Мистик как личность

Антонина Волкова
В эзотерической литературе большое внимание уделяется роли личностных факторов в развитии мистических способностей. Есть масса указаний по отбору учеников в школы эзотерики, тайных  стигматов будущих Великих посвященных, требований к этике и общим жизненным установкам ученика. Одной из отточенных, канонизированных разработок считается «Бхагават-гита». 
В академической литературе преобладают  два крайних представления о личности мистика. Первое исходит из толкования мистики как рода душевной аномалии, или, говоря мягче, - отражения личностной нестабильности и неадаптивности.  Вторая точка зрения представляет мистическое творчество как вершину человеческого достижения, а мистиков расценивает как особых гениев, прогрессивную аномалию природы.
 В обоснование первой точки зрения авторы в основном пытаются найти какой-нибудь психиатрический аналог для объяснения феноменальных способностей: психопатия, невроз, шизофренные симптомы, синдромы расщепления личности и т.д. Одна из серьезных работ, выполненных в этом стиле – работа профессора психологии К.Наранхо (университет Беркли, Калифорния). К.Наранхо много лет занимался эзотерикой и спиритизмом в целях научного исследования.  Его исследования выразились в созданной им типологии из 9-и базовых типов индивидуальности, присущих человеку как виду.
Два из девяти описанных типов автор обозначил как особо склонных к мистике. Первый из них,  энеа-тип 5, характеризуется чрезмерным усилением познавательной активности, становящейся основным занятием в жизни и подавляющим остальную жизнедеятельность. Этот тип предпочитает находиться в роли «простого свидетеля жизни, бесстрастного, хотя и проницательного ее наблюдателя, кто в своей  проницательности ищет возможность заменить жизнь ее пониманием».
Другой тип, тип 7, характеризуется совершенно противоположной установкой: исключительным интересом к жизни и стремлением искать в ней все более опьяняющие впечатления. Оппортунистический идеализм этого типа создает сложный образ рыцаря, мечтателя, друга людей, непокорного бродяги и революционера. Неугомонная ненасытность этого типа побуждает его искать истину жизни на пути духовного, эзотерического, паранормального.
Можно обратить внимание, эти два типа имеют диаметральные  установки к жизни: на одном – полная отгороженность и изоляция, почти уничтожение физического существования и примат умственного процесса, на другом – избыток жизненной включенности, и неспособность быть в каких-либо мыслимых границах.
В работе К.Наранхо склонность к мистическим феноменам основывается на неравновесии между жизненной силой и способностью ее управления. Так, в описанных им случаях, у первого типа способность управления так велика, что почти парализует его энергию, у второго энергия и  сила  значимо превышают способности управления ими.
К.Наранхо исследовал те типы поведения, которые являются сильным отклонением в развитии и приближаются к границе патологии.
Однако есть доказательства того, что сходство ряда проявлений мистики с патологическими расстройствами не означает их родства в сущности. Добросовестные исследования крупных психиатров конца XIX – начала XX показали существенную, но тонкую разницу между шизофреническим и творческим процессом.
Ч.Ломброзо пишет: «Гений в состоянии вынашивания отличается почти болезненной впечатлительностью,  физически мучительной. «Следует добавить, что вдохновение, экстаз всегда переходят в настоящие  галлюцинации». В творчестве эмоциональные взлеты служат усилению умственного процесса генерации гипотез.