Санька

Николай Красильников-Марьин
Утро было морозное и свежее. Солнце так и било в окна, заливая светом комнату. И даже сквозь сон Санька почувствовал его ласковое прикосновение. Алый  открыл глаза, повернулся на другой бочок, понежился, вспоминая, что сегодня воскресенье, а значит в школу спешить не надо. А с улицы через окно шел такой яркий счет солнышка, что Санька не вытерпел, встал, подошел к окну и зажмурился: свежевыпавший снег искрился, переливался синевой; на душе стало еще светлее и радостнее. Алый поднял руки в верх и потянулся до хруста во весь свой рост – красота, жизнь славная штука.
Позавтракав, Санька выбежал на улицу и на ходу одевая помчался к своему лучшему другу – Володьке, с которым еще с вечера уговорился пойти с утра на речку и поиграть в хоккей. Подойдя к дому Санька негромко свиснул,в окне тот час же появилась Володькина голова, которая кивнула и исчезла,а через минуту они уже шагали в сторону речки на ходу обсуждая свои дела.
Лед был еще тонкий, и под ним была видна пульсирующая воздушными пузырьками тёмно-зеленая вода. Ребята осторожно ступили на лед и медленно пошли к середине реки, топая ногами, испытывая прочность льда. Постепенно они осмелели и уже решительнее пошли по льду. Затем хорошенько попрыгали на льду и остались довольны результатом. Лед держал хорошо: нигде не треснул, следовательно можно было устанавливать ворота.
Вскоре к ним подошли еще мальчишки и они вместе, дружно разметили лед, установили за воротами заграждения из не толстых бревешек, для того, чтобы шайба не скользило по льду слишком далеко.
Спор разгорелся, когда стали «делиться» на команды. Санька с Володькой, эти два неразлучных друга, два «вечных» капитана, два постоянных соперника, были за «маток». Во всех играх они были заводилами, самыми сильными и ловкими мальчиками. В одну команду их никогда не допускали – в этом случае она была просто обречена на успех.
«Делились» по честности - ребята парами, в обнимочку, разошлись в разные стороны, придумали незамысловатые вопросы, а затем возвращались к «маткам»и спрашивали у одной из них:
- Саша, тебе самолет или танк? Санька выбирал самолет, а «танк» становился рядом с Володькой.
Затем отгадывал Володька:
- Матка, матка, чей допрос?
- Мой!
- Тебе яблоко или апельсин? – Володька, естественно, выбирал что повкуснее.
Ребята еще долго шумели и спорили, уравнивая силы обеих команд, но в конце концов все разногласия были улажены и над речкой разнесся стук клюшек да звонкие мальчишечьи голоса.
Играли все дружно и напористо: никто не хотел проигрывать, и вскоре хоккеисты побросали свои пальто на берег, прямо на снег. Ребятам стало жарко, хотелось пить, и они целыми горстями глотали снег, которный не помогал в утолении жажды – наоборот, пить хотелось еще сильнее.
К обеду все игравшие устали и в изнеможнии свалились прямо на холодный лед. Ребята лежали вспотевшие, шапки со связанными завязками были откинуты на спины и от из голов валил пар. Иногда то один то другой мальчик вставал и шел за чистым снегом к берегу: все жадно посасывали сухой и холодно-жгучий снег. Еще возбужденные недавней игрой, они бурно обсуждали спорные голы. И тем не менее все были очень довольны первой игрой в этом сезоне и хотели завтра, после уроков, ближе к вечеру прийти сюда и снова поиграть в хоккей.
Тепло от мокрых,вспотевших ребят уходило быстро, влажные от пота рубашки уже неприятно холодили спины, остывшие шапки с трудом лезли на головы, а куртки так промерзли, что одевая их мальчишки зябко поёживались, передергиваясь от непиятных ощущений.
Ребята замерзли и решили расходиться по домам. Пошли в обход, через мостик, так как речка на стремнине еще не покрылась льдом как следует – идти по льду в этом месте было крайне опасно. Пошли все, кроме Васи, сына главбуха, которого многие из ребят недолюбливали за его чересчур заносчивый характер. Он презрительно посмотрел на мальчишек, и вызывающе процедил сквозь зубы:
- Ну что, трусы! Слабо пройти по льду, а я вот не побоюсь….
- Лед еще очень тонкий, не дай Бог провалишься, тут течение очень быстрое, пикнуть не успеешь, как под лед уйдешь, пошли лучше с нами через мостик, - ответил ему Санька.
Но Васька, ни слова больше не говоря, ступил на лед и постукивая перед собой новенькой магазинной клюшкой, медленно пошел к противоположному берегу реки. Ребята замерли, напряженно следя за его переходом. Лед даже не потрескивал, и Васька, дойдя до середины речки обернулся и победно посмотрел на мальчишек. Но едва он сделал еще пару шагов, как лед неожиданно провалился, Вася взмахнул руками и очутился в воде. Ошеломленные случившимся, ребята застыли на берегу, как в стоп-кадре. И лишь Санька, на бегу крикнув:
- Я сам, за мной не ходить! – бросился с разбегу на лед и скользя по нему ласточкой на животе, проскочил несколько метров – это позволило Саньке выйграть несколько драгоценных секунд. Не вставая, он быстро, по пластунски дополз до полыньи и протянул Васе шарф. Тот уцепился за него сразу, Санька понянул на себя, но сил не хватило. Тем более, что второй рукой Васька держал клюшку, которая уперлась снизу в лед.
- Брось клюшку и помогай мне, - попросил его Санька.
Но Вася и не подумал выпустить клюшку из рук. Тогда Санька вновь потянул его изо всех сил, но одежда его приятеля уже намокла, да еще и течение речки мешало и тут Санька разозлился:
- Да брось ты клюшку! Кому я сказал! Ведь не вытащу я тебя с ней.
Но Вася вцепился в клюшку намертво. Руки у Саньки замерзли, а пальцы почти ничего не чувствовали и он в надежде  обернулся на друзей. Ребята кучкой стояли на берегу и молчали, глядя на них испуганными глазами.
- Тащите меня за ноги! - крикнул Санька в отчаянии.
  Все ребята дружно как один бросились на помощь, но их остановил звенящий Санькин крик:
- Не все, лед провалится, двое кто-нибудь.
Ребята подползли, ухватили Саньку за ноги и потянули, но клюшка уперлась из-под низу в лед.
- Тащите, сильнее, - крикнул Санька.
- Ребята поднатужились, клюшка хрустнула, сломалась и ребята под дружные возгласы оживших мальчишек потащили Васю к берегу. Едва опасность миновала, Санька, разъяренный, накинулся на Ваську:
- Ты почему клюшку не бросил, утонуть захотел?
Но Вася, все еще держа в руках сломанную клюшку, неожиданно заплакал. Санька растерялся и уже более миролюбиво сказал:
- Ну ладно, успокойся, не утонул ведь, вытащили.
- Клюшку жалко, отец сказал, если потеряешь или сломаешь, то лучше домой не приходи, выпорю.
- Клюшку! – ахнул Саша, не веря своим ушам. – Его самого еле спасли, рискуя своими жизнями, а он из-за клюшки плачет!
Вася стоял весь мокрый, вода с него капала и тут же замерзала. Тем временем с него сняли валенки , вылили из них воду и дали сухие варежки.   
 - Пошли скорее домой, иначе простудишься, - позвал его Санька.
- Не, не пойду, отец и мать ругать будут, - все еще плача ответил Васька.
- Пошли, замерзнешь, и простудишься. Я вместе с тобой к вам зайду и скажу, что ты в лужу провалился, - пообещал Санька.
Они пошли, но возле дома Вася снова уперся:
- Не пойду я, боюсь.
- Из-за сломанной клюшки боишься? – спросил Санька.
Вася кивнул и низко опустил голову. Санька с сожалением посмотрел на свою клюшку и вспомнил, как радовался, когда его отец привез из города новенькую клюшку. Вздохнул и протянул клюшку Ваське, а себе взял его – сломанную.
- Возьми, моя походит на твою, может твои родители и не догадаются.
Вася радостно взял клюшку, радостно прижал её к себе и уже смелее пошел домой. Санька вместе с ним поднялся на высокий крылечек и постучал в дверь. Вышла тётя Галя, еще моложавая и цветущая женщина, одетая в красивое нарядное платье. От неё приятно пахло какими-то духами, на груди покачивался красивый кулон, а на белой пухлой руке красовалось несколько золотых колец.
Санька, глядя в сторону, краснея и слегка запинаясь сказал:
- Вы только не волнуйтесь, пожалуйста, ваш Вася провалился в замерзшую большую лужу, поскользнулся, упал, и промок весь.
Галина схватила сына за руку и быстро повела его в дом. А Санька тихонько прикрыл за собой дверь и пошел к себе домой.
Дома во дворе Санькин отец колол дрова и складывал в поленницу. Санька, не дожидаясь приглашения, взял свой колун,  и тоже принялся за работу.
На следующий день, едва Галина зашла в магазин за покупками как её спросили любопытные, во все и всегда сующие свой нос деревенские женщины.
- Сынок, то как ваш, не простудился?
- Да нет, и где он только эту проклятую лужу нашел? Ведь снег кругом лежит.
- Как лужу?!!! Да ведь Санька его из речки вытащил,сам едва не утом из-за него, - удивились женщины.
- Из речки? – ошеломленно переспросила Галина.  – А мне Санька сам вчера сказал, что Вася мой в лужу упал.
Вернувшись домой Галина достала из сумки кошелек, долго пересчитывала купюры, затем вытряхнула всю мелочь, тщательно пересчитала её, отобрала шестьдесят пять копеек, а остальное  ссыпала обратно в кошелек. Позвала свою дочь, которая училась с Санькой в одном классе и сказала:
- Возьми деньги, завтра в школе отдашь Саньке. Да не забудь сказать, что я дала, за Васю, и смотри, не потеряй, у меня! – предупредила она Лену.
В школе, перед уроком, Лена подошла к Саньке, краснея и смущаясь протянула ему зажатые в руке денежки:
- Возьми пожалуйста, - робко попросила она и огляделась по сторонам.
- Что это? – спросил Санька с недоумением.
- Деньги, мама велела тебе передать, за Васю, - тихим голосом, почти шепотом ответила Леночка.
- Не надо! Зачем деньги-то?!!! – Санька от неожиданности и смущения даже руки спрятал за спину.
- Саш, возьми пожалуйста, - взмолилась Лена. – Я тебя очень прошу, ну пожалуйста.
- Нет, почему обязательно деньги? Поблагодарили бы на словах и ладно.
- Возьми, а то меня мама заругает.
- Санька посмотрел на её грустное лицо и, неохотно согласился:
- Ну хорошо, давай, сейчас пряников купим на весь класс.
Лена радостно протянула ему деньги и поскорее села за свою парту.
А Санька пошел в магазин, благо он находился рядом со школой. Денег было один рубль и шестьдесят пять копеек и на все Санька купил полный кулек пряников. Он не знал, что Лена отдала ему свой рубль который она берегла со дня своего рождения. Но вчера, когда мать дала ей денежки и велела передать Саньке, Лена тоже решила поблагодарить его за спасение брата.
Ей было страшно неудобно, что родители так дешево оценили жизнь своего сына,  а потому она решила отдать свой единственный рубль.
Вернувшись в класс Санька прямо с порога крикнул:
- А ну братва, налетай на пряники!
Ребята дружно накинулись на угощение и через мгновение кулек был пуст. И когда санька заглянул в него, то увидел на дне два тесно прижавшихся друг к другу пряника. Он достал их, положил на ладонь, подошел к стоявшей в сторонке Леночке и протянул ей.
- Возьми, пожалуйста, угощайся – попросил он.
Лена взяла склеившиеся пряники, разделила их, и протянула один пряник Саньке.
Они стояли совсем рядом, почти соприкасаясь, и не обращая внимания на наблюдающих за ними одноклассников. Стояли и смотрели друг на друга какими-то особенными теплыми глазами. Они и раньше нравились друг другу, но что то разделяло их, а сегодня эта преграда вдруг исчезла. Непонятная сила все более и более сближала их. Они еще не знали в этот миг, что это была чистая, еще только зарождавшаяся любовь.
А после уроков, они впервые домой шли вместе. Санька нёс её портфель, а Лена, с высоко поднятой головой шла рядом и смотрела на Саньку добрыми и доверчивыми глазами.





.