Пернатый помощник. Золотое кольцо 45 от 17. 03. 2

Владимир Макаров 3
               
 Давно уже растет у меня на даче старая яблоня, посаженная мной еще в годы моей молодости. Замечательные и очень вкусные яблоки бывают на ней – и нравятся они нашей семье, и считаем мы, что вкуснее этих яблок просто нет. Но шли годы, и старела наша любимая яблоня, все меньше становился на ней урожай, меньше по размеру стали и плоды – оно и понятно наши северные зимы с сильными морозами и неожиданными оттепелями губительно действуют на яблони, которые все же привыкли к более комфортному климату. Чтобы сохранить этот сорт яблок я сделал прививку на дичок, и сейчас эта яблонька уже дала первый урожай. Однако, несмотря на то, что любимый сорт был сохранен, удалять старую яблоню мне все же не хотелось.
 Несколько лет назад прочитал я в журнале полезный совет о том, как старую яблоню можно омолодить, выполнив на ней капитальную обрезку ветвей: на месте обрезанных ветвей должны вырасти молодые веточки, которые и должны затем через несколько лет образовать новую крону. Решил и я выполнить эту операцию на своей любимой яблоне, правда, необходимым условием было указание не спиливать сразу в один год все ветки, а произвести такую обрезку за три года, срезая каждый год примерно по трети кроны. Так я и сделал – и действительно  через пять лет, помолодела старая яблоня, и ее стало не узнать, снова стали расти и созревать на ее ветвях крупные вкусные яблоки. Однако ствол яблони все же невозможно заменить и омолодить. Толстая кора покрывает  ствол яблони, причем с годами кора шелушится, ее наружный слой весь испещрен  трещинами, где находят приют нежелательные квартиранты - различные насекомые - вредители. Существует замечательный способ без применения химии избавиться от этих нахлебников, вернее, наяблочников, он заключается в соскабливании и чистке наслоений старой коры любым инструментом, хорошо для этих целей использовать щетку с металлической щетиной, какой обычно счищают старую краску.  Однако забраться к верху ствола, без риска поломать ветки у меня никак не получалось, а применять различные ядохимикаты я не стал.
 Надо сказать, что в тени от наших яблонь нам нравиться сидеть в жаркие летние дни, и для этих целей мной там были поставлены в качестве стульев пара чурбанов, а когда собирается побольше народа, то из дома приносится табуретка или лавочка.
  Однажды прошлым жарким летом в начале августа, когда уже стали созревать  ранние сорта яблок, мы, сидя под яблоней и лакомясь первыми и поэтому необыкновенно вкусными яблоками, услыхали характерное постукивание по дереву в кроне старой яблони. Догадываясь, что такой звук может издавать только дятел, мы все же поинтересовались, кто там стучит, для чего тихо встали из-под яблони, и, отойдя в сторону, присмотрелись. Действительно, там на самом верху, на стволе яблони был виден пестрый дятел с бело-черно-красным оперением. Наше любопытство его совсем не смутило, и он продолжал свой труд по добыванию корма.
 Дятел посещал нашу яблоню несколько дней и, чувствуя, что мы его не тревожим, стал спускаться в нашем присутствии все ниже по стволу, порой почти до самой земли. Однажды, вероятно завершив «санацию» ствола в полном объеме, дятел добрался до наших чурбанов, на которых в остатках коры, как я думаю, завелись какие-то личинки, представляющие для него интерес. Этот момент мы и решили запечатлеть для истории. Скоро дятел улетел, как мы предполагаем, он выполнил свое дело по очистке ствола нашей яблони от вредителей, но его потом можно было видеть на яблонях у соседей, да и наши яблони он иногда все же посещал, делая, вероятно, профилактический осмотр.