Письмо Президенту

Лидия Кашуро
Фото: Ресторан "Салют" в центре Орла. 31 октября 2009 г. Представитель немецкого фонда Максимилиана Кольбе Верк г.Фрайбург (в миру Раймонд Кольбе - немецкий священник, добровольно отправившийся на смерть в  Освенциме вместо многодетного еврея)  - профессор Ульрих Фокс (Ulrich Fox, prof. Dipl.-Ing., Am Glockenbusch 11, 33106 Padeborn) записывает судьбу бабушки.



08.01.2005г.
г. Орёл

Уважаемый Господин Президент!
Очень надеюсь, что письмо моё не опоздает и попадёт лично к Вам. Этой надеждой и живу.
Моя бабушка в 16 лет попала в концлагерь Освенцим. Чтобы Вы не подумали будто я лгу, прилагаю копию документа из Internationaler Suchdienst. В лагере все звали её Кляйне и очень верили, что хоть она выживет. И она цеплялась за жизнь. Научилась говорить по-немецки и по-польски. Переболела тифом, но выжила. Думаю, вера других людей подкрепляла её. И однажды в группе её вывезли в Дрезден, в другой лагерь, откуда во время англо-американской бомбёжки она смогла бежать. Тогда знание немецкого спасло жизнь не только ей. Через  блок-посты она провела ещё несколько своих товарищей. А среди них были и полячки, поскольку бабушку определили в польский барак в Освенциме.
 И сообразила же молоденькая девчонка врать немцам, что они бегут из разбитого госпиталя, сообразила же с головой укрыться найденными покрывалами, чтоб никто не заметил ни «винкелей» на спине, ни бритых голов, ни лагерных номеров на руках!
Смотрю на неё сейчас и думаю, как наше поколение изнежено. Она в свои 16 спрасала жизнь другим, а я, например, ленилась оторваться от книжки, чтоб выучить уроки!
Позже бабушка батрачила на немцев, а едва увидела знамёна освободителей  в деревне Аушине, как ушла за ними. Попала в Войско Польское! Работала телефонисткой и переводчицей с немецкого на польский.
Ещё меня  поражала в этом человеке огромная любовь к Родине. В Войске Польском её заметил Рокоссовский. Предложил направление в диплоатическую школу. Поскольку она прекрасно владеет языками,то жизнь за границей ей обеспечена. Но бабуля моя отказалась. Родина была милей. Одна только мысль, что ещё лет 5-6 пока учиться в дипшколе и не видеть Родины уже холодила кровь. Идейная. Она и в Освенциме была с красным «винкелем» – политическая. В 16 лет, в Авсрии не побоялась укрыть девочку-еврейку. Какое сострадание к человеку! Сострадание на деле возведённое в ранг идеи!
Вернулась бабушка на Родину. Ещё на станции Чоп, выпрыгнув из вагона, с плачем целовала родную землю…
Но жизнь не получилась сладкой. Отец – красный командир вскоре скончался на операционном столе, матери не было, в родном Харькове – голод…
Работа, работа, работа. Лет 30 подряд она работала без отпуска…
В свои 79 мечтает дожить до 60-летия Победы. Старается быть оптимистом. Верит очень в Вас.
Помните, Вы были в Орле, и, когда Вы вышли из музея-диараммы, толпа молодых девчонок кричала: «Владимир Владимирович, мы Вас любим!» В ответ Вы крикнули: «Я Вас тоже!». А фразу ту с девчёнками-студентками разучила перед Вашим выходом моя бабуля.
Недавно по телевизору услышала она (именно, услышала, а не увидела, поскольку у неё катаракта обоих глаз), что в конце января в Польше отметят 60-ю годовщину освобождения Освенцима. Она долго молчала, потом заметила с горечью, что и пенсия у неё две тысячи  и глаза уже плохо видят, а так бы хотелось побывать в Освенциме, где знаком каждый барак. Вдруг выжил кто-то из знакомых, да и не из знакомых, всё равно. Освенцим – это братство. Я удивилась, что ведь это очень печальное место. А она в ответ: «Там прошла моя юность, а она, может быть, единственнон, прекрасное, что случмлось в моей жизни» Тогда я тайком от неё решила написать Вам письмо. Очень хотела бы Вас просить, если только это возможно, не могли бы Вы помочь моей бабушке попасть на это, быть может, последнее в её жизни и такое сладкое для неё Торжество. Я и мама – учителя, но все свои сбережения мы втихаря от бабули отдадим, чтобы сделать такое событие для неё сюрпризом.
С искренней благодарностью и уважением…

22.01.2005 08:07