У каждого должен быть дом

Энни Клер
Пострадавшим от человеческого
безразличия посвящается

   Эта зима выдалась особенно холодной, уже в декабре столбик ртутного термометра стал опускаться до отметки «-25». В ожидании Нового года москвичи закутывались в самые теплые одежды, найденные в шкафах и на антресолях, чтобы добраться до работы, а по дороге домой купить подарки своим близким.
   Во всей этой предпраздничной суете сложнее всего приходилось тем, кто был один, кому некуда было пойти, чтобы хоть немного согреться.  Таким и был большой лохматый пес, одиноко прогуливающийся по вагону метро. К сожалению, сюда его не часто пускали. Как-то раз он зашел немного погреться, но странная и очень шумная женщина выгнала его на улицу. Действительно странная: он же никого не трогал, просто дремал, свернувшись в углу, и никому не мешал. А сегодня никто не выгнал. Повезло, а то лапы уже начали болеть от холода.
   - Ой, мама! – Чуть не подпрыгнула от радости какая-то девочка. – Смотри! Это собака!
   Собака? Да, точно. Его часто так называли. Собака, пес, песик -  разные были имена.  А свое первое имя он уже и не помнил. Вроде оно вертелось где-то в голове, но он слишком давно не слышал это имя.
   Пес радостно моргнул и сделал несколько шагов навстречу девочке. От маленького кармашка ее розового пальто чем-то очень вкусно пахло, чем-то явно сладким. Дети обычно добрее, они часто угощали его каким-нибудь лакомством. Пес блаженно закрыл глаза, втягивая воздух большим черным носом.
   - Не трогай ее! – Завопила мама девочки, одергивая ее маленькую ручку, уже тянувшуюся к голове пса. – Вдруг укусит?!
   Пес испуганно вздрогнул. Он понял, что сейчас его опять начнут прогонять, а то и ударят, как в прошлый раз. Пожалели бы тощие бока, ведь хоть под свалявшейся шерстью и не видно, а синяков уже полно. Он осторожно поджал хвост и попятился назад, наткнувшись на чью-то ногу,  отчего еще больше испугался и отскочил в сторону. Он бы даже извинился, но не поймут же, что он хочет сказать. Опять решат, что огрызается собака.
   Бедолага свернулся калачиком в конце вагона и положил голову на передние лапы. Надо было попытаться уснуть. Обычно если спишь, то к тебе меньше придираются.
   То ли сон это был, то ли воспоминания оживали, стоило ему закрыть глаза, но он видел свое детство. Он был маленьким пушистым щенком белого цвета с коричневыми пятнами, когда его самая прекрасная на свете хозяйка открыла коробку, перевязанную красным бантом, и нашла там необычный пушистый подарок. Она всегда была такой доброй, улыбалась, когда играла с ним, а на кухне устроила целый уголок для щенка. Как же она называла его? И что потом случилось? Пес сильнее зажмурился, стараясь вспомнить свое имя, но все никак не получалось. Он лишь будто отдаленно слышал ее голос, чувствовал запах.
   Собачьи уши задергались, пытаясь уловить все звуки вокруг, он настороженно поднял голову, сонно оглядывая всех вокруг. Запах никуда не пропал, когда он открыл глаза, звук ее голоса стал еще отчетливее. Действительно, это была она: сидела всего в паре метров от него и с кем-то разговаривала. Пес радостно вскочил и бросился к ней, пытаясь облизать руки любимому человеку, но его ждало разочарование.
   - Ой, что это такое?! – Испуганно вскрикнула она и вскочила со своего места. – Уже даже в метро нельзя спокойно проехать без этих грязных животных!
   На мгновение в ее глазах промелькнуло удивление, как будто она узнала своего бывшего друга, а потом пристыженно отвернулась. Девушка отстранилась сумкой от пса и выскользнула с подругой на перрон перед самым закрытием дверей вагона. Пес попытался их догнать, но едва успел остановиться в последний момент, чтобы двери не прищемили его нос. Поезд поехал дальше, а пес жалобно заскулил, удивленно смотря на закрытые двери.
   Что-то похожее уже было когда-то. Кажется. Вроде бы он погнался за палкой, которую для него привычным жестом бросили подальше, но не нашел свою хозяйку, когда вернулся обратно. Он потом долго обнюхивал каждый куст в парке, но так и не нашел ее. Пес уже и не помнил, когда перестал искать, хотя никогда не переставал надеяться. Это должен был быть самый прекрасный день в его жизни, когда он снова сможет уткнуться носом в ее ладонь, а она так брезгливо отстранилась.
   Рядом стояли две девочки лет по пятнадцать, не больше, которые сочувственно посмотрели на пса, но не рискнули подойти.
   - Какой он бедненький! – Защебетала одна из них. – И глаза карие такие красивые! Прямо как у моего Сережи! Представляешь, я вчера зашла в торговый центр прикупить себе платье к школьной вечеринке, а там он сидит в кафе с какой-то девчонкой, да еще так мило улыбается ей!
   - Как он мог? И это еще при том, что устроили твои родители! Как ты вообще это все выдерживаешь? Получается прямо как в лучших фильмах: одна против всего мира!
   Неподалеку сидел совсем седой, но все же бодрый старик, который как-то печально улыбнулся самому себе, услышав обрывок разговора этих подруг.  Это говорила молодость: каждая мелочь – настоящая трагедия. Но что они знали об одиночестве? Что они знали о жизни, когда ты по-настоящему один, когда простой звонок по телефону воспринимаешь как настоящий праздник? Они утром отправлялись в школу к друзьям, а потом возвращались домой к родителям. Рядом с ними всегда кто-то был. Он вспомнил свою любимую собаку, самое доброе и искреннее существо. Родители подарили ему щенка, когда он пошел в школу. Теперь и родителей нет, и собаки нет, и многих других дорогих его сердцу созданий тоже нет.
   Старик тяжело вздохнул от нахлынувших на него воспоминаний, но тут его взгляд упал на бездомного пса, который обеспокоенно разглядывал окружающих его людей. Он смотрел то на пассажиров метро, то на закрывшуюся перед его носом дверь, как бы прося помочь ему.
   - Эй, друг. – Мягко позвал его старик и дружелюбно протянул руку. – Друг, а ты чего грустишь? Ну, иди сюда, мой хороший.
   Пес недоверчиво посмотрел на старика, осторожно понюхав протянутую ладонь. Хороший запах, простой, но хороший. И голос такой мягкий. Решив, что этому человеку можно доверять, пес осторожно сел поближе, позволив погладить себя по голове…
   Тем вечером в небольшой, но уютной квартире на окраине Москвы подготовка к Новому году шла полным ходом. Большая искусственная елка уже давно была наряжена, а настольная лампа освещала  множество подарков. Почти все они уже были завернуты в блестящую бумагу, на некоторых даже были банты. Так было каждый Новый год, но на этот раз рядом сидел большой лохматый пес, в котором практически невозможно было узнать того грязного бедолагу из метро. Он был совсем домашний, каким обычно рисуют собак в детских книжках. У него даже появилось новое имя: старик называл его Другом. Пес не знал, что означает это слово, но был уверен, что обязательно что-то очень хорошее.
   Когда зазвонил телефон, старик отложил в сторону оберточную бумагу и ласково почесал пса за ухом, направляясь к телефону.   
   - Дедушка, привет! – Услышал старик голос маленькой девочки. – А мы уже собрали все, чтобы завтра к тебе приехать! Ты уже ждешь нас в гости? А все подарки завернул? Я помогала маме ленточки завязывать!
   Старик рассмеялся, чувствуя, как он будто помолодел, услышав голос своей внучки.
   - Конечно, солнышко мое! А еще у меня есть для тебя сюрприз. Он не вкусный, но я уверен, что тебе обязательно понравится! Но для этого ты должна сейчас лечь спать, чтобы скорее наступило завтра.
   - Хорошо, я уже сплю! – Пообещала внучка и поспешно положила трубку.
   Старик улыбнулся и сел обратно в кресло.  Пес нерешительно переминался с лапы на лапу, не зная, можно ли ему подойти поближе.
   - Ты не скромничай, иди сюда! – Старик в призывном жесте похлопал себя по колену. – Теперь ты дома, можешь устраиваться везде, где тебе удобно.
   Пес радостно завилял хвостом и подбежал к своему новому хозяину и другу, к своему новому человеку.  Он устроился рядом и положил голову на колени старика. Здесь было хорошо: тепло, его покормили и вымыли, шерсть стала вдруг очень легкой и мягкой. И до сих пор не выгнали обратно на улицу. Этот человек ему нравился,  в нем было что-то особенное, что-то такое, что видел этот пес, но люди вокруг почему-то не замечали. Он был по-настоящему добрый. Старик почесал пса за ухом, и тот улегся у его ног, радостно виляя хвостом. Теперь хотя бы для этих двоих все стало правильно, все было на своем месте. Человек и его Друг были рядом.