Орфей и Эвридика. Залежи бессмертных архетипов

Тимур Тамирхан
   Мне думается, что легенду об Орфее и Эвридике донес до нас из глубины веков сам идущий из царства Аида Орфей. Или Зевс, позволивший змее укусить Эвридику.
   В любом случае легенду до наших дней донесла СМЕРТЬ. Тема смерти. Тема Любви и Смерти - в трагическом их сочетании друг с другом.
   В истории об Орфее и Эвридике нет никакого, что называется, "смысла", это не притча и не басня, там нет морали - это для сугубо эстетического восприятия духовный продукт. Стихам сродни.
   Да, смысла и морали нет, но есть там нечто более важное: этот миф представляет собой целые залежи "архетипов". (В кавычках - потому что подозреваю, что я, возможно, в это слово  вкладываю несколько иной смысл, нежели тот, который вкладывал в него его автор К. Юнг). И главный в легенде архетип это, конечно, связь любви со смертью. Не погибни от укуса змеи Эвридика, вся бы эта история не состоялась: не было бы похода Орфея к Аиду и вообще бы ничего не было. Смерть придала истории любви глубину и сама стала как-бы продолжением любовной истории.
   И в легенде есть ещё один любопытный момент. Вот я, например, очень долго не мог понять, в чем смысл того условия, которое поставил Аид Орфею: идти и не оглядываться - на идущую сзади Эвридику? Какой в этом смысл? А никакого, простое наблюдение за жизнью автора(ов) легенды: любовь всегда связана с преградами. В данном случае условие Аида - один из вариантов преграды. По себе знаю, что чем более любовь неземная и сильная, тем больше на ее пути преград. Это мелкой обывательской любви и обывательским отношениям ничего, как правило, не мешает: полюбил менеджер бухгалтершу, погуляли, поженились, родили ребенка, купили маленькую, малолитражную иномарочку и ездят на ней по выходным то к свекрови, то к теще. А у другого типа людей отношения проходят подчас куда страшнее.   
   Кстати сказать, Орфей был, что называется, "творческой личностью": он был невероятного таланта певец. И именно благодаря его искусному пению сжалился над ним Аид и согласился отпустить с ним обратно на землю его возлюбленную.