Сара Асабаева. Искусство не терпит конъюнктуры

Рена Жуманова
    Вплоть до конца двадцатого столетия, на протяжении полувека в Казахстанском музыкальном образовании безраздельно господствовал единственный музыкальный вуз республики – Алматинская государственная (ныне – Казахская национальная) консерватория имени Курмангазы. Именно рождение новой столицы натолкнуло президента страны  на мысль о необходимости создания в ней еще одного высшего музыкального учебного заведения. Минуло  десять лет со дня основания столичной академии музыки, которую по праву называют детищем Нурсултана Назарбаева. Сегодня аббревиатура «КазНАМ»  для музыкантов республики и зарубежья -  не обозначение  малоопытного новичка, осмелившегося конкурировать с консерваторией, а почетный бренд, эффектная «визитная карточка» профессионального музыкального образования молодой независимой республики.
    Празднование десятилетия Казахской национальной академии музыки превратилось в широкомасштабную акцию, начавшуюся в марте, и продолжающуюся по сей день. В рамках юбилея проходят концерты не только в самой столице: ему посвящены все гастрольные проекты академии, как в республике, так и за рубежом. К десятилетию КазНам был приурочен и недавний концерт камерной музыки, прошедший в стенах музколледжа имени Биржана.
    Главными героями события стали талантливые музыканты и ведущие педагоги академии – Сара Асабаева (фортепиано) и Аскар Дуйсенбаев (скрипка). Этот дуэт  сложился не так давно, но звучание его весьма гармонично. Сара Асабаева – некогда выпускница московской консерватории, завкафедрой камерного ансамбля и квартета КазНАМ. До 2001 года она преподавала в Ташкентской консерватории, где тоже возглавляла кафедру. Имя Сары Шакировны уже хорошо известно кокшетауцам, поскольку на протяжении последних лет она неоднократно приезжала с концертами, радуя нас сольными выступлениями и демонстрируя достижения своих учеников.  Скрипач Аскар Дуйсенбаев – музыкант среднего поколения,  лауреат государственной молодежной премии «Дарын», юношеской премии имени Андрея Сахарова, выпускник алматинской консерватории и московской аспирантуры, призер многих конкурсов республиканского и международного масштаба. Гости из столицы привезли в Кокшетау серьезную развернутую программу, отлично выстроенную и охватывающую разные стили и эпохи. Начав с барочной музыки (Соната до минор И.-С. Баха), камерный ансамбль продолжил выступление классической бетховенской соль-минорной сонатой, в кульминации концерта прозвучал яркий образчик импрессионизма - «Юношеская сюита» К. Дебюсси, а финальным аккордом явилась позднеромантическая ля-минорная соната С. Франка. Глубокомысленная немецкая философия первых двух циклов плавно уступила место изяществу французской музыки, и слушатели по достоинству оценили высочайшее мастерство исполнителей. Несмотря на плотный концертный и учебный график, участники дуэта  охотно пообщались с корреспондентом «СМ», поделившись мыслями «о времени, о музыке и о себе».
- Наш дуэт существует уже три года. Мы – люди занятые, поэтому совместные концерты даем примерно раз в год, но параллельно выступаем в других программах по линии КазНАМ и столичной филармонии, - рассказывает Сара Асабаева. - Аскар у нас -  солист филармонии и концертмейстер симфонического оркестра города Астаны, естественно, он постоянно концертирует. Мы оба педагоги, преподаем на двух кафедрах:  специальной скрипки и фортепиано соответственно, а также на  кафедре камерного ансамбля и квартета.
- Прошедший концерт – заранее спланированная «юбилейная акция»?
- Этот концерт был запланирован вне зависимости от десятилетия академии. Мы сыграли его в органном зале КазНАМ, и планировали выехать по городам, среди которых Кокшетау – первый. Мы играем то, что интересно нам. В классической музыке конъюнктуры быть не может. Я играла подобные серьезные программы с нашим ректором  Айман Кожабековной Мусаходжаевой в Актау,  Усть-Каменогорске, Шымкенте, и за рубежом. Мы несколько раз были в Америке, дважды в Каире, Милане. Всюду серьезные циклические вещи востребованы и пользуются успехом. Но мы с Аскаром планируем сделать и новую программу – скрипичные миниатюры.
- Не будучи коренными астанчанами, что можете сказать о жизни в молодой столице? Как вам, людям далеко не северным, наш суровый край?
- Ощущение родины – это очень важно. Оно прибавляет уверенности в своей необходимости и значимости. Сейчас я глубоко убеждена, что казахам нужно жить и творить у себя на родине. Если ты что-то знаешь и умеешь, здесь ты обязательно станешь востребованным и нужным. А там – уж как повезет. Я не ностальгирую, ведь моя семья – сын и мама - со мной, а скучаешь обычно по тем местам, где у тебя родные. Единственное, к чему я до сих пор никак не могу привыкнуть после теплого Узбекистана, это здешние климатические условия. «Ледниковый период», нескончаемая зима и недостаток солнца изматывают и к весне постепенно вгоняют в какое-то подобие депрессии.
- Я – уроженец Кызыл-Ординской области, тоже южанин, но меня всегда влекла ваша сказочная земля, - добавляет Аскар. – По рассказам отца я с детства силился вообразить себе этот живописный край, но, только оказавшись здесь, смог оценить его по достоинству.  Астана уже стала моим домом, здесь я обзавелся семьей, достиг определенных вершин, хотя до этого неплохо работал и имел перспективы и в Алматы, и в Москве. В вашем городе же я впервые, и просто покорен открытостью и отзывчивостью кокшетауцев. Надеюсь, что наше плодотворное общение продолжится.
- Каким вы видите состояние современной камерной музыки Казахстана?
- Камерной музыки наши композиторы пишут мало. И с нотами проблема. Конечно, в данный момент мы надеемся, что у композиторской школы республики – большое будущее. Но, кроме исполнителей, заинтересованности в ее появлении и пропаганде пока практически никто не проявляет. Сами композиторы предпочитают писать, так  сказать, грубым мазком: им проще и интереснее работать с оркестром. А камерный ансамбль требует мелкой, филигранной и кропотливой работы. Причем – в непосредственном общении с нами, исполнителями. Ведь времена, когда Бах или Моцарт, будучи универсалами, прекрасно знали возможности каждого инструмента, давно миновали. Композиторы советской эпохи, к примеру, писали камерную музыку, ориентируясь на определенного музыканта. Так, виолончельные шедевры создавались, к примеру, в контакте с Ростроповичем, скрипичные – с Ойстрахом…. Нашим молодым композиторам нужно поступать таким же образом, а не отдаляться от исполнителя, сочиняя абстрактно, «в никуда». Что же касается уже существующей казахстанской классики, то ее, конечно, нужно не только исполнять, но и записывать, переиздавать. Вот это – одна из насущных проблем нашего музыкального искусства.
- Планируете ли привезти в Кокшетау программу из произведений отечественных композиторов?
- Конечно, если последует приглашение и не будет организационных проблем. По себе знаем, что замкнутое пространство ведет к бесперспективности. Общение с региональными музыкантами должно осуществляться не просто как необходимая профориентационная работа. В любом из городов достаточно талантливых детей и педагогов, о которых мы, может быть, и не слышали. Мы – коллеги, и делаем общее дело, формируя эстетический вкус публики, воспитывая слушателя, прививая любовь к «тяжелой» классической музыке. И подобные выездные концерты для нас и наших студентов – лучше любого экзамена.

«Степной маяк». Октябрь, 2008.