Брак и семья

Сергей Малыгин
В нашей стране официально существуют два типа браков  – гражданский, заключённый в ЗАГСе, и церковный, освящённый Церковью.

Помимо этого, на Руси издавна существовало сожительство, которое ныне принято называть «гражданским браком».

Сожительство всегда было вынужденным, временным (и редким)  явлением, оно считалось постыдным и осуждалось обществом. Лица, находящиеся в сожительстве, не имели никаких государственных льгот.

Так, в СССР мужчина продолжал платить налог за бездетность, даже имея детей, отцом которых он де-юре не являлся.

Лица, состоящие в сожительстве, не могли рассчитывать на получение бесплатного отдельного жилья.

Поэтому в Советском Союзе было более выгодно вступать в законный (официальный) брак и благодаря этому иметь возможность пользоваться предоставляемыми государством льготами, которые год от года становилось всё более весомыми.

Так, семья, имеющая детей, получала на них немалые пособия  (это относится больше к 80-м годам прошлого столетия) и могла рассчитывать  на получение от Советского государства бесплатного благоустроенного жилья. 

В последние два десятилетия государственные льготы семьям, имеющим детей, были существенно урезаны. Вступление в официальный брак не стало уже давать людям никаких преимуществ,  и неофициальные браки стали весьма распространённым явлением.

По этой причине, я считаю, что рост числа неофициальных браков вовсе не свидетельствует о падении нравственности в обществе. Этот факт говорит лишь об ухудшении экономической ситуации в стране.

              *                *                *

Между сторонниками и противниками неофициальных браков ведётся ожесточённая дискуссия.

Так, приверженцы официальных браков заявляют, что такие браки более надёжны, прочны  и стабильны.

Женщина, уверенная в своём муже, спокойно родит ребёнка (или двух – трёх), не беспокоясь о  материальном обеспечении.

Кроме того, сам факт нахождения в браке нередко придаёт женщине уверенность в себе и даже некоторую гордость; после вступления в брак она вся расцветает и летает, будто на крыльях.

Со своей стороны, мужчина, имея крепкий, надёжный тыл, может всецело посвятить себя работе и карьере (вообще, поиску более высоких заработков). Он уверенно берёт в банке долгосрочные кредиты на крупные суммы, зная, что есть для кого и для чего стараться.

В таких браках превалирует лозунг: «Всё  - для семьи!»

Женщина с утра до вечера, что называется, пластается по дому; мужчина, не жалея себя, вкалывает по 10 -  12 часов в сутки (бывает, и без выходных).

Встаёт вопрос: захотели бы (и согласились бы) мужчина и женщина, не находясь в браке, так самоотверженно трудиться  - только для и ради самих себя, любимых?

Нет, нет и нет! Только осознание своего долга перед семьёй и неявный, неосознанный расчёт на получение морального вознаграждения от прочих членов семьи (мощнейший стимул!) движет обоими супругами!


В Японии некоторые работодатели в канун праздников рассылают жёнам своих работников поздравительные письма примерно такого содержания:

«Руководство фирмы от всей души благодарит Вас за создание в семье такого благоприятного психологического климата, благодаря которому Вашему мужу удаётся  трудиться самоотверженно и с высокой отдачей!»

Встречаются две соседки; одна из них спрашивает другую:


- А ты получила поздравление от фирмы?

- Да, получила, - вынуждена ответить её собеседница.

- Мелочь вроде, зато как приятно! Правда?

- Да, правда.


А вот и неправда – ничего она не получила! И как ей стыдно и обидно – и за мужа, и за себя!..


Противники официальных браков приводят свои контраргументы.

Такой брак, с их точки зрения,  не даёт абсолютно никаких гарантий стабильности – ни в любви, ни в браке!

… Множество сказок народов мира завершаются счастливым соединением двух любящих сердец, хотя настоящая жизнь на этом только и начинается.

Официальное заключение брака для некоторых молодых людей нередко является самоцелью, по достижении которой они позволяют себе расслабиться.

Нет уже необходимости что-то представлять, изображать из себя, не нужно уже показывать себя романтичным, всё понимающим, самоотверженным, бескорыстным, трудолюбивым, чутким и ласковым…  Можно, наконец, сбросить с себя изрядно надоевшую личину идеального кандидата в супруги.

Нередко только после вступления в брак муж (или жена)  раскрывает своё истинное лицо.

Штамп в ЗАГСе никоим образом не даёт гарантии от измен; он не способен удержать и сохранить постепенно тающую любовь.

То, что любовь не вечна, это аксиома. Совместное проживание (а тем более – с родителями одного из супругов) немало способствует разочарованию в своём бывшем предмете любви.
«Быт заел!» - говорят в таких случаях.

Некоторые женщины, обзаведясь детьми, с их помощью манипулируют мужем. Так же искусно управляют иные жёны мужьями за счёт своего согласия к интимной близости или отказом от неё.

Некоторые браки заключаются с целью завладения имуществом будущего супруга.

С другой стороны, женщина с ребёнком зачастую становится невольной заложницей своего мужа; материально она и её ребёнок теперь всецело зависят от него, от его воли.

Пользуясь своим положением хозяина в семье, её кормильца, некоторые мужчины превращаются в диктаторов и доказывают своё право властвовать с помощью кулаков…

А женщина не имеет возможности что-либо противопоставить своему мужу-деспоту...

- Так уходи к маме! – могут посоветовать некоторые.

Хорошо, если есть куда уйти. А если некуда?..

Таким образом, можно сделать вывод: официальный брак – это вовсе не синоним счастья и благополучия! И даже в полной семье ребёнок может воспитываться в корне неправильно, в результате чего из него вырастет человек с изломанной, неуравновешенной психикой.


*                *                *


Но для чего-то ведь браки существуют!
Кто их выдумал? Сам человек или общество, государство?

Институт брака крайне выгоден (и необходим) как обществу,  так и государству.

Женщина и мужчина, состоящие в браке, дают необходимый прирост численности народонаселения: будущих работников и защитников Отечества, будущих налогоплательщиков, наконец.

Воспитание и содержание детей в семье (в отличие от специализированных государственных учреждений) обходится государству чрезвычайно дёшево – все материальные затраты семья берёт на себя.

Мужчины и женщины, состоящие в браке, менее подвержены воздействию на них разного рода вредных, опасных факторов, привычек и течений: они меньше употребляют спиртное, с неохотой выходят на митинги и демонстрации – в отличие от одиноких людей, им есть что терять.

И воевать, при необходимости, мужчина будет не за абстрактное государство (которое нельзя пощупать), а за вполне осязаемый синенький, скромный платочек и за своих детей.

Семейные люди более зависимы от государства, и ими легче манипулировать. "Прищучить", по-русски говоря.

Неудивительно поэтому, что институт брака во все времена рьяно поддерживался светскими властями и Церковью. Многие века браки являлись нерасторжимыми, то есть, пожизненными.

Государству, в принципе,  дела нет до того, живут ли супруги в любви и согласии или во вражде и взаимной неприязни. Это – мелочи; главное – воспроизводство населения!

В последние десятилетия наше государство фактически закрыло глаза на проблемы семьи и брака, на проблемы воспитания подрастающего поколения. Если власти не повернутся лицом к этим первостепенным, насущным вопросам, российское общество ожидают нелёгкие времена...