Этика DIY - справка из Википедии

Виктор Постников
Этика «Сделай сам» (Do-It-Yourself) представляет собой этику самодостаточности  путем выполнения задач без помощи платных экспертов.  DIY означает "сделай сам," причем те, кто придерживаются этики DIY, полагают, что  каждый способен выполнять множество задач без помощи специалистов.  Этика  DIY  требует, чтобы ее сторонник  сам учился выполнять свою задачу.  Этот термин можно отнести к большому числу дисциплин,  включая  улучшение жилища,  оказание первой помощи  и  вообще к любой творческой работе.

Вместо того, чтобы принижать или выказывать высокомерие  перед теми, кто занимается ручным трудом или ремесленничеством, DIY  призывает людей искать соответствующего знания и умения. Центральным для этики DIY является окрыление отдельных людей и сообществ, поддержка альтернативных подходов, когда люди сталкиваются с бюрократическими или социальными препятствиями при достижении своих целей.

В панковской субкультуре, этика DIY связана с панковской идеологией и антиконсумеризмом,  отрицанием необходимости покупать товары или использовать существующие системы или процессы, которые приводят к зависимости от установленных социальных структур.  Согласно панковской эстетике,  человек может выражать себя и производить волнующие и серьезные работы ограниченными средствами.[1]  По некоторым данным с 1970–х гг [2]  начали возникать музыкальные панк-группы, записывать свою музыку и  выступать не на традиционных сценах,  а в подвалах жилых домов,  -  во избежание  корпоративного спонсорства и для сохранения свободы выражения.  Поскольку многие подмостки не предоставлялись экспериментальным группам,  они вынуждены были выступать в частных домах.

Riot Grrrl,  связанные с третьей волной феминизма, также восприняли центральные панковские ценности этики DIY и направили свои творческие усилия на коммуникацию через т.н. "зины" (zines) и другие проекты.[3]

Немецкая панк-группа Mono fur Alle! добилась массового производства самодельного DIY альбома с  деревянной обложкой, проданного в количестве превышающем  6000  шт. со своего вебсайта и других источников.[5]

Панковская этика DIY также применима к простой ежедневной жизни, в которой люди, например, учатся ремонтировать велосипед, а не отвозят его в мастерскую, шьют/чинят/перешивают одежду вместо того, чтобы покупать новую, высаживают овощи, и используют  выброшенные товары и продукты. Некоторые преподаватели также заняты обучением с помощью методов  DIY (Edupunk).


Соединенное Королевство

Появившись в конце 1960-х и начале 1970-х в форме движения свободных фестивалей, и включив в себя элементы ранних радикальных движений – битников и пацифистов, культура DIY стала признаваться в 1990-х в Великобритании как молодежное движение, где протесты (прямое действие) и концерты (фестивали) слились воедино. Первый пример такого движения  - группа  Exodus Collective. Она представляла собой развлечение и политику, и напоминала анти-дисциплинарную политику 1960-х.  Во время 1990-х, демонстрировала стремление к экономике взаимопомощи и кооперации, приверженность к некоммерческому искусству и свободному пользованию цифровыми технологиями для целей сообщества.  В период 1991–1997 г. правительство консерваторов прижало свободных панков, активистов, выступающих за права животных, зеленых, «номадов», а также культуру свободных музыкальных вечеринок (т.н. "рейвы").

В 1994 г. в Соединенном Королевстве был принят закон об уголовной ответственности за нарушение общественного порядка (Criminal Justice and Public Order Act 1994), в котором говорилось о недопустимости свободных вечеринок и анти-дорожных протестов (иногда проводимых рейверами и т.н. «номадами»). Он давал право полиции арестовывать граждан за попытку проведения рейвов или участие в них.


Соединенные Штаты

Культуру DIY  в Соединенных Штатах можно связать с философией Движения за искусство и ремесленничество в 1900–х гг,  целью которого было соединить людей, занимающихся ручным трудом и соответствующей эстетикой. Это движение находилось в прямой оппозиции с доминирующей индустриализацией и модернизацией, которые уводили эстетику ручной работы и художественного промысла к массовому глянцевому видению будущего. Культура DIY в США, возникшая, по-видимому, из простого экономного образа жизни 1940-х и 1950-х гг, постепенно превратилась в радикальную политизированную деятельность,  противостоящую  все более  расширяющимся массовому производству,  чрезмерному консумеризму,  отходам, и промышленно-корпоративной философии запланированного обновления товаров  (planned obsolescence). Культура DIY в США  в настоящее время развивается как свободная коалиция различных индивидуумов.  Существует много приверженцев культуры DIY с различными философиями активизма и целями, такие, например, как  Бетси Грир, которая в 2003 г. ввела термин  «крафтивизм» (Craftivism).  Есть также много людей, придерживающихся строгой нейтральности в политических и социальных вопросах в отличие от других членов  движения DIY.  Наибольшее число членов находится между двумя полюсами, представляющих широкий спектр политико-социальных взглядов.

В книге Джона Айсаксона "Как самому печатать с помощью трафарета", Джейсон Мунн замечает:
«Мне очень нравится идея самому придумывать иллюстрации и самому их печатать.  Большую часть времени я провожу за компьютером, поэтому трафаретная печать - это замечательная возможность, так сказать, запачкать руки».[6]

В современном обществе,  редко встретишь людей, которые проводили бы  часть своего дня без компьютера или другой какой-нибудь другой «высокой» технологии.  Такая ситуация быстро приводит к отсоединению человека от физического мира – включая и людей вокруг него – и это вторая важная причина, по которой люди возвращаются к культуре DIY.

Карла Синклер, главный редактор журнала Craft так описывает DIY-сообщество: "Ренессанс DIY культуры обнимает художественный промысел, и в то же время, выводит его за традиционные границы  либо с помощью технологий, иронии, протеста и творческой переработки, либо с помощью новых материалов и процессов...движение за новое ремесленничество побуждает людей самим делать вещи, а не покупать то, что уже имеется у тысяч других.  Это дает новые возможности для  демонстрации и продажи новых уникальных и необычных изделий, которые качественнее и лучше ширпотребовских."[7] 

Эллен Луптон дальше развивает эти мысли в книге «Спроектируй сам» (D.I.Y. Design It Yourself): "По всему миру, люди сами изготавливают вещи, чтобы сэкономить деньги, приспособить их к своим потребностям, удовлетворить своим интересам, и почувствовать себя свободными от корпораций, производящих потребительские товары.  Кроме этих практических и политических мотиваций есть удовольствие от того, что вы сами разрабатываете идею, физически реализуете ее, и делитесь ею с другими людьми."[8]

 Главная мысль, высказываемая Айсаксом и Луптон, состоит в том, что DIY- творчество и культура не только уникальны в современном мире консумеризма, они приносят удовольствие и свободу ввиду отсутствия корпоративного контроля и мыслей о профите и рынке, которые часто навязываются творческим людям.

Однако взгляды на DIY- культуру могут быть различными. Во введении к книге Ции Карсон  «Художественный промысел: 40 проектов для DIY-образа жизни»  она говорит: "Самостоятельное изготовление вещей несомненно дает определенную силу в жизни.  Но, откровенно говоря, я не могу сказать, почему я изготовляю вещи.  Занимаюсь ли я этим по причинам духовного характера?  Могу ли я говорить, что творческое изготовление вещей –  своего рода медитация ? Можно ли сравнить  изготовление вязанной одежды для кукол моей дочери,  скажем, со священным ритуалом изготовления тибетских мандал?  Мы занимаемся творчеством по двум причинам: потому, что это приносит удовольствие, и потому что это нам по силам."[9]  В то время как некоторые видят политический или социальный контекст в своих занятиях  DIY-творчеством,  другие отмечают  личные или духовные мотивы.

Матт Мараньян, автор "Руководства по ультра-жизни" - руководства для самостоятельного украшения дома, специально предназначенного для того, чтобы дом не выглядел как купленный в магазине, - отмечает еще один аспект DIY-культуры: "Руководство –  это не книга для беспомощных, бесцельных, или безидейных,  оно – для тех, кто воодушевлен и креативен. Это книга для тех, кто пробивает свой путь, и кто знает, как лучше распорядиться тем, что есть под рукой.  Руководство – это партизанский подход к украшению дома."[10] Матт подчеркивает присутствующий в DIY-культуре дух сообщества и субкультуры, возможно намекая даже на  интеллектуальное превосходство над обществом "беспомощных...бесцельных...безидейных."

Эми Спенсер в книге «DIY: Подъем лоу-фай культуры», подытоживая  все аспекты DIY- культуры,  делает вывод: " Движение DIY – это использование всего, что у вас есть под рукой для формирования вашей культурной идентичности:  ваша личная версия недостатков мейнстримовской культуры.  Вы можете вести свой электронный журнал,  записывать альбом,  публиковать свою собственную книгу и т.п. — самое привлекательное в движении то, что каждый может быть художником или творцом.  Самое важное – начать что-то делать."[11]

См также

Anarcho-punk
Basement show
Bricolage
Cassette culture
Circuit bending
Community film
Crass
D.I.Y. or Die: How to Survive as an Independent Artist
Eskalators
Guerrilla gig
Hackerspace
Homebuilt aircraft
Make (magazine)
Remodernist Film
Self-publishing
Underground comix
White box (computer hardware)


Ссылки
1. ^ David Byrne, Jeremy Deller (2010) Audio Games, in Modern Painters, March 1, 2010 quotation:
I think I embrace a bit of the punk aesthetic that one can express oneself with two chords if that’s all you know, and likewise one can make a great film with limited means or skills or clothes or furniture. It’s just as moving and serious as works that employ great skill and craft sometimes. Granted, when you learn that third chord, or more, you don’t have to continue making "simple" things, unless you want to. Sometimes that’s a problem.
2. ^ "Oxford Journal of Design History Webpage". Retrieved 2007-09-24. ""Yet, it remains within the subculture of punk music where the homemade, A4, stapled and photocopied fanzines of the late 1970s fostered the ‘do-it-yourself’ (DIY) production techniques of cut-n-paste letterforms, photocopied and collaged images, hand-scrawled and typewritten texts, to create a recognizable graphic design aesthetic.""
3. ^ Bennet, Andy; Peterson, Richard A. (2004). "Music scenes: local, translocal and virtuas". pp. 116–117.
4. ^ Jarrell, Joe (26 September 2004). "Putting Punk in Place--Among the Classics". San Francisco Chronicle: pp. PK–45.
5. ^ http://monofueralle.de/urheberrecht.html
6. ^ Isaacson, John: Do-It-Yourself ScreenprintingMicrocosm Publishing, 2007. ISBN 978-0-9770557-4-6Page 173.
7. ^ Various: Craft Magazine, Vol.1, Issue 1. O'Reilly Media, 2006. ISBN 0-596-52728-4 Page 7.
8. ^ Lupton, Ellen: D.I.Y. Design It Yourself Princeton Architectural Press, 2006. ISBN 1-56898-552-5 Page 18.
9. ^ Carson, Tsia: Craftivity: 40 Projects for the DIY Lifestyle HarperCollins Publishers, 2006. ISBN 978-0-06-084130-0 Page 11.
10. ^ Maranian, Matt Pad: The Guide to Ultra-LivingChronicle Books, 2000. ISBN 0-8118-2653-8 Page 7.
11. ^ Spencer, Amy DIY: The Rise of Lo-Fi Culture Marion Boyars Publishers, 2008. ISBN 978-0-7145-3161-8Page 11.


 Дополнительная литература

Thomas Bey William Bailey, Unofficial Release: Self-Released And Handmade Audio In Post-Industrial Society, Belsona Books Ltd., 2012
Brass, Elaine; Sophie Poklewski Koziell (1997). Denise Searle. ed. Gathering Force: DIY Culture — Radical Action for Those Tired of Waiting. London: Big Issue. ISBN 1-899419-01-2.
Kimmelman, Michael (Aril 14, 2010). "D.I.Y. Culture". The New York Times Abroad. Retrieved August 4, 2011.
McKay, George (1996). Senseless Acts of Beauty: Cultures of Resistance since the Sixties. London: Verso.ISBN 1-85984-028-0.
George McKay, ed. (1998). DiY Culture: Party & Protest in Nineties Britain. New York: Verso. ISBN 1-85984-260-7.
Graham St John, ed. FreeNRG: Notes From the Edge of the Dancefloor. Altona: Commonground. ISBN 1-86335-084-5.
Wall, Derek (1999). Earth First and the Anti-Roads Movement: Radical Environmentalism and Comparative Social Movements. London: Routledge. ISBN 0-415-19064-9.
McKay, George(ed) (1998) DiY culture: party & protest in Nineties Britain, article eight 'Tossed in the fire and they never got burned: the Exodus Collective' by Tim Malyon
Wainwright, Hilary (2003) Reclaim the state: experiments in popular democracy


*  *  *
Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/DIY_ethic