Контора по обслуживанию пространственных перемещен

Георгий Демидов
               
               

    Эта нелепо висящая вывеска на обшарпанном старом здании вызвала у меня недоумение.Какие такие "пространственные перемещения"? Неужели таким способом можно привлечь клиентов? Неужели привычное "перевозка грузов" уже не подходит? Прямо спасу нет,как все стали упражняться в словесной эквилибристике.Слегка раздраженный я зашел в чуть приоткрытую дверь конторы и тут же ощутил затхлый запах полуподвального  помещения.
     Пожилой человек в аккуратном стареньком костюме встретил меня приветливо. "Какие у Вас проблемы?"-улыбнулся он мне.Вокруг было чистенько и уютно,но явно веяло какой-то забытой уже эпохой.Не помню, когда я в последний раз видел такую обстановку: старенький шкаф,               
видавшие виды стол и стулья. "Неужели Вы можете решить мои проблемы?"-в тон ему спросил я. "А почему бы не попытаться?" Голос его показался участливым и искренним.Я внимательно взглянул на этого немолодого мужчину,быть может моего ровесника.Держится нормально,хоть и выражается так витиевато.Он являл собой давно позабытый тип интеллегентного человека,который раньше нередко встречался в разных слоях общества.Предупредительные,очень вежливые и образованные люди,безупречно честные,аккуратные в работе и приятные в общении,они всегда были для меня образцом порядочности в повседневной жизни.
    Мои проблемы...Кому на старости лет рассказать о своем одиночестве и беспросветной нищите? Рассказать о том,что вынужден был продать свою большую квартиру,где прожил много лет,но поскольку оплачивать ее не в состоянии,переезжаю в малюсенькую,выручив при этом некоторую сумму денег,которая,даст Бог,поможет мне при нынешней дороговизне какой-то срок еще просуществовать...
    Я очнулся от невеселых мыслей и увидел сочувственные добрые глаза.Я едва сдержался,чтоб не расплакаться в жилетку этому доброму человеку.Но стряхнув наваждение,сказал ему,что мне необходимо перевезти вещи на новую квартиру и меня естественно интересует сколько это будет стоить.
"Перемещение займет,сударь,совсем немного времени,уверяю Вас.Только попрошу,заполните пожалуйста заказ"-и он протянул мне бланк заказа.Я взял бланк и прочитал: п.1.Пространство из которого перемещаетесь /адрес, число,месяц,год/. п.2.Пространство в которое перемещаетесь /адрес,число,  месяц,год/.п.3.Перечень предметов подлежащих перемещению.п.4.Перечень предметов ненужных Вам,от которых Вы хотели бы отказаться.
    "Позвольте,-обратился я к служивому,-зачем такие сложности? Мне просто надо заказать машину для перевозки вещей и..." "Извините,у нас так положено"-настаивал он.Я повертел бланк и сосредоточившись написал все, что требовалось.Старичок внимательно следил как я заполнял бланк. "Так...-
казалось он был доволен тем,что я написал,-значит Вы действительно отказываетесь от предметов,перечисленных Вами в п.4,которые служили Вам много лет?" Я усмехнулся. "Да,конечно отказываюсь.Этот старый хлам давно пора было выбросить.Там,куда я переезжаю,он просто не поместится,
жилая площадь того не позволяет.Однако меня интересует,сколько же будет стоить перевозка?" "Платой за перемещение будут служить те предметы,от которых Вы отказываетесь.Этого вполне достаточно."
    Видимо лицо мое выразило крайнее изумление,потому что служивый,         улыбнувшись,пустился вдруг в рассуждения,которые были неожиданны и   удивительны:
    "Старые вещи...-в его голосе зазвучали едва ли не поэтические нотки.-Мы конечно все понимаем,что исторические застройки,музеи,хранилища старины-это святые места,неотделимая часть самой Истории,без почитания и знания которой новые поколения неизбежно станут уродливыми и неполноценными.Ведь в окружающих нас предметах находится частичка нашей сущности.Всем людям везде и всегда необходимо стараться сохранять хоть малую толику любимых нашими предками вещей,семейные реликвии,стараться запечатлевать как можно больше событий и окружающих их предметов на фото,кинопленках,в мемуарах,в воспоминаниях...Вот Вы,-обратился он ко мне,-не могли бы припомнить к примеру что-то из своих старых вещей,ну скажем даже безделушку?"
     Странный у нас получался разговор.Я задумался и мысленно перебирая свои вещи,остановился почему-то на шахматах,которые были у меня с незапамятных времен.Видавшая виды за многие годы шахматная доска,поблекшие шахматные фигурки...Я вдруг вижу себя маленьким мальчиком.Только закончилась страшная война.Миллионы погибших,           миллионы калек,миллионы сирот.Но атмосфера праздника необыкновенная.
Люди целыми семьями гуляют вечерами,повсюду звучит музыка,все наслаждаются мирной жизнью-это такая невероятная роскошь после всех страданий и незгод.В укромном месте,на сохранившем еще следы разрушения стадионе,на лавочках собираются любители шахмат.Играющих не так много как болельщиков и подсказчиков.Я стою тут же,подмышкой у меня шахматы.Кто-то из скучающих любителей замечает,что у меня есть шахматы и предлагает,давай мол,пацан,сыграем.Я конечно с удовольствием
Мы начинаем игру и вокруг нас сразу вырастает толпа болельщиков.                Взрослый,а это зачастую покалеченный войной человек,видя перед собой маленького мальчика,великодушно снимает у себя ладью,чтобы,как ему кажется,наши силы оказались равными.Но я играл в то время так,как никогда потом в жизни.Когда начиналась партия,мир вокруг меня переставал
существовать,я весь был там,внутри этой удивительно всепоглащающей игры.Шахматные фигуры оживали,они дышали и жили великолепной борьбой.Я видел все слабости и преимущества,легко разгадывал замыслы
противника,интуитивно угадывал позиции и комбинации на много ходов вперед...Взрослый,играющий без ладьи,быстро проигрывал.Начиналась новая партия,но уже без всякого гандикапа.Однако результат был неизменен-я выигрывал все партии легко и непренужденно к огромному удовольствию собравшихся вокруг болельщиков.Когда появлялся какой-нибудь много мнящий о себе игрок,но ничего обо мне не знавший,мои болельщики подстрекали и провоцировали его,чтоб он со мной сразился.
И опять повторялось-игра с гандикапом,потом без,а потом полный разгром
моего противника,который порой злился по-настоящему,но терпел поражение во всех партиях под общий хохот наблюдавших за игрой любителей.В ту пору я иногда даже выигрывал у заезжих гроссмейстеров,которые давали сеансы одновременной игры на многих досках...Я болел шахматами долгое время и действительно на моей старенькой доске было сыграно большое количество партий с друзьями,     любителями где-то на пляже,в командировках или в домашней обстановке.  Еще я увлекался композицией,сочиняя шахматные задачи.Так с удовольствием вспоминаю как в шахматном клубе,который я когда-то часто посещал,долго не могли решить такую мою задачу: Белые-Кре6 Фа3 Ла5         Лb4 Сb7 Кс3 а6 с4 d5  Черные-Кра7 Сb8 d6 Мат в три хода.
Я небезуспешно участвовал в турнирах,но потом вдруг понял,что шахматы настолько грандиозны и глубоки,что им надо посвятить всю свою жизнь.Они уже поглотили и поглощают жизни многих людей,которые отдаются им               полностью,не занимаясь ничем иным.Но я так и не решился принести себя в жертву всепоглощающей шахматной страсти,постепенно постарался ее потушить и в конечном итоге прожил жизнь обычного ничем не примечательного человека и шахматы не сыграли в моей судьбе какой-то особой роли...
    "Вот видите,-вернул меня к действительности мой собеседник,-как много связано у Вас в жизни с Вашими старенькими шахматами! Они впитали в себя ауру многих людей,их эмоции и переживания.А ведь то же самое можно сказать о многом,многом другом,что нас окружает в повседневной обстановке,в том числе и о тех вещах,которые Вы так любезно нам оставляете.Ну что значат любые деньги по сравнению с таким богатством? Уверяю Вас,плата Ваша высока и поэтому позвольте оказать Вам услугу по размещению имущества.Прошу только изобразить Ваши пожелания на схеме и как можно более подробно." С этими словами он дал мне лист ватмана и разноцветные фламастеры.Ничему более не удивляясь,я                старательно начертил все так,как мне хотелось по расположению мебели и вещей на новом месте.Схема получилась четкой и мне даже показалось,что я интуитивно начертил ее в каком-то точном масштабе...
    Хотя ситуация выглядела неправдоподобной,меня конечно же полностью устраивал такой фактически дармовой вариант.Тепло распрощавшись со служащим,я в каком-то получокнутом состоянии поехал в свою маленькую квартирку,чтобы подготовиться к переезду.Открыв двери,я замер от изумления...Все вещи уже были перевезены и аккуратно размещены видимо в полном соответствии с моими пожеланиями! В углу комнатушки стоял столик,  на нем были расставлены мои старенькие шахматы...Чудилось,что вот войдет сейчас партнер и мы разыграем с ним партию...Трудно было поверить своим глазам,но факт  "пространственного перемещения" действительно произошел.Необыкновенное событие произошло в совершенно обыденной обстановке.Однако же разве в обычном своем состоянии я был бы способен составить такой подробный перечень всех своих вещей и начертить столь точную схему нужных мне в новой квартирке? И я даже не заметил,что служащий свободно читал мои мысли! Но что мы знаем о чудесах,что успеваем уловить и понять за коротенький миг своего существования? Самое большое чудо-это наша жизнь,ибо мы не знаем ничего более значимого,с чем можно было бы ее сравнить.Я подумал,что мне еще немало дано и есть надежда,что мой последний час неблизок...
     Утром,после беспокойной и почти бессоной ночи,я опять шел по направлению к конторе по обслуживанию пространственных перемещений. Теперь-то я воспринимал ее название чуть ли не с трепетом.Мне хотелось поблагодарить от всей души служивого и продолжить с этим необыкновенным человеком нашу беседу.Но смутное нехорошее предчувствие тревожило меня по мере приближения к старому зданию.Что-то переменилось со вчерашнего дня...Сердце мое учащенно забилось,когда перед моим взором предстала картина разрушения...
     Выеска валялась на земле,двери были сорваны с петель...Какой-то молодой парень отдавал распоряжения рабочим,выносящим из помещения строительный мусор.На куче щебня валялась та старенькая мебель,которая еще вчера верой и правдой служила людям...
     Молодой человек едва слушал мой сбивчивый рассказ о вчерашнем моем посещении конторы,не переставая командовать. "Неужели непонятно,-
повернулся он ко мне,-что старье только мешает жить? Не мешайте мне работать!"
     Возражать было бессмысленно.Кто он новый молодой хозяин? Разрушитель старого или созидатель нового? Кто мы,наивные и безумные земляне,пытающиеся что-то творить и сохранять на своем шарике,                несущимся в огромном Космосе,наверняка зная и понимая,что время разрушит все нами созданное,что все в конце концов превратится в прах?
И все же... И все же...И все же,может быть,если наши души бессмертны,то где-то зпечатлеваются навсегда и те вещи,которыми мы были окружены при жизни и в которые вложили часть своей души...
     Под ногами у меня валялась сломанная ножка от стола,небрежно брошенного рабочими.Я поднял ее и прижал к себе как умирающего друга.
    Волшебный старый мир переставал существовать...