В нашей стране официально существуют два типа браков – гражданский, заключённый в ЗАГСе, и церковный, освящённый Церковью.
Помимо этого, на Руси издавна существовало сожительство, которое ныне принято называть «гражданским браком».
Сожительство всегда было вынужденным, временным (и редким) явлением, оно считалось постыдным и осуждалось обществом. Лица, находящиеся в сожительстве, не имели никаких государственных льгот.
Так, в СССР мужчина продолжал платить налог за бездетность, даже имея детей, отцом которых он де-юре не являлся.
Лица, состоящие в сожительстве, не могли рассчитывать на получение бесплатного отдельного жилья.
Поэтому в Советском Союзе было более выгодно вступать в законный (официальный) брак и благодаря этому иметь возможность пользоваться предоставляемыми государством льготами, которые год от года становилось всё более весомыми.
Так, семья, имеющая детей, получала на них немалые пособия (это относится больше к 80-м годам прошлого столетия) и могла рассчитывать на получение от Советского государства бесплатного благоустроенного жилья.
В последние два десятилетия государственные льготы семьям, имеющим детей, были существенно урезаны. Вступление в официальный брак не стало уже давать людям никаких преимуществ, и неофициальные браки стали весьма распространённым явлением.
По этой причине, я считаю, что рост числа неофициальных браков вовсе не свидетельствует о падении нравственности в обществе. Этот факт говорит лишь об ухудшении экономической ситуации в стране.
* * *
Между сторонниками и противниками неофициальных браков ведётся ожесточённая дискуссия.
Так, приверженцы официальных браков заявляют, что такие браки более надёжны, прочны и стабильны.
Женщина, уверенная в своём муже, спокойно родит ребёнка (или двух – трёх), не беспокоясь о материальном обеспечении.
Кроме того, сам факт нахождения в браке нередко придаёт женщине уверенность в себе и даже некоторую гордость; после вступления в брак она вся расцветает и летает, будто на крыльях.
Со своей стороны, мужчина, имея крепкий, надёжный тыл, может всецело посвятить себя работе и карьере (вообще, поиску более высоких заработков). Он уверенно берёт в банке долгосрочные кредиты на крупные суммы, зная, что есть для кого и для чего стараться.
В таких браках превалирует лозунг: «Всё - для семьи!»
Женщина с утра до вечера, что называется, пластается по дому; мужчина, не жалея себя, вкалывает по 10 - 12 часов в сутки (бывает, и без выходных).
Встаёт вопрос: захотели бы (и согласились бы) мужчина и женщина, не находясь в браке, так самоотверженно трудиться - только для и ради самих себя, любимых?
Нет, нет и нет! Только осознание своего долга перед семьёй и неявный, неосознанный расчёт на получение морального вознаграждения от прочих членов семьи (мощнейший стимул!) движет обоими супругами!
В Японии некоторые работодатели в канун праздников рассылают жёнам своих работников поздравительные письма примерно такого содержания:
«Руководство фирмы от всей души благодарит Вас за создание в семье такого благоприятного психологического климата, благодаря которому Вашему мужу удаётся трудиться самоотверженно и с высокой отдачей!»
Встречаются две соседки; одна из них спрашивает другую:
- А ты получила поздравление от фирмы?
- Да, получила, - вынуждена ответить её собеседница.
- Мелочь вроде, зато как приятно! Правда?
- Да, правда.
А вот и неправда – ничего она не получила! И как ей стыдно и обидно – и за мужа, и за себя!..
Противники официальных браков приводят свои контраргументы.
Такой брак, с их точки зрения, не даёт абсолютно никаких гарантий стабильности – ни в любви, ни в браке!
… Множество сказок народов мира завершаются счастливым соединением двух любящих сердец, хотя настоящая жизнь на этом только и начинается.
Официальное заключение брака для некоторых молодых людей нередко является самоцелью, по достижении которой они позволяют себе расслабиться.
Нет уже необходимости что-то представлять, изображать из себя, не нужно уже показывать себя романтичным, всё понимающим, самоотверженным, бескорыстным, трудолюбивым, чутким и ласковым… Можно, наконец, сбросить с себя изрядно надоевшую личину идеального кандидата в супруги.
Нередко только после вступления в брак муж (или жена) раскрывает своё истинное лицо.
Штамп в ЗАГСе никоим образом не даёт гарантии от измен; он не способен удержать и сохранить постепенно тающую любовь.
То, что любовь не вечна, это аксиома. Совместное проживание (а тем более – с родителями одного из супругов) немало способствует разочарованию в своём бывшем предмете любви.
«Быт заел!» - говорят в таких случаях.
Некоторые женщины, обзаведясь детьми, с их помощью манипулируют мужем. Так же искусно управляют иные жёны мужьями за счёт своего согласия к интимной близости или отказом от неё.
Некоторые браки заключаются с целью завладения имуществом будущего супруга.
С другой стороны, женщина с ребёнком зачастую становится невольной заложницей своего мужа; материально она и её ребёнок теперь всецело зависят от него, от его воли.
Пользуясь своим положением хозяина в семье, её кормильца, некоторые мужчины превращаются в диктаторов и доказывают своё право властвовать с помощью кулаков…
А женщина не имеет возможности что-либо противопоставить своему мужу-деспоту...
- Так уходи к маме! – могут посоветовать некоторые.
Хорошо, если есть куда уйти. А если некуда?..
Таким образом, можно сделать вывод: официальный брак – это вовсе не синоним счастья и благополучия! И даже в полной семье ребёнок может воспитываться в корне неправильно, в результате чего из него вырастет человек с изломанной, неуравновешенной психикой.
* * *
Но для чего-то ведь браки существуют!
Кто их выдумал? Сам человек или общество, государство?
Институт брака крайне выгоден (и необходим) как обществу, так и государству.
Женщина и мужчина, состоящие в браке, дают необходимый прирост численности народонаселения: будущих работников и защитников Отечества, будущих налогоплательщиков, наконец.
Воспитание и содержание детей в семье (в отличие от специализированных государственных учреждений) обходится государству чрезвычайно дёшево – все материальные затраты семья берёт на себя.
Мужчины и женщины, состоящие в браке, менее подвержены воздействию на них разного рода вредных, опасных факторов, привычек и течений: они меньше употребляют спиртное, с неохотой выходят на митинги и демонстрации – в отличие от одиноких людей, им есть что терять.
И воевать, при необходимости, мужчина будет не за абстрактное государство (которое нельзя пощупать), а за вполне осязаемый синенький, скромный платочек и за своих детей.
Семейные люди более зависимы от государства, и ими легче манипулировать. "Прищучить", по-русски говоря.
Неудивительно поэтому, что институт брака во все времена рьяно поддерживался светскими властями и Церковью. Многие века браки являлись нерасторжимыми, то есть, пожизненными.
Государству, в принципе, дела нет до того, живут ли супруги в любви и согласии или во вражде и взаимной неприязни. Это – мелочи; главное – воспроизводство населения!
В последние десятилетия наше государство фактически закрыло глаза на проблемы семьи и брака, на проблемы воспитания подрастающего поколения. Если власти не повернутся лицом к этим первостепенным, насущным вопросам, российское общество ожидают нелёгкие времена...