Кто хочет, тот берите

Евгений Садков
 На фоне деградирующего российского радиопространства "Эхо Москвы" выглядит утешительным островком.

 В иные времена большая часть населения бодро поднималась под звуки гимна и комплекса утренней гимнастики. Торжественнее икон гляделись в красных углах огромные репродукторы. Проводное радио с одной, но какой, программой передач. Не так давно знакомая бабушка громко жаловалась. Провода повредили, а кот без гимна свой китикет не жрет. Пришлось идти на прием к депутату. Вроде потом восстановили и у кота интерес к еде восстановился. Увы, исчезающим архаизмом выглядит сейчас подобное не только в городах. Хиреющие деревеньки окончательно потеряли даже эту связующую их с государством ниточку. Так проснутся раз, а во дворе немцы: матка, млеко, яйко.

 Но вернемся к нашим беспроводным FM-станциям. Большинство, зайдя в радиоколею, уже не покидают борозду. Лишь изредка меняется репертуар в основном примитивных песенок, густо приправленных рекламой. "Эхо" тралями-валями меньше увлекается. А если и берется за музыкальную тему, то солидно. После полуночи гурманов потчует реальным роком.

 Но вернемся к наиболее освоенному, разговорному жанру. Устоявшийся коллектив аналитиков имеет собственный взгляд на текущие события. Поэтому и интересен думающей публике. Слушая знакомую передачу, человек слышит каждую фразу, слово собеседника.

 Возьмем, к примеру, "Код доступа" Латыниной. Анализируя "со своей колокольни" события прошедшей недели, Юля часто проводит исторические параллели. Или сравнивает жизнь нашу темную с иной, большинству недоступной. "Человеченку" оставляет на загладочку.

 Вот и на это раз в прошедшую субботу рассказала презанятную историю. Помянула известного социолога Крыштановскую.  Как лежа на краю кипрского 5* бассейна, Ольга Викторовна вдруг расчувствовалась дюже. Мол, вот лежу я, простая русская баба, а мне прислуживают бывшие наши сограждане: официанты, горничные, шоферы.

 Не ручаюсь за точность передачи мыслей, тоже во время передачи прислуживал, но суть вроде верна. Помянув эти околобассейные мысли госпожи Крыштановской, Латынина добавила в изумрудную воду немного дегтя. Мол, они-то хоть и прислуживают там за евроценты, но чувствуют себя людьми. А в России, бывает и на провода оголенные от безнадеги бросаются.

 Привела Латынина и вообще непонятные рядовому россиянину факты из заграничной жизни. Мол, стоит в Норвегии на краю поля мешок с картошкой. А рядом мелочишка. Едет мимо мужик с бабой. Давай-ка, говорит жинка своему, трошки бульбочки возьмем. Берут сколько надо, деньги в тряпице оставляют и сдачу ещё прихватывают. Во как.

 В Америке ещё фантастичнее. За калиткой ящик с антоновкой. Или пепин шафраном. И записка: "Кто хочет, тот берите".

 После этой фразы недоверие  у меня возникло к красотам заграничной жизни. Нет, они, ребята наивные, могут заняться подобной благотворительностью. Американцы, одно слово. Иное насторожило меня.

 Это как, кто хочет, тот берите? Русский человек прочтет такое и призадумается. Что-то здесь не так. Или замаскированная мина-ловушка, или купоросом обрызгали. Мол, понаехалось вас, москалей. Сейчас мы яблочками-то отвадим.

 Хотел загадку эту филологическую в яндексе отыскать. Нетути. Тогда загуглил. И ткнулся на знакомую женскую парочку. Латынина о Крыштановской. Там эта фраза загадочная повторяется. Мол, а че вы здесь на краю бассейна делаете? Кино-то кончилось.

 И тут сам догадался. У нас-то такое в жизни не представишь. Чтобы за палисадник ящик с антоновкой ставили. Раньше, возможно, было. Но предлагали иначе. Говорили не так.  Берите, сколько хотите, радушно разводя руками. Или по-базарному, хотите-берите, не хотите-не берите. Значит ошиблась филолог Латынина?  Или подзабыла родной язык?

 Но тут-то пробила догадка. Видно не так американцы строят фразы. Поэтому и чУдно для русского уха звучит: кто хочет, тот берите. Типа команды хенде хох. Так сразу в партизаны захочется. И не надо нам ваших яблок.

 А в остальном, особенно с мыслями социолога на краю бассейна, права Латынина. Хватит нам делиться на счастливых эмигрантов и жадных аборигенов. Доживем, может, до лучших времен. И не надо будет за социологами прислуживать. Пусть яблоки сами выращивают и раздают бывшим горничным и официантам с загадочной фразой: "Кто хочет, тот берите".