Мистика и религия в современном мире

Адилет Аким
Мистика и религия в современном мире

Мистика есть уродливое порождение денежного рабства. Денежная психология уже не ищет опору в религиозных догмах, а вырабатывает свои нормы, сознательно используя религию. Она, в отличие от религии, стремящейся формировать определенное мировоззрение, давно овладела способами деформирования сознания людей, чтобы сознательно расстроить их ориентацию. Такие люди - рабы, действующие только по указаниям и не имеющие ничего своего. Современный мир, в котором люди подчинены интересам миллионеров и миллиардеров, нуждается в гораздо более утонченных и хитрых приемах и механизмах, мистифицирующих сознание массы самыми различными способами. И их создают целые армии платных наемников. Не надо забывать, что наш мир есть мир мошенников, манипулирующих доверием и наивностью массы и делающих все для того, чтобы удержать людей в неведении и только в силу этого использующих их энергию. И в то же время это не значит, что в сознании для людей закрыт мир. Напротив, мир ему как раз открывается, по мере того как таким образом закрывается движение к прошлому. Современная мистика, всеми своими средствами отупляющей человека, отталкивают людей от себя, принимая уродливую форму и постоянно им как бы подчеркивая, что я обман и не ваша подлинная душа. В религиозном же мышлении такого нет. Напротив, она постоянно стремиться притягивать людей к себе, воздействуя на чувства и подчеркивая, что я ваша душа и весь смысл вашего существования.
В рыночном обществе мы вообще оказались в удивительном мире, превратив социализм в миф. Главным образом из-за того, что социализм был просто отброшен и не анализировался. И ум человеческий сразу ударился в мистику. И зато над этим активно работала и до сих пор работает вся идеология бизнеса. Теперь люди сами не замечают, как они сами становятся прямо мифами и превращаются в призраков. Западное сознание уже давно мистифицировано. Даже создается впечатление, что мы возвращаемся в древность и стремимся возродить все характерные ему черты мифологии. Вы представляете, миллионы людей ждут воздаяния, фортуну, счастливую случайность, вдруг их спасающих или обогащающих. Миллионы людей ждут возвращения Иисуса Христова! То есть некую карающую силу. И мы все живем уже не в реальном мире, а в том потустороннем, который существует только в нашем сознании - мифическом мире. И наше сознание безудержно мистифицируется. И в этом уже не обвинишь религию. Поэтому мы должны четко различить мистику, порожденную денежным рабством, от религиозного сознания. Исторически религию использовали господствующие классы как духовную основу общества и развивали ее как идеологию, создававшей определенное миропонимание.
Роль, которую играла религия в жизни предыдущих поколений, казалось бы, детально и основательно анализировано атеизмом и давно уже сформулировано. Здесь, казалось бы, не осталось ничего таинственного. И умные люди здесь уже давно сделали выводы. Но оно предназначалось для советских людей, которым атеизм просто навязывался как сознание общества, даже как политическое сознание. А большинство этот вопрос для себя еще не решил как свою личную проблему. В распаде социализма стремительно сложилось массовое сознание, и появлялись свободные люди, которых такая интерпретация уже не устраивала, тем более в момент, когда это общественное сознание разлагалось. И атеисты растворились в нем, как в хаосе. Теперь эта тема стала интересовать каждого человека, и это потребовало нового подхода к этому избитому вопросу. Появляются различные «пророки» и «святые», и люди снова внемлют их мыслям, будто атеисты ни о чем никогда не говорили. Складывается странная ситуация, в которой именно мистика овладевает сознанием массы. И мы начинаем поклонятся собственным творениям и, интенсивно создавая какой-то другой мир в своем воображении, начинаем жить этими представлениями.
Таким образом, старый мир умирает не только паразитируясь, но и мистифицируясь, принимая в нашем сознании некий потусторонний образ. Старая жизнь уже безвозвратно уходит, а новая еще не известна, и пространство, то есть пустота между прошлым и будущим заполняется мистикой. Здесь ясно одно: в этой системе люди уже не могут находиться постоянно и жить как люди. Это люди с высоким культурным сознанием, задавленные только денежным рабством как чисто внешней социальной силой, которую они могут сбросить в любую минуту. А вместе с этим улетучивается и мистика.
Современный человек с мистическим сознанием - это само по себе изумительно. Это просто суеверие, которое овладело умами людей, вдруг оказавшимся на зыбкой почве, их сознанием, поскольку они одиноки и беззащитны, поскольку они бессильны в этом положении. Ведь сам по себе страх, который их охватывает, связан просто с отсутствием элементарных условий жизни людей, когда они остаются безработными и т д. Или их воровской природой. Кража чужого труда, установленный Марксом, было прикрытым обманом. А сегодня она стало просто открытым. И если этот процесс осмысливался самым причудливым образом еще раньше, когда о людях заботилось общество и государство контролировало законы, то теперь, в хаосе, оно становится, естественно, еще причудливее. Ведь сознание современного человека еще не является самостоятельной сущностью, способной иметь научную интерпретацию. Тем не менее, не только в мистике, но и в религии скрыт уже совсем другой смысл, раз бог уже перебрался из внешнего мира во внутренний и теперь находится в нас и нами управляет как бы изнутри, являясь нашей душой. Так уже говорят все. И я не желаю с этим спорить. И бог, спустившись с небес, в душу человека закрадывается не спроста.
Мы имеем сознание, которое соответствует нашему устройству. И распадающемуся обществу соответствует распадающееся сознание, которое никак не поддается определению ни с марксистской и ни с идеалистической точек зрения, а с духовной как раз обосновывается. Становящийся человеческий дух ищет себе опору. Но пока ее не находит в реальном мире. И поскольку единственной опорой человека становятся деньги, то и развивается поклонение могуществу денег как самой высшей силе. И это, а не религия, формирует мистическое сознание, закрывая человеку доступ к реальной жизни.
Поскольку капитализм на данном этапе экономически превосходит нас, то во внешней оценке его развитие совпадает с логикой развития исторического процесса, и за этой видимостью мы не видим нисходящую линию развития капитализма и мистифицируем его. И в этом слепом движении мы ищем не только свое будущее, но главным образом самих себя, какими мы вышли из социализма и как изменяемся дальше по логике исторического развития. И для нас проблемой оказалась осознать себя и понять смысл распада и действительную логику исторического развития, которая совпадает, напротив, с логикой развития социализма и с его превращением в общество свободных людей.
Все сказанное доказывает, что никакие события, даже потрясения и попятные движения не могут служить основанием для того, чтобы сознание сосредоточивалась только на настоящем и тем более отрицала прошлое и отвлекалась от будущего. Напротив, принявшие характер неодолимого развития, именно они доказывают, что мы стоим перед лицом крупных качественных перемен, к которым мы идем слепо, но упорно, ломая и разрушая старые структуры и формы старого общества. И они представляются нам неодолимой судьбой в образе сказочного капитализма или «рока». Но мыслимы ли эти неизбежные качественные перемены, завершающие «эпоху» выживания и заменяющие ее восходящим развитием, представлять себе в виде возврата к капитализму, формы, в рамках которой человечество живет уже несколько столетий и из которой мы как раз объективно и стремились выйти? Мы страдаем не от недостатка капитализма, а от ужасов его разложения, от которых мы слепо стремимся освободиться. И если наше общество претерпевает только такие перемены, которые нас обратно приводят к капитализму, то это было бы полным крахом. Сегодня во всем мире капитал распадается, и общество повсюду приспосабливается к развитию человека, и эта тенденция уже неодолимо развивается. Мы же вступили в новую полосу истории, которая уже не может быть осмыслена с точки зрения стереотипов прошлого и даже стандартов «нового». Иллюзии о возрождении капитализма и неуловимом разумном рынке, в сущности, вполне допустимы только с точки зрения здравого смысла и обыденного сознания, но не с точки зрения науки и философии. Это только отдельные люди, ограниченные своими стремлениями к собственному благу и интересами своей семьи, выживающие или наживающиеся, могут мечтать о сказочном богатстве и жить представлениями о той реальности, которая их окружает. И возводить в ранг теории это сознание и через него идеализировать капитализм – это и есть мистификация, которую использует идеология как способ обработки сознания индивидов. Просто в мире развиваются, как мы уже упомянули, однотипные общества, которые способны развиваться и изменятся с точки зрения личности и основанные на денежных отношениях – то, что нами в обычном понимании осмысливается как отношения «рыночные» или «бизнеса». И если К. Маркс исследовал капитализм, исходя из товарных отношений, то так происходил потому, что товарные отношения образовали основу капитализма. Иначе говоря, капитализм основан на стоимости и ее самовозрастании, которые и делают капитал само развивающимся организмом. Теперь же наоборот, мы имеем дело с деньгами и с их самовозрастанием, которые и определяют нашу жизнь. Причем деньги в капиталистическом мире и у нас – это разные вещи, несводимые друг другу. И мы попозже увидим это различие. Здесь же мы можем сказать, что деньги, интересующие нас, уже не являются деньгами в марксистском смысле, а есть «облик человека». Стало быть, только деньги формируют человеческую личность, облекая его своей кровью и плотью. А это есть нечто совсем другое, чем марксизм.
Отсюда и общее основание мира и различия. Но особенность денег, работающих у нас, такова, что они всегда находятся в карманах людей и функционируют только здесь и выражают поведение индивидов. В этом смысле если товарные отношения являются экономическими отношениями общества, то деньги - индивидуальные отношения, отношения между людьми. Стало быть, они – основа человеческой личности. Здесь следует отметить, что в капиталистическом обществе деньги приводят в движение капитал, следовательно, производительные силы, у нас, напротив, они сковывают общественное производство и приводят в движение индивидуальную деятельность. А это и значит, что они в основном стимулируют индивидуальное развитие человека, а общество – нет.
Изменение общества применительно к развитию человека – это общая тенденция, сложившаяся во всем мире, но наиболее выраженная у нас и упорно развивающаяся. И в этом и скрыт смысл того, что именно из этих условий вырастает общество свободных и всесторонне развитых индивидов. Другими словами, будущее общество уже заложено и «проектировано» в настоящем и вырастает из индивидуального развития человека. И задача состоит в том, чтобы разгадать его и теоретически овладеть его развитием и тем соответствующим образом организовать общественные отношения. И все это должно делаться сознательно, и только сознательно! Будущее уже никогда не сможет развиваться стихийно, бессознательно.
Отсюда и сущность тех коренных изменений, которые произошли в нашем обществе и в мире капитализма. Мы увидим дальше корни всех этих явлений и сущность самой системы, в которой оказались неожиданно после общественного поворота. И я с самого начала хочу подчеркнуть, что мы потеряли свое будущее не для того, чтобы похоронить его вместе с социализмом, а чтобы заново открыть в новом качестве и с более высокой точки зрения.