Неравный брак

Ольга Свердлова
         
Она  была  его  аспирантка,  молодая,   красивая и  отнюдь  не  глупая  и  даже,  можно  сказать,     подающая   надежды, но  не  в  научном  плане,  конечно,   а  в  бытовом,    очень  цепкая  и  жадная  до    красивой  и  яркой  жизни,  как  и  все  провинциалки,  которых  мне  приходилось  встречать.  Окончила    Ростовский  педагогический  институт  и  поступила  непонятно  какими  путями  в  аспирантуру  в  Москве. Её  воспитанием  в  основном  занималась  бабушка,  которая  страшно  боялась,  чтобы  она  не  повторила  судьбу  матери.  Мать  одна  растила девочку,  муж  почти  сразу  после  рождения  дочери   исчез  и  появился   впервые только,  когда  ей вручали  аттестат   зрелости. Был  он    довольно  известный   рок- музыкант,  но   пик    его  карьеры   и  славы   пришёлся  на  те  времена,  когда  это  сословие  ещё  влачило  жалкое  существование.  Денег  у  него  никогда  не  было,  квартиры  тоже,  и  он,  оправдываясь,   когда    его  упрекали  в  том, что  не  помогает  семье,  говорил:  «Вот  такой  я  невезучий,  зарабатывать  не  умею,  деньги  плывут  мимо  меня».
 Мать,  учительница  в  младших  классах,  тоже  получала  гроши  и  если  бы   не  бабка,  которая  работала   главврачом  в  поликлинике до  70  лет,  пришлось  бы  им  туго.  А  так - мать  могла   себе  позволить всё  свободное  время  проводить  в  церкви,  сетуя  на  то,  как  трудно  ей  отмаливать  грехи  за  всю  семью,  а  дочь -  искать  свой  путь  в  жизни,  вернее  жениха  попрестижнее  и  побогаче. И  потому   могла  себе  позволить  учёбу  в  аспирантуре  в  чужом  городе    со   стипендией  в  1500  рублей. 
       Теперь  перейдём  к  нашему  герою,  профессору,   «научнику»,  как  его  звала   наша  героиня,  волею  судьбы  или   случая,  попавшая  к  нему  в  аспирантки.
   Известный,  правда,  в  своих   кругах,  учёный,  писатель,  как  он  считал, не  хуже,  а  может  лучше  Достоевского  и  Толстого,  художник,  равный  Матиссу  или  Серову. Такое  осознание  себя   не  укладывается   в  представление  о  норме,  хочется  поставить    психический  диагноз,  и  всё-таки,  я  утверждаю,   это     напоминает нечто  другое,  а  что  - попробуем  разобраться.  Кстати,  совсем   не  редкость  так    относиться  к  себе  и  к  своим  творениям и  не  только  в  среде  малоизвестных  с  такой   напыщенной  серьёзностью оценивать  своё  творчество.  Например,    современный,     модный   в   определённых  кругах     молодёжи  бразильский  писатель Коэльо  ничтоже  сумняшеся  заявляет: « Я  отличный  писатель». А  великий    Жоржи  Амаду  всегда  говорил  о  себе: «Я  всего  лишь  маленький  писатель  из  штата  Байя».
Очень  часто  в  статьях  о  состоявшемся  человеке  журналисты  пишут: «Она  или  он  необыкновенно  верили  в  себя,  в  свой  успех  и  в  этом   был  залог  их  удачи».  Но,  к сожалению,  в  жизни  такая  фанатичная  вера  в  себя  порой оборачивается  сломанной  судьбой,  разбитыми  надеждами,  напрасно  растраченными  годами  жизни. Так  что    всё  не  так  однозначно, как  кажется  моим коллегам,     и   такого  рода  штампы реальность  зачастую  опровергает. Но  это  я  так,  вскользь,  отклоняясь   от  темы  моего  рассказа.         
    Один  общий  знакомый   как-то язвительно  заметил,  перелистывая  очередной    роман   нашего  героя: учёный  среди  писателей,  и  писатель  среди  учёных.   Но  всё-таки  какие-то  основания  для  столь  значительного  позиционирования  себя    у  него  были.  Он  работал   по 18  часов  в  сутки  и  производительность  его  была  нечеловеческая. Прожекты,  проекты,  концепции,  методические  разработки,  пухлые  романы  по  1000  страниц,  картины,  которыми    была  забита  вся  квартира  и  которые  выселись  штабелями   от  пола  до  потолка. 
 И   все,     правда,  cледует  заметить,  что  в  основном  женщины,  старались  ему  хоть  в  чём-то  помочь-  напечатать,  опубликовать,  продвинуть,  познакомить  с  нужными  людьми.  И,   как    ни  наивно   звучит,   делали  это  чаще  всего  из чистой  любви  к  искусству. Просто  думали,    а  вдруг  рядом  с  ними  гений,  в  крайнем  случае,  большой  талант   и  потому  помогали  бескорыстно,  стараясь  не  пропустить   возможности   войти  вместе  с  ним   в   историю  человечества.
  Теперь  несколько  слов  о  его  внешности. Лицо   напоминало,  как  говорят  сегодня,   человека  кавказской  национальности.   К  тому  же  плебейское  происхождение  проступало   в  самые  неподходящие  моменты - заискивал   перед  нужными  людьми  и  плевал  на  людей,  когда  становились  ему  не  нужны.  К  примеру, если   надо  было  поздравить  с  днём  рождения  начальство,  он  никогда  не  забывал  и  тут  делал  всё  возможное,  чтоб  его  вклад  в  это  мероприятие  был  заметен,  а  вот,  если  это  касалось  рядового  сотрудника,  коллегу  и  даже  близкого  человека  всегда  забывал.
  Если  кто-либо  осмеливался  его  критиковать  или  хотя  бы не  поддерживал  в  его  притязаниях   на  роль  большого  учёного,  причём    непременно  отмеченного  званием  академика,   или  великого писателя,   то  становился  его  врагом.  Только  отомстить  он  не  мог,  потому,  как  власти в  его  руках  никакой   не  было.  Единственно,  что  он  мог,  забрать  подаренные  раннее  картины  или книги, под  предлогом,  что  берёт  на  время  для  очередной  выставки, мысленно,  как  бы  говоря: «  Я  с  тобой  больше  не  играю».   Да  и   мужества  порой  тоже   нехватало.  Когда   во  время  чешских  событий  его  попросили  подписать   письмо  деятелей  культуры,  осуждавших  ввод  наших  войск в  Чехославакию,  он  отказался,  заявив,  что  он    ещё  никто,  и  не  хочет  ставить  крест  на  своей  карьере. Кстати  заметим,  что   в  наши  дни  всё  происходит  с  точностью  наоборот.  Не  подписать,  к  примеру,  заявление  деятелей  культуры  в  защиту  панк –группы  Pussy  Riot-это  сегодня  проявление  истинного  мужества.  Тебя  подвергнут  анафеме  в  либеральных  СМИ  и  на  радиостанции  «Эхо  Москвы»,  будут  копаться  в  твоей  биографии,  выискивая  порочащие  тебя  моменты,  низведут  твой  талант  до  уровня  серости.  Но  это  я  так,  просто  пришлось  к  слову. Вернёмся  к  нашему  герою.   И  хотя  он  всё  время  сетовал   на  то,  что  его  недооценили,  тем  не  менее  он  защитил    «докторскую»,  его  много  печатали,   у  него  выходил  роман  за  романом,   и  в  результате  он  стал  очень  богатым  человеком.
Тогда  гонорары  у  авторов  были  не  чета  нынешним,     огромные,  а  тиражи,  не  две  тысячи,   в  лучшем  случае как  сегодня,  а  не  меньше  50  тысяч.  И  потому  советские  писатели  были  самые  престижные  женихи  и  любовники.
  Тратить  деньги  он  не  умел  и  складывал  свои  тысячи  на  сберкнижку.  И  таким  образом  стал  легальным  честным  советским  миллионером,  но   всё  это  было,  к  сожалению,  в  советское  время.
 Сегодня   жизнь  изменилась  так,  что   писатели   не  представляют   для  юных  красавиц   никакого  интереса.  Их  престиж  упал  до  нуля. Вектор  любви  теперь  направлен  в  другую  сторону-  бизнесменов,  олигархов  и  прочих  жуликов.  Не  обязательно  талантливых,  но  обязательно  богатых.  Так  что  есть  о  чём  грустить,  не  только  не  читают,   но  и  перестали  любить.
 Но  тогда   лирики  были  в  почёте,  и  слава  и  деньги  привлекали  к  ним  юные  сердца.  И  они  решили,  что  им  дозволено  всё,  даже  обмануть  природу.
Юная  аспирантка,  покрутившись  по  Москве  и  не  найдя  никого  достойного  для  осуществления  своих  планов  по  завоеванию  столицы,  обратила   свои  взоры  на  своего «научника».  А  он   бабником  не  был  и  к  тому  же  был  чрезвычайно  осторожен.  Конечно,  у  него  была  жена,   которая  знала,  какое    место  она,  простая  учительница  и  уже  не  молодая  женщина,  занимает  в  системе  ценностей  мужа,  претендовавшего  на  гениальность   и  жившего  с  ощущением супермена  среди  окружающих  его  обыкновенных  людей.  Кстати,  она   в  это  верила, давала  ему  полную  свободу,  и    ещё  у  него    был  взрослый  сын-  студент,   которого  он  не  раз  спасал  от  разного  рода  авантюр,  за  которые  в  советское  время  могли  пришить  и  статью. 
 На  знаки   внимания,  которые  ему  начала  оказывать   аспирантка,  не  обращал  внимания,  считая,  что  она  это  делает  не  бескорыстно,  надеется   на  помощь  в  написании  диссертации.  И  вообще  мысль  о  романе  с  девицей,  которая  была  моложе  его  на  30 с   лишним  лет  и  годилась  ему  в  дочери,  казалась  кощунственной. Это  больше  похоже  на    отношения  отца  и  капризной  дочки  и  попахивает  инцестом.   И  всё-таки   Лолита  Набокова  и  Тютчев,  который  был  страстно   влюблён в  свои  70   лет  в юную  красавицу  будоражили  порой  его  воображение.
  «О,  как  убийственно  мы  любим»,-  писал  поэт  и   в  этих  строчках   ощущается      трагическое  звучание.  Последняя  любовь,  пережитая  поэтом  на  склоне  лет, была « убийственная,  испепеляющая»,    но  беспредельная  откровенность,   с   которой   он  о  ней  говорит,  заставляет  мечтать  о  чём-то  подобном.
   И  вот  как-то,  когда  начальству  он  срочно  понадобился  и  его  не  было  в   пределах телефонной  досягаемости,  за  ним  послали  нашу  аспирантку.  Он  жил    в  это  время  один   в  Переделкине,  но  не  в  дачном  посёлке  писателей,  а  снимал   «домик  в  деревне»,  недалеко  от  Дома  творчества, но   по  другую  сторону    железной   дороги.  Вроде  рядом  все  великие  и  в  то  же  время  намного  дешевле.  Экономный  был  человек,  а,  может  быть , просто  скромный. 
 Она   прошла   почти  до  конца  длинную  улицу  и,  наконец,  увидела  номер  дома,  который  искала.  Калитка  была  не  заперта,  она  с  опаской  прошла  во  двор,  боялась  собаки,  подошла  к  двери,  окликнула  хозяев,  но  никто  не  отозвался.  Очевидно, хозяйки  дома  не  нет, -  подумала  она  и    смело  поднялась  наверх.
  Когда  она  увидела  его  конуру,  прямо  сказать  была  удивлена,  если  не  поражена.  Он  занимал  мансарду,  в  которой  из  мебели  была  одна  кровать  и  стол. Слишком    убогое    жильё  охладило   моментально её  пыл,  и  все  мечты  о  красивой  жизни,  которые  она  вынашивала  в  электричке  по    дороге в  Переделкино,   сразу  как-то  испарились  и  ей  уже  не  захотелось  его  соблазнять.   А  он,  увидев  её  на  пороге  своего  жилища,  был  поражён  не  меньше,  неуклюже  пригласил  пройти  в  комнату,  засуетился,  пытаясь  освободить  единственный  стул  от  рукописей.    Она, не  дождавшись  стула,  плюхнулась  на  кровать,  потому как больше  сесть  было  некуда  и …заплакала.  Ей    стало   себя  так  жалко,  что  слёзы  брызнули  из  глаз  совершенно  неожиданно,  вопреки  её  воле.  Так  велико  было  её  разочарование,    опять  лопнули  её   мечты   о    чём-то  романтичном.   Он  страшно  растерялся,  ничего  не понимая,  чем  вызван  этот  поток,  стал      утешать,  но  при  этом  ни  о  чём  не  расспрашивал,   а   только   говорил,  что  печальная  полоса  бывает  у  каждого,  но  всё  проходит,  и    вся  жизнь  у  неё  впереди…  Он  вытащил  откуда-то  носовой  платок  не  первой  свежести  и  стал  вытирать  ей  слёзы  как  маленькому  ребёнку.  По  сути  она  и  была  для  него  маленькой  девочкой,  которую  кто-то  сильно  обидел.   И  тогда,  чтобы  как-то  объяснить  свои   внезапные   слёзы,  она  сходу  придумала,  что  ей сообщили,  будто мать  её  тяжело  больна,  ей  поставили  страшный  диагноз  и  операцию  делать  поздно…
Воображение  разыгралось,  она  вошла  в  роль,  на  секунду  представив,  что  такое  действительно  могло  случиться  и  теперь  уже  зарыдала  в  голос.  И  тут  на  жалости  всё  и  случилось. Конечно,  инициатива  исходила  от  неё,  он  просто  не  смог удержаться,  когда  она  обняла  его,  прижалась       и  начала  целовать    сверху  до  низу.  Её  губы  и    руки,  такие  дерзкие  и  ласковые,  бесстыдные  и  опытные  полностью  лишили  его  воли,  и  он    отдался  нахлынувшим  на  него  чувствам. Её  раскованность   притягивала  и  в  то  же  время   что-то  нашёптывало  ему -это   испорченность,   развращённость,   и  это  не  могло   не   отталкивать,  так  как  он  был  из  другой  эпохи,  а  его  представления  о  дозволенном   были,  как  она  заявила,   ханжескими.    Так  он  влип  в  историю,  которая   закончилась  трагически,   да  и не  могла,  хотя  бы  в  силу  биологических  законов,  завершиться  иначе.
 Внезапно   вспыхнувшая  страсть  полностью  лишила  его   разума. Он  окончательно  ушёл  из  дома,  теперь    постоянно жил  за  городом, Она  навещала  его  два-  три  раза  в  неделю,  иногда  оставалась  на  ночь.  Она  даже  сама    себе  не  могла  объяснить,  зачем  ей  это  было  надо,  тащиться  бог  знает  куда  и  спать  с  дедулей,  как  она  его  называла   про  себя.
 Он    был  художником,  пусть  самодеятельным,    не  профессиональным,  ему  не  пришлось  в  своё  время  писать  живую   голую  натуру,  а  тут   одно  лишь  созерцание  красивого  юного  тела   вдохновило  его  на  целую  серию  картин,  которые    он     отдал  на  выставку  современного  искусства  и  их  заметили,  появилось  даже  несколько  хвалебных  рецензий.  И  это  ещё  сильнее  подстегнуло  его  страсть. А  девица  с  каждым  днём  становилась  смелее  и  требовательнее.
  Как-то  они  случайно  разошлись,  и  она  приехала  к  нему,  когда  его  не  было  дома.  Делать  было  нечего,  она  попыталась  навести  элементарный   порядок,  стала  складывать   рукописи,  залезла  в  ящик  стола  и  там    под  бумагами  обнаружила  пакет,  в  котором  оказалось  десяток  сберкнижек  с  баснословными  суммами  на  счетах.   Решение  пришло  мгновенно -  выйти  за  него  замуж. И  она  все  силы  бросила  на  осуществление  своего  замысла.
  Заставила  его    развестись  с  женой,  после  чего  та  очень  быстро скончалась,  сгорела     буквально  за  год,  принудила  раскошелиться  и   снять  большой  дом,  но   уже  в  дачном  посёлке  писателей  и  главное-  оформить  с  ней  брак  официально,  потому   что   она  беременна.
Конечно,  он  боялся    регистрировать  брак,  просил  совета  у  друзей  и  те  его,  конечно,  отговаривали.  Они  ведь  не  были  влюблены  и  реально  оценивали  отношения,  смотрели   на  неё  не  сквозь  розовые  очки.  Он  помнил,  что  писал  Чехов: физиология   безаппеляционно  казнит  неравные  браки. Но  он  никого  не  послушал,  посчитал,  что    он  исключение,  что  ему  завидуют  и   официально женился.
 Прошло  не  так  много  времени,   и   он  от  работы      получил  большую  квартиру,  хотя  пришлось  затратить  немалые  усилия,  чтобы  добиться  её  вне  очереди.  Письма  в  Моссовет,  что  он  гордость  нашей  науки  и  великий  писатель  возымели  действие.
  Всё   шло  прекрасно,  у  него  уже  было  двое  детей,  дочь  и  сын,  жена  защитила  диссертацию  и  стала    соавтором  всех  его  книг.  Так  рождаются    молодые  « дарования»,  претендующие   на    своё  место    под  солнцем.  Обмануть  себя  и  всех  иногда удаётся, но  природу,  как  я  уже  сказала,  не  обманешь. И  хотя  любовь  и  славу  за  деньги    купить  можно,  но  счастье  в  таком  мезальянсе  может  обернуться   настоящей  бедой.
 Наступил  1992  год  и  многомиллионные   гонорары  нашего  героя    превратились  в  труху,  и  шестидесятипятилетний  писатель,  после  того  как  его  ограбило  государство,  получил  инсульт и  таким  образом  разбил  все  надежды  и  ожидания  своей  юной  спутницы  на  светскую  благополучную  жизнь.
       Больше  ничего  уже   не  надо  писать.  Всем  уже  всё  ясно,  что  будет  дальше  и  как  будут  развиваться  события.  И  всё-  таки  я  постараюсь  уйти  с  наезженной  колеи   и  рассказать  историю  нетипичную.
    После  перенесённого  инсульта  он   превратился  в  инвалида  и  стал  не  только  физически  неполноценным,  но  и  психически  тяжело  больным  человеком.
 Провалявшись   в  больнице  полгода,  он  вернулся  домой  и    понял,  что  он  всем  в  тягость,  и  жене  и  детям.  А  ещё  через  полгода  жена  подала  на  развод  и  отгородила  его  не  только  стеной  отдельной  комнаты  от  семьи,    но  и   выказыванием  своего    презрения   ему  как  личности,  как  мужчине,  как  отцу  её  детей.      
К  счастью,  свои  творческие  способности  он  не  утратил,  даже  наоборот,  вопреки  прогнозам  врачей  его  работоспособность   теперь была   просто фантастической,  он  полностью  сосредоточился  на  творчестве  и  старался  доказать  всем  и  в  первую  очередь  жене  и  детям,  что  он  - гений.   Картинами  загромоздил  весь  дом,  развешивал  их  даже  в  подъезде,  от  запаха  краски  в  доме  нечем  было  дышать,   рукописями  завалил-  всю  комнату,  но  трагедия  заключалась  в  том,  что  он,  как    теперь  говорят,   не  вписался  в  новое  время.  Его  никто  не  печатал,  никому  его  романы    в  новейшей  истории   были  не  интересны,  статьи  тоже.  Кто  сегодня   вообще  читает,  а  тем  более  толстые  романы,  и  его  притязания   « на  вечность»   были  просто    смехотворны. Ни  его   живопись,  ни  его  романы  сегодня    оказались  никому  не  нужны. В  институте,  где  он  работал,  ему  предложили  уйти  на  заслуженный  отдых,  и  он   в  результате   очутился   за  чертой  бедности.   Жить  на  пенсию  было  невозможно,  работать  он  после  перенесённого  инсульта  не  мог,  да  его  и  никуда  не  звали. А  ведь  надо  было  растить  детей,  они  ещё  учились  в  школе.   Жена  рвала  и  метала,  и  если  бы  не  старший  сын  от  первой  жены,  способности  которого  к  коммерции,  вернее  к  спекуляции,  были   на  гране  уголовщины при  Советской  власти,  но  нашли    достойное применение   в  новое  время,  он  стал  довольно  крупным  бизнесменом  и  самое  главное  остался  хорошим  сыном.   Он  верил,  что  творчество  отца   по  достоинству оценят   в  будущем,   и  это  принесёт  большие  дивиденты    его  потомкам. За  свой  счёт    издал  его  собрание  сочинений  в  десяти  томах,   устроил  несколько  выставок,  чтобы  привлечь  внимание  общественности  и  прессы,  но  картины  никто  не  покупал,  а  книги   пылились  на  складе.
 Время  неумолимо  отсчитывало  годы, подросла   дочь  и  привела  в  квартиру  своего  гражданского  мужа,  который  вёл  себя  нагло  и  по- хамски  отчитывал  его,  если  он  оставлял  что-то  за  собой  грязное  на  кухне  или  в  ванной.   
 Дети  стеснялись  отца,  и  он  слышал,   как сын  возмущённо  сказал  матери: «Зачем  ты  вышла  замуж  за  старика ?»  На  что  она  ему  ответила: « Тогда  бы тебя  не  было.- Я  не  просил  тебя  меня  рожать». Почти  как  в  известном  анекдоте: «Тогда  роди  меня обратно».
  .  Мать    подговорила  мальчишку  пожаловаться  на  отца,  и  он  под  её  диктовку  написал  заявление-донос  в  милицию,  что  в  квартире  невозможно  находиться,  отец  превратил  её  в  мастерскую,  что он  психически  больной,  и  он  готов  бежать  из  дома  куда  угодно.
  Жалобу  передали  в  органы  опеки  и  оттуда  пришла  комиссия  и  пригрозила  ему,  если  он   не  прекратит   издеваться  над  близкими,  создавая  невыносимые  условия  для  жизни,  то   его могут    переселить  из    квартиры  в  дом  инвалидов  и  даже  лишить  отцовства.  И  хотя    Ювенальная  юстиция   ещё  не  принята  нашим  государством,  но  уже  пустила  свои   тлетворные  корни  в  умах  и  душах  людей,  и  потому   кляуза  сына   на  старого  больного     отца  воспринималась   как  нечто   естественное,  как  крик  о  помощи ребёнка,  а  не  как  предательство  сыном  родного  человека.
 И  вот  тут  он  снова  попал  в  больницу,  уже  с  инфарктом.  Никто,  конечно,  его  не  навещал,  кроме  старшего  сына,  и  все  надеялись,  что  он  наконец-то  помрёт  и  избавит  их  всех  от  своего  присутствия.  Но  он  не  умер  и,  подлечившись,  вернулся  домой.
   Бывшая  жена,  да  и  дети  даже  не  скрывали,  что  он  им  всем  мешает,  что заедает их  век,  что  он      «невыносим  и  рядом  с  ним  просто  невозможно   находиться».  Так   говорили  они  всем  друзьям  и  знакомым. 
Тут  от  меня  читатель  ждёт,  чтобы  я,     рассказывая  о  состоянии  моего  героя,   написала,  к  примеру,  как  у  Чехова,  что  на  душе  у  него  было  скверно  и  жутко,  как  в  лесу  в  дождливую  осеннюю   ночь   или,  как  у Гаршина, -  тикали  часы,  судьбу  его  творя,   но   у  меня    нет  такого  дара  и  поэтому  я  перейду  сразу  к  событиям.         
 Он  был   настолько  одинок  и  презираем  в  своём  доме,   что   стал  умолять   старшего  сына  снять  ему  где-нибудь   комнату.  Но  когда  сын  нашёл  ему  комнату,  он  переезжать  отказался,  боялся  остаться  один,  надеялся,  что,  если    придёт  успех,  слава,  к  примеру,  в  виде  Нобелевской  премии,  то  отношение  к  нему  в  семье  изменится.  А   дети,  узнав,  что  он  не  хочет  переезжать,  закатили   ему страшный  скандал-  дочь  в  истерике  кричала, что  лучше  повеситься,  чем  жить  рядом  с  ним,  а  сын  сказал,  что  уходит  из  дома,  готов  жить  где  угодно,  только  не  в  одной  квартире   с  ним..               
   Говорят,  что  дети,  рождённые  в  любви,  должны  быть помечены  особым  знаком-  красивые,  способные и  добрые… Но  вот у  него    получилось  всё  наоборот.  Они  красивые,  талантливые,  но  такие  жестокие,  озлобленные.
 Первую  жену  он  не  любил,  женился  просто  от  одиночества,  когда  после  института  отбывал    свою  трудовую  повинность  в   школе   далёкого    сибирского   посёлка. И  сыну  мало  внимания  уделял,  а  вырос   такой хороший  парень.  А  эти  дети,  столько  любви  им  отдал,  и  им  и  жене.  А  что  получилось.  Конечно,  она  их  натравливает  на  него,  но  всё- таки  они  уже  не  маленькие,  могли  и  сами  разобраться.
 Когда  он  попытался  поговорить  с  дочерью  и   сказал,  что  его  картины  и  романы  после  его  смерти  будут  оценены  по  достоинству  и   принесут  им несметное  богатство,  она  ему  в  ответ  злобно    бросила: «Я  сейчас  жить  хочу».
Он  даже    кому-то  из  друзей  рассказал,  что  как-то  проснулся,  а  над  ним  стоит  жена  с  бритвой.  Хотя,  возможно,  это  ему  приснилось,  а  может  быть  это  была  сцена  из  очередного  не  написанного  ещё  романа.  Но  несмотря  на   ненависть,  которую сеяла  жена  вокруг  него,  жалеть  себя  он  не  умел  и  продолжал  верить  в  своё  бессмертие.  А   впрочем,   кто из  писателей   знает,  как  распорядится   с  ним  судьба.  Судьба  хоть  народа,  хоть  человека-это  развёртывание  характера  во  времени.
  Несчастный   старик  лежал  и  прокручивал,   как  на  плёнке, всю  свою  жизнь  назад,  к  тем  мгновениям,  когда  был  счастлив,  когда  любил  и  был  любим, и  волна  благодарности  за  испытанные  минуты  счастья  накрыла  его  с  головой,  и  он   зарыдал,              и   вдруг  почувствовал  резкую  боль  в  сердце.  Он  чуть  не  задохнулся  от  боли  и  стал  шарить  рукой  по  столу   в  поиске  лекарства,  а  потом  вспомнил,  что  оставил  его  на   столе  на  кухне.  И  тогда  он  из  последних  сил  закричал:  «  Сынок,  дай  лекарство,    мне  плохо».
 Все  были  дома  и   слышали  его  душераздирающий  крик,  но  никто  не  откликнулся.  Дочка   в  своей  комнате  занималась  любовью  и  когда  парень  ей   сказал, отнеси  лекарство,  она    в  раздражении    махнула  рукой;  сын,  сидя  у  компьютера  и упиваясь  победой  в  очередном    сражении,  только  бросил:  « Не  может  минутку  подождать»;  мать,  возясь  на  кухне  с  кастрюлями,  злобно  прошипела: «   Как  всё  это  надоело».
 Прошёл,  наверное,  час,  сын  выиграл  сражение  и  лениво  направился  в  комнату  к  отцу.   Отец  лежал   на  пороге  бездыханный,  раскинув  руки,  с  мирным  и  счастливым  выражением  на    бледном  лице.
  Похоронили  отца,  не  прошло  и  недели,  как  мать  очистила  комнату  отца  от рукописей  и  картин,  спустила  всё,  что  можно  в  мусоропровод,  а   остальное  отнесла  на  помойку. От  дочери  ушёл  гражданский  муж,  сказав,  что  с  убийцами  жить  не  желает  и  пригрозил,    что  сообщит  куда  надо,  если  они  не  заплатят  десять  тысяч  долларов.  Денег  у  них  таких  не  было,  и  тогда  он  потребовал  продать  квартиру и  выделить  ему  комнату.
 Но  самое  ужасное   творилось с  сыном. Ему  постоянно  слышался  голос  отца,  который  умолял  дать   ему нитроглицерин,  а  он   отмахивается  от  него.    Чувство  вины  было  настолько  сильным,  что  он  готов  был  выброситься  из  окна.  Выходил  на  балкон  и  долго  смотрел  вниз,  представляя  картину  своего  падения.
  В  бумагах  отца  мать  нашла  письмо,  адресованное сыну  и  хотела  его  разорвать,  но  потом  передумала  и  отдала  мальчишке.   В   письме  были  такие  слова: «  Я  верю  в  тебя,   ты  не  повторишь  мои  ошибки,  я  сделал  вас  всех  несчастными,  но  я  любил  вас.   Если   я  оставлю  след    в  культуре,  то  это  благодаря   вам,  моей  жене  и  моим  детям.  Прошу  тебя  отнестись  бережно  к  моему  наследию,  постарайся  сберечь  его  и  сделать  достоянием   человечества.  Это  моя  последняя просьба».