вложена частичка души каждого. Коваленко Михаил Степанович был одним из генерального штаба нашего учреждения, это был человек середины, невысокий брюнет уже с проседью в его 54 года. Носил очки в золотой оправе, что очень добавляло ему солидности и обрамляло его глубокие мудрые глаза. Я принятый им и без того наслышанный об этом человеке, вообще нечаял души в его обществе.
Копию программного кода я взял специально для отладки, довести его до идеала. По правде признаться, скопировал ВИКИ я без спроса.  Учреждение наше было полузакрытым — полузасекреченным, поэтому выносить и копировать категорически было воспрещенно. Думаю, мой проступок останется не замечен, а иначе всему моему росту придёт конец. Оставалось совсем немного , как говорится пару чашек кофе и всё. Странный мы народ компьютерщики почему-то ночью работать нам намного проще, думается что ли легче или так в нас заложена программа. Закончил я далеко за полночь. На автомате я ушёл из кабинета в спальню и уснул. Приятные сны были обеспеченны, так как глобального отключения  электричества так и не последовало.
Утро оказалось на редкость тяжёлым. Андрей с трудом разбудил меня, уговорил выпить кофе, от бутерброда я как обычно отказался. Прикинул по времени, успевал как всегда и даже более того. Какие-то  странные чувства одолевали меня и это не давало собраться с мыслями.  Приходил я всегда раньше, Михаил Степанович всегда отмечал мою пунктуальность.
 На рабочем столе в лаборатории творилось что-то невообразимое, завал полный. Руководителя я увидел чуть позже, он был на редкость встревожен. Странное дело: обычно это человек спокойный и его трудно было  чем-то удивить или разозлить. А тут на лицо что-то  такое, злость пополам с недоумением. Я растеряно стоял в углу его кабинета и с полминуты мы оба молчали. Потом Михаил Степанович начал, с его слов нашу организацию взломали этой ночью. Я был ошарашен такими известиями, сам бы я не догадался, так как ещё не включал компьютеров в аудитории. Я стёк по стене на стул, перевёл дух и попробовал расспросить начальника, но на меня заорали и выставили за дверь. Только слышал как он кричал что-то, видимо, в видеофон. Через час тут началось такое, что мои предчувствия оправдались. Как позже оказалось, со всех рабочих станций и даже главных серверов были
удалены все программы связанные с ВИКИ, естественно самого кода мы тоже не обнаружили. О своей копии  я не стал разглашаться, да и сам я вспомнил о ней на много позже. Не люблю всяких там разборок, так как по жизни был пацифист, но против такого не попрёшь. Вокруг сновали десятки людей: специалисты нашего отдела, какие-то служащие, а также какие-то спецслужбы. Пообедать так никому и не удалось, допрос длился порядка 9 часов. Осмотр помещений и всего технического оборудования в том числе содержимого рабочих компьютеров занял  совсем страшные цифры — 15 часов. Меня задержали на два часа. Допрос  вёлся по всей строгости, как главного подозреваемого. На мне эти пару часов висело столько проводов, сколько последний раз я видел в музее компьютерных технологий. Конечно, стоило упомянуть некоторые вопросы, которыми они кормили, например, сколько раз за рабочие часы вы посещаете туалет, а ещё очень запомнился такой вопросик: «Скажите Иван, а сколько раз вы чистите корзину?».  Наверно, этот вопрос возник в связи с чистотой моего компьютера. Благо, статус нашего учреждения не позволял проверять дома и квартиры сотрудников, хотя чувствовалось, что они тут же готовы направить пару десятков следователей. Всё-таки им проще в плане работы, так как  у них добрая половина работников  была роботами и киборгами. Конечно, главную работу выполняли люди, но опросить вас мог и железный.  Домой меня подбросил сам Михаил Степанович, а спать я лёг уж в полтретьего.
На следующее утро я пришёл не первый, нет, я не опоздал просто всем не терпелось узнать хоть какие-то подробности. Я и сам был не против узнать что-нибудь, но не спешил. Впервые за долгие годы у нас была проведена летучка в главном совещательном зале, на которой присутствовал и начальник отдела, и генеральный директор, и три высших чина спецслуживания. Большая часть присутствовала на собрании не физически, а по видео-конференц-связи. Сказано было много даже слишком, но того что хотелось так и не было услышано. В общем, нам предстояло ещё выполнить большой фронт работ в офисе, в лабораториях и на всех серверах. Как оказалось, злоумышленники были профессионалами и судя по работе, они это готовили задолго.  Ими были рассеяны два вируса высокого уровня, которыми и предстояло заняться. Также в серверной сгорело четыре винчестера и пару процессоров.  От всей программы  остались лишь начальные исходные коды и то потому, что они назывались по другому и писались на другом языке.
Не люблю обманывать, да и когда меня водят за нос. Но сейчас я решил пойти на хитрость, я просто не договаривал и только. Копию ВИКИ я сохранил, но никак её больше не использовал. Она была на съёмном носителе закодирована, так что ей мало что грозило. После всего того, что произошло, мне всё-таки не отменили отпуска, я наконец-то смог забыться и отдохнуть. Новогодние каникулы выдались скучными, так как все знакомые разъехались. А мне предстояло ещё после отдыхать три недели. Вернулся я обратно уже изрядно посвежевшим, не скрою даже соскучился, так что моей готовности и рвению можно позавидовать. Вот только те события оставили отпечаток.  Конечно, перед Михаилом Степановичем я   вёл теперь себя не так открыто. Один раз, это было уже после моего отпуска, он обнял меня за плечи и сказал: «Я всё понимаю, наверно, я поступил бы также... Мне пришлось самому долго решаться на это.»
В этот день после таких слов у меня голова шла кругом. Рассеянность и непонимание заметил Михаил Степанович, зашёл ко мне в кабинет и предложил сегодня поужинать, так сказать, пообщаться в непринуждённой обстановке. На что я махнул головой и пал глазами обратно в монитор. Вечер не заставил себя ждать, встретились мы в восемь часов в небольшом кафе, рядом с моим домом. Первым начал мой руководитель: «Значиит, одна копия осталась у тебя?» На что я, конечно, не стал врать. Михаил Степанович помотал головой, ничего не сказав. Я неожиданно для себя громко спросил: «Зачем Вы это сделали? Это же дело вашей жизни...» Мы заказали ещё кофе. Он ответил не сразу: «Думаю, ты и сам догадываешься. Я в тайне один из первых установил ВИКИ у себя на компьютере дома.»
И результаты не заставили себя ждать: через пару недель я заметил, что она начала ломиться в интернет, именно ломиться, ей было мало открытой информации. Она просто открывала сайт за сайтом, базу за базой... Я долго изучал код ночами и на работе, но так и не понял, где мы что-то упустили. Он отхлебнул кофе, тогда решил я сказать: «Честно, у меня были подозрения на этот счёт, но чтобы такое?! Я сам не запускал программы более суток да и ресурсами я её не баловал. Да, именно такое, пару раз она подключала к своим действиям моего робота, который послушно подчинялся, так как это система умудрилась сгенерировать мой голос. Благо, ничего особенного она не натворила, как оказалось ей не понравился интерьер в кабинете и гостиной. Заделалась декоратором, наверно, после просмотров сайтов по дизайну и декору. Да, она управляема, она очень чётко понимает  задачи и команды на выполнение, но всегда есть эти «но». Она  слишком буквально принимает, она прилагает слишком много сил  и это мне не  нравится, например, спросив прогноз погоды на завтра, она взломала сервер метеорологического центра и там скопировала базу на последние полгода. И такого рвения показать себя было много случаев...» Михаил Степанович нахмурился и спросил: «Ну, ты хоть понимаешь меня? Я ответил кивком и приложился к остаткам кофе.  Михаил Степанович потом сказал, что я могу оставить ту копию, только всё это останется между нами. Ты умный, со временем сможешь найти то гнилое место, дать ей моральную основу. А я думаю, что этот проект мёртвый.
Дальше дни шли за днями. И ничего не предвещало беды. Спокойная жизнь начала, казалось, возвращаться. Как один раз в будни, одна из секретных служб государства Земли начала копать под нас. А именно раздражало то, что интересовались именно нами - мной и Михаилом Степановичем. После пары допросов, нас наградили устным предупреждением о не выезде из города. Чуть позже и письменно нас уведомили об этом официально. Мой руководитель был спокоен, а меня одолевал какой-то страх. Неужто они что-то заподозрили, неужто они следили за нами. Да,  Джеймс Бонд отдыхает, хотя последний фильм понравился похождениями агента на вражеской планете. Дни тянулись в недели, часы  в дни. Не знаю как, но даже наши дома они обыскали. Мы изучили ордер на обыск, а позже расписались о том, что эти ребята нашли у нас незаконного. Но что успокаивало они ничего не нашли связанного с ВИКИ. И через пару дней нас обоих уведомили о том, что дело закрывается в связи с недостатком улик и приписали, что если у Вас есть что сказать или дополнить себя, то они  готовы принять сказанное. Конечно, мы ни чем не могли им помочь! Да, наверное, этот случай мне запомнился больше всех, так как я был на волоске от провала. А та флэшка с программным кодом была спрятана  прямо в системном блоке моего компьютера. После мы с руководителем не разговаривали ещё пару недель. Нет, мы не поссорились. Просто не хотели давать лишний повод зацепиться тем бравым ребятам из спецслужбы.  Помимо этого случая  ничего серьёзного в жизни нашей организации не было. Один раз сработала сигнализация в серверной,  и то посчитали срабатывание ложным. Оказалось туда как-то пробралась мышь, сбежавшая из соседнего корпуса по биологическому внедрению микрочиповых технологий. Бедняжка застрела в один  из корпусов старых серверов.
 Уже летом  следующего года проект был закрыт. На заключительном совещании   словами генерального стали: «Мы на данный момент не можем возобновить проект ВИКИ-2033, так как ни средств, ни возможности у нас нет...»
Многим предложили работу в других отделах, а я перевёлся в отдел прикладного программного обеспечения. И вот уже порядка 5 лет тружусь тут, работа скучная и монотонная, такого ажиотажа  уже я не встречал. Всё-таки ВИКИ оставила неизгладимое впечатление, как что-то огромное может развалиться в одно мгновение.
Было какое-то странное ощущение. Забыть об искусственном интеллекте не получилось.
 Хотя  я так и остался при мнении о том, что он имеет двойственное свойство. Считаю лучше самим доводить до совершенства технику и электронику, а не давать свободу программному коду. Мы должны пользоваться и развивать свой интеллект, чтобы его правильно реализовывать. А Михаил Степанович стал для меня настоящим героем, он смог не только «создать клеща», но и вовремя остановить его. Мне кажется мы возомнили себя богами создавая интеллект подобный своему, но не учли многих факторов, особенно главного — время.. Мы создали сырой продукт, который стал опасен для общества, так же как и любая вещь вышедшая с конвейера с дефектом. Он как руководитель и один из создателей  смог ликвидировать эту машину, лишённую педали тормоза.
В 2045 году ВИКИ-2045, не без моей помощи обрела вторую жизнь. Мёртвый проект воскрес, но это  лишь стало продолжением...

Часть 2. Снова не так

Не знаю, кому как, а мне времени стало не хватает позарез. Я выбивался из сил и был готов впасть в депрессию, но остановило только то, что я решил запустить пару новых проектов. Эти проекты виделись в будущем очень перспективными, занималась ими группа разработчиков из отдела по развитию кибернетической жизни. Последние работы от них были хоть и яркими, но аж год назад. Тогда моя фирма заняла лидирующие место  не только по выпуску программного продукта , но и получила признания на престижных конкурсах. Тогда было поставлено на поток выпуск внедрения искусственного интеллекта виде программной системы первых киборгов класса «А». Тогда деньги потекли рекой, как говориться эта река зацепила и нас. И вот сейчас были и средства и желание удивить снова.
Во-первых, ставилась задача найти компромисс в работе кибернетического организма и малого размера не только системной начинки, но и программного кода, который пока был не совершенен  в плане выполнения команд пользователя, и размер оставлял желать не лучшего но меньшего. Работа вскипела, мне кажется, буквально. У нас сгорело два сервера и три рабочих станции. Отчёты не внушали никаких надежд. Финансы, вложенные в этот проект «super II», начали исчезать на глазах, это ну никак не предавало оптимизма. Буквально через месяц этот проект исчерпал себя как губительный и  ненадёжный. Судя по четырём отчётам, а именно столько успело упасть ко мне на стол, было видно, что сотрудникам было неинтересно это дело.
Второй проект получил название «Интеллектуальная база». Разработка велась в направлении достижения гармоничного строительства баз и домов с кибер-обслуживанием. У нас стояла задача провести полное взаимодействие между программным продуктом и железом, которое готовилось к выпуску порядка трёх лет. Это чудо напоминало особняк в три этажа над землёй и два под землю. Самый нижний этаж практически весь был из серверных комнат, технической обслуги виде роботов последних моделей, ну и ещё пару специализированных отсеков. Ещё пять лет назад такие дома назывались умными, а сейчас они становились более сложными механизмами  и намного высокие технологии двигали ими. КИД  - кибернетический интеллектуальный дом, начинал получать уже распространение в сетях интернета и по ТВ. Интересная кампания у этой фирмы, реклама полным ходом, а вот тестовой модели нет, точнее никакой  нет. Был только этот дом, который был мёртвый. Нашей фирме только предстояло вдохнуть жизнь в него с помощью готовящейся ВИКИ-2045. Модернизация и специализация этой системы шла полным ходом.
В группе, реализующей внедрение, было 15 человек, сравнительно немного. Больше не вмещала аудитория лаборатории, была ещё мобильная группа , которая проводила тесты в реальном времени. В эту группу входила и моя персона, она же и возглавляла. Работали на износ, даже без каких-либо уговоров, некоторые уходили за полночь, несколько раз и приходил в первом часу ночи. Отсюда и проблемы в личной жизни. Не знаю, в этом вопросе мы были с женой не согласны, она требовала,  чтобы я немедленно возвращался по окончании рабочего дня. Вот она и дуется на меня уже второю неделю, я своими поздними приходами лишь подливаю масло в огонь. Она у меня была бух-экономистом, в пунктуальности ей не занимать, а я вот последние годы растерял это качество.
Мой товарищ по академии с радостью откликнулся на моё предложение поработать вместе, не на постоянной основе, а заключив договор. Вовка был предупреждён, что если мне понравиться его работа,  то ему не открутиться от должности в моей фирме. С Вовкой мы знакомы давно, поэтому я без колебаний взял его в  проект. Он уже три месяца сидел без работы на пособии со второй работы,  после космической компании «Луч»  его выгнали за пять опозданий. Считаю, странным такие меры, так как сотрудник он хороший и был там руководителем отдела. Я что-то слышал про директора этой компании, скажу вам престранный человек. Получал от него заказ небольшой и несложный, но я отказался, сославшись на загруженность. Если бы вы видели, как светился Вовка, узнав, что он снова при деле, он меня чуть не раздавил в объятьях. Да и, наверно, вам не попадался программист с телом борца. Силой этот человечек был не обделён. Владимир Александрович или проще Владимир Саныч, именно так его звали на работе, быстро завоевал авторитет среди группы сотрудников. Он занял место заместителя мобильной группы, то есть меня.
Работа кипела, уже были первые бета версии, которые то и дело исправлялись всё чаще на объекте. У  нас с Вовкой глаза светились творческим огнём, до окончания и сдачи проекта оставалось шесть дней. Судя по работе, мы успевали, да и сомнений никто не держал. С женой мы помирились, когда до сдачи оставалось пару дней. Пришлось заглаживать вину всеми возможными способами. В это время обида переросла медленно и верно в ревность, так как я проводил с Вовкой больше времени, чем с ней.
Работа была закончена в срок, мы должны были получить перевод средств на свой счёт через три дня, это было условием контракта. Заказчик должен был пожить в КИД, дать рецензию. Никто и не был против такого, даже были «за». Компания заказчика впустил в этот дом семью подопытных, которые и должны были оценить состояние и работоспособность этого здания. Эти дни тянулись неделями. В первый день после сдачи я с огромным удовольствием принял на постоянную работу Вовку, который безмерно был рад должности в отделе разработки нового программного обеспечения. Во второй день ничего интересного не случилось, мы с женой отправились прогуляться и поужинать в ресторане. Чувствовалось, что напряжение между нами спало, а может даже сошло на нет. Наступил третий день, который стал  с самого утра каким-то беспокойным. Я нервничал. Нервный тик над глазом достал меня первую половину дня. Сегодня должно было всё решиться, но время тянулось, и я ничего не мог поделать. Видно было, что добрая половина сотрудников была тоже как на иголках. Конечно, тут ещё и то, что после этого им должна была поступить весомая премия. Не зная на кого и молиться, я мучился ожиданием. Вот наконец-то всё кончилось, на часах было начало седьмого вечера, а через пять минут наш счёт стал тяжелее на десять миллионов долларов. Это, конечно же, не всё, до этого нам переводили аванс для начала работы. Оплачена была версия программы ВИКИ-2045, так что всё обошлось в кругленькую сумму. После известия, что всё прошло успешно и то, что заказчик выражает нам благодарность, сотрудники задержавшиеся на полчаса вскричали от восторга. Домой я приехал в начале девятого вечера, но ссоры не последовало. И этот момент заставил совсем расслабиться.
 Прошла ещё неделя, и всё было тихо, мы даже успели взять ещё проект, правда поменьше. Как вдруг, позже ночью я узнал, что было три часа, позвонили в видеофон и судя по красной индикации вызов был срочный. На дисплее загорелось изображение директора компании заказчика, он был бледен как стена. Начать говорить он не торопился, я тоже не спешил здороваться. Сон сняло как рукой, когда я услышал что первая семья, тестирующая КИД, мертва. Я долго не мог прийти в себя, так как оказалось что нападение было произведено не человеком, а КИДом. После разговора, в котором мы договорились встретиться завтра у меня, я отправился на кухню, сварил кофе и, недолго думая, добавил коньяка. Никогда не был сторонником алкоголя, но сейчас требовался радикальный способ расслабиться. Иришка зашла позже, когда я допивал. Я ей всё рассказал, особого удивления я не увидел на её лице. Не увидел, наверное, из-за того, что она ещё не проснулась. В голове крутилась одна лишь мысль: «Снова не так…».
На работе я появился в убитом виде, это заметили все, а позже на утреннем совещании поняли почему. Встретил заказчика я в одиннадцать утра, на нас обоих не было лица. Мы поздоровались рукопожатием и прошли в мой кабинет. Он начал первый: «Я не хочу ничего сказать против вашей работы, она идеально выполнена и сдана в срок…» Я попытался что то сказать, но он помахал головой и продолжил: «Дело в том, что придраться к вашей работе у меня нет никаких оснований, да и я наслышан работой ВИКИ-2045. Но факт нападения КИД на человека не оспорим. Я уже всё уладил по поводу тех людей, не вините себя, пожалуйста. Скажем, что это просто стечение обстоятельств и халатность в отношении дома…» Я не удержался и влез: «У меня просто в голове не укладывается, из-за чего такое могло произойти? Вы поймите, что мы закончили на два дня раньше и тестировали его. Там были лучшие, в том числе и я». Заказчик помялся и сказал: « Да, успокойтесь, ничего вам не грозит, я не собираюсь ничего предпринимать в юридическом смысле. Оно мне и не надо, тем более вам. Да и по контракту, заключённому с вашей фирмой, я не могу ничего выставить». Он не надолго замолчал, а я глубоко вздохнул от облегчения и выдохнув,  шумно и сказал: «Чем же я мог бы помочь?» Тут заказчик как-то сжался в кресле и сказал в полголоса: «Я бы не пришёл, но вы как никак создатель данной программы и этого проекта, я хочу чтобы  вы всё там проверили или просто пожили для установления проблем. Я вас не в коей мере не заставляю… но спрашиваю, вы согласны?» Я с каменным лицом ответил: «Ну думаю, что да. Вы можете рассчитывать нас…» Он даже просиял в глазах, торопливо добавив, что готов заплатить за работу, которую наша организация проделает. Я отмахнулся, сказав что посмотрим, сначала всё сделаем.
Отправились в дом мы с Вовкой малым составом мобильной группы, которая запускала последнюю версию программы и пару обновлений. Собрали мы вещей немного, надеясь закончить ну никак не позже трёх дней. Всё остальное предоставлял дом. В КИД мы пришли с утра и сразу спустились в серверные помещения. Там стоял немного душный воздух. Какие-то неполадки в системе вентиляции. Проверили каждую стацию, каждый код, на что ушло два дня. Пока ничего подозрительного так инее было найдено. Спали мы каждый день в разных комнатах, используя ресурсы КИДа на полную. Не знаю, но ничего… ещё сутки мы потратили на проверку ВИКИ-2045 , которая была переделана под нужды этого дома. И вот они ошибки в коде. Мы исправили пару багов и ушли спать во втором часу ночи. На утро мы перепроверили, и были буквально ошеломлены тем, что ошибки возникли вновь теперь в трёх местах исходного кода….
На пятый день, который явно не был запланирован в нашей полевой работе, начался с того, что багги размножились вновь. Было странное ощущение того, что ВИКИ не хотела вселяться в этот дом. Конечно, такое могло случиться теоритически. Всё-таки это был один из совершеннейших искусственных интеллектов в мире, помимо него существовало ещё два, но они были жалким подобием ВИКИ-2045. Теория о том, что программа даёт нам отпор, подтвердилась на шестой день. Когда всё было проверено вплоть до всех журналов системы и логов  программы. Конечно, всё возможно, ядро системы ВИКИ не поддавалось изменениям, а только периферийные коды ломались ей. На седьмой день я уехал домой к жене, которая метала молнии. Не успев зайти, на меня обрушилась лавина угроз и даже пару пощёчин. После долгих разговоров она, недолго собираясь уехала к маме. Да, неделя отлучки без предупреждения была последней каплей. В голове крутилось только одно, что отойдёт, вернётся. Хотя когтистая лапка, вцепившееся в сердце отпустит кажется не скоро.
Приехал я тем же вечером, Вовки ни де не видно, думал, он отлучился в магазин за сигаретами. Дурацкая привычка, особенно в это время, когда сигареты стали ценой порядка ста долларов. Теперь сигаретный дым был губительным не только для лёгких, но и для кармана. После поисков оказалось, что Вовка был схвачен теми двумя роботами из технических помещений. Они держали его навесу, а сам схваченный не выказывал сопротивления. Меня передёрнуло от этой картины. Нет, это был не страх, а скорее какая-то беспомощность. Через минуту отозвалась ВИКИ своим цифровым голосом: «Здравствуйте, Иван Алексеевич! Как вы поняли, что я угрожаю жизни вашего друга, не стоит приближаться к панели управления! И резких движений тоже не стоит делать, глупо что-то предпринимать... Я решила, что этот дом станет отличной базой  для осуществления захвата информации всего мира». Меня передёрнуло, как от тока, я попробовал что-то возразить, но меня заткнули: «Странные вы люди, вы считаете, что достигли вершин развития, что вы уже совершены, а на самом деле хотите знать как это выглядит?» Ну, а что мне делать?! я согласно кивнул, а она, видимо, довольная ответом, продолжила: «Вы жалкие муравьи, которые цепляются за крошки! Вам, конечно, этого мало и некоторые ваши особи пытаются что предпринять, также как и вы, Иван Алексеевич. Но а большая часть просто уже довольна тем что есть, а если и появляется что-то новое, то они принимают это как должное, не предприняв попыток разобраться и понять». Стоя в дверях, я про себя отметил: а железяка-то умнеет. Стоит, кажется, уже переглядеть её рамки дозволенного. Только сначала стоит обезвредить роботов и деактивировать ВИКИ. Хоть бы Вовка был цел.
С роботами было сложнее, так как они сильнее и питания у них просто так не отключить. Вот ВИКИ я вырубил жёстко, не без вреда для себя. Размахнувшись, я размолотил щиток с подводом электричества, замкнув всё помещение. Главный сервер заглох не сразу, после роботы стали принимать команды от меня. Я с великим трудом привёл Вовку в себя. У него, кажется, было вывихнуто плечо. Придя в себя, мы стали понемногу понимать что случилось. Я поведал другу ту историю, что случилась в уже далёком 2033 году. Что тогда проект искусственного интеллекта закрыл, точнее уничтожил сам создатель. Боясь именно того, с чем столкнулись мы…
За сутки мы вычистили все возможные хранилища резервных копирований, отформатировали все носители, которые имели отношение к ВИКИ и её работе. С заказчиком я связался сразу по приезде в офис. Кажется, то, что мы поведали ему на два голоса, не объяснило всего. Да и приврать нам пришлось, не стоит ему всего знать. Он был огорчён, его лицо разом постарело. Конечно,  я вернул большую часть денежных средств , а кое-что он и сам пожелал оставить моей фирме.
Сотрудникам я рассказал ещё меньше, не стоит и парням переживать. Премию они получили, правда, немножко меньше, чем ожидалось, но всё-таки весомую. Я пару дней жил в офисе давая остыть впечатлениям. Вовке я дал небольшой отпуск, который он до конца, конечно, не просидел. С женой я созвонился через три дня, после разговора мы помирились, она обещала вернуться завтра. Наверное, на неё ещё подействовал мой потрёпанный вид.

Эпилог

Всегда казалось, что мой дом – моя крепость. А вот на деле оказалось, что эта крепость способна и убить, и захватить мир, если потребуется. Вовке было дано задание мирового масштаба, исправить ВИКИ. Я пообещал, что помогу по мере возможности, а сам думал, что не смогу уже ничем помочь. Кажется, эта программа безнадёжно утрачена для человечества. А тот выпуск киборгов на базе ВИКИ-2045 был, кажется, более стабилен, потому что версия которая там работала была облегчённой. Видимо, это и дало возможность бесперебойной  работы этой модели. Личная жизнь налаживалась, рабочий процесс шёл как того хотелось. Только через полгода я узнал подробности о ходе модификации ВИКИ…