В царской России и в СССР в первой половине прошлого столетия инженеров было чрезвычайно мало, и ценились они на вес золота.
Под руководством опытных, квалифицированных инженеров строились железные дороги и плотины, сооружались доменные печи и гидроэлектростанции, строились и оснащались цеха многих тысяч промышленных предприятий.
Был в прошлом веке Носов Григорий Иванович; с 1939 по 1951 гг. — главный инженер, директор Магнитогорского металлургического комбината.
Отец рассказывал: пройдёт Носов мимо мартеновской печи, окунёт руку в кипящую сталь и недовольно выскажется: «Холодная!»
Видимо, ходили о нём такие легенды на металлургическом комбинате. На том самом, знаменитом ММК, на котором в годы войны был выпущен каждый второй танк и каждый третий снаряд.
Цитата:
"Возник он, конечно, не сам собой, а благодаря самоотверженному труду многих тысяч первостроителей, которые в нечеловеческих условиях возводили домны, мартены, коксовые батареи. В этом тоже феномен Магнитки – в умении побороть себя и обстоятельства, сделать подчас невозможное.
Магнитка всегда удивляла. Удивляла американских инженеров, не веривших, что промышленные объекты можно строить в такие рекордные сроки. Удивляла весь мир, когда в суровые годы Великой Отечественной войны сумела всего за месяц наладить выпуск столь нужной стране броневой стали, катая ее на блюминге, чего раньше никто и никогда не делал".
В числе многих, Магнитку создавали также мой дед и бабушка, мой отец, а также другие родственники - "урки" (уральские комсомольцы") - угодившие в Магнитогорск вследствие раскулачивания крестьян.
За 4 года войны "съели" гору Магнитную, разработка которой планировалась на 50 лет. Впоследствии руду и уголь стали привозить из далёкого Казахстана - овчинка стоила выделки. Так качественно строили металлургические комбинаты американские инженеры.
Вспомним фильм «Зеркало для героя». Как встречал начальник шахты вновь прибывшего специалиста?
- Инжене-е-ер!
И даже из-за стола выскочил от восторга.
В послевоенное время старые ВУЗы были существенно расширены; строились новые высшие учебные заведения, главным образом, технические. Гуманитарных ВУЗов было крайне мало: для чего нам в «реконструктивный период» поэты, философы и филологи?
Жизнь объяснять? Так сначала её нужно построить, эту самую новую, счастливую жизнь! Тем более, что Маркс давно уже всё объяснил (а читал ли кто Маркса? Очинно я сумливаюсь!)
Инженеры штамповались подобно обуви. И так же, как почти всё советское, отличались невысоким качеством.
Студентами технических ВУЗов, в большинстве своём, становились выходцы из рабоче-крестьянской среды: малограмотные и малокультурные.
Как сказал бы в таком случае товарищ Сталин:
- Где я вам возьму других студентов? Обучайте тех, что есть!
Знание иностранного языка, например, у нас сводилось к умению читать иностранные тексты с помощью словаря.
Слово за словом - и этак, за полчасика, возможно, кому-то и удавалось перевести на русский язык с тысчонку знаков (четверть странички формата А 4).
Задача перевода с русского языка на иностранный перед нами, вообще, не ставилась ввиду её невыполнимости.
Музыку и культуру в средних школах не изучали, и мало кому удавалось отличить произведения Шишкина и Левитана, Моцарта и Шопена. А уж про таких композиторов, как, например, Мусоргский, почти никто из нас и слыхом не слыхивал…
Позволю себе привести известный анекдот:
Ползут Петька с Василием Ивановичем возле казачьей станицы. Слышится музыка. Петька говорит:
- Глинка!
Василий Иванович ворчит:
- Какая, к такой-то матери, глинка?! В дерьмо вляпались!
О низкой культуре советского студента говорит ещё один, не менее известный анекдот:
- Каким был раньше, в царское время, студент? До синевы выбрит, слегка пьян и знал от Баха до Фейербаха.
А советский студент? Слегка выбрит, до синевы пьян и знает от Эдиты Пьехи до «иди ты на…»
И это, по большей части, правда.
На многие специальности существовал элементарный недобор, и в ВУЗы зачисляли буквально всех троечников. Двоечников зачисляли на вечернее отделение.
Лекции прогуливали, вместо занятий «культурно» отдыхали. Большинство студентов размещалось в студенческих общежитиях, где в одной комнатке ютилось по четверо – пятеро человек.
Наипервейшее занятие после лекций – приготовление пищи (чаще всего, жареной картошки); далее шла "культурная программа", а именно: посещение кинотеатров, пивных баров и многочисленных кафе-забегаловок.
"Как было при царе? Сидят студенты в комнате кружком. В дверь стучат. Вино и водку - на стол, политическую литературу - под стол.
В советское время: сидят студенты кружком, в дверь стучат. Вино и водку - под стол, политическую литературу - на стол".
Об учёбе вспоминали дня за три до экзамена. Списывали со шпаргалок почти все; преподаватели, скрепя сердце, выводили в зачётках «тройки» и даже «четвёрки»…
Иногда даже специально покидали аудиторию на несколько минут, чтобы дать студентам возможность более-менее подготовиться к сдаче экзамена.
... Да не примет читатель всё,сказанное мною, за чистую монету!
Занимались и днём, и, бывало, ночью; и в будни, и в выходные дни напролёт. Читальный зал в общежитии был заполнен до самого закрытия в 23-00. Многие студенты учились вполне успешно, получали повышенные стипендии, а некоторые - даже красные дипломы.
(а один студент, защитив дипломный проект, спрятался за чертежи и шаловливо произнёс: "Ку-ку!"
Такая легенда ходила)
За 5 лет учёбы отсев студентов составил 50%. Кто не хотел учиться, тот шёл работать. Кто не желал раз в неделю посещать военную кафедру, тот два года таскал солдатские кирзачи.
Учёба (усвоение знаний) - нелёгкий труд. Курение или бокал шаманского на Новый Год существенно снижают способность человека к восприятию знаний.
Но мы, студенты, народ весёлый: о своих "способностях" и "горячем" стремлении к учёбе говорили с самоиронией. А своё будущее высшее образование называли "верхним".
Две - три весёлых вечеринки в год - и мы уже считаем себя записными гуляками и сорви-головами, которым всё нипочём!
И ещё раз, надеюсь, простит меня читатель за очередной анекдот из развесёлой студенческой жизни. Обещаю: последний!
Просыпается студент с глубокого бодуна (враньё, конечно!). Спрашивает соседей по комнате:
- Сегодня какой день?
- Вторник.
- Вторник?! У меня же сегодня экзамен! Проспал!
Заметался по комнате; наскоро побрился, оделся и умылся. На прощание захватил с собой нераспечтанную бутылку водки.
Все уже экзамен сдали; студент - последний. Заходит, кладёт на стол зачётку.
Доцент:
- А что у вас в кармане?
Делать нечего: пришлось студенту ставить на стол бутылку.
Доцент открывает бутылку, наливает полный стакан водки и выпивает. Спрашивает:
- А огурца не будет?
Студент разводит руками. Доцент что-то пишет в зачётке, возвращает её студенту:
- Можете идти! "Четыре"! А могли бы и на "отлично" сдать!
... Был у нас доцент, известный любитель выпить. Один староста группы нашего факультета (метивший на "красный" диплом) имел неосторожность прилюдно предложить доценту спиртное в качестве взятки за успешную сдачу экзамена... Дети мы ещё были, по существу...
Естественно, красного диплома он не получил.
И вот такой горе-специалист приходил на производство. Практически ничем он не отличался от рабочих: имел такой же уровень культуры и общего развития; разве что был помоложе многих. Оборудования и технологии не знал совершенно.
(это я вспоминаю, как сразу после ВУЗа пришёл на крупное производство; на завод смотрел, как баран на новые ворота)
Но ничего: Ходжа Насрединн даже осла обязался выучить говорить за 20 лет, а уж живого человека чему-то обучить вполне возможно. Пусть даже и с нуля, с чистого листа.
... Вообще, не понимаю, для чего мастеру или начальнику смены высшее образование?
Это же – погонялы! Их обязанность – воевать с пьяницами да гнать план! А с этой работой прекрасно справляются (практика показывает) и выпускники ПТУ.
В военное время (по воспоминаниям) такие вот бойкие, смекалистые мальчики с семилеткой за плечами возглавляли смены. После войны они выучились и стали руководителями крупнейших предприятий страны. Благодаря им наша страна так бурно и росла.
Толковый «фазан» (выпусник училища) на производстве за пояс заткнёт тупого, леноватого инженера.
С одним из "фазанов" нам, выпускникам ВУЗов, приходилось соревноваться за первое место по цеху. Очень толковый, способный и энергичный был (и есть!) парень. И нам дела не было до его образования.
Пару раз он поступал в техникум, но оба раза его отчисляли за неуспеваемость. Я набивался ему в помощники по учёбе, но Андрей только смеялся:
- Какой из меня студент, Сергей Иванович?! Это предприятию надо, не мне! А я в слове из трёх букв делаю четыре ошибки!
(а ведь далеко не каждый назовёт это слово из трёх букв, в котором можно сделать четыре ошибки! Оно - всего одно в русском языке)
... Вспоминается похожий случай.
В нашем городе главным инженером крупного предприятия работал некий Мальцев (фамилия, естественно, изменена). Ну, работал себе и работал. И вдруг кому-то из высокого руководства пришла в голову светлая мысль выдвинуть его на должность второго секретаря горкома КПСС.
Запросили документы на Мальцева. И выяснилось, что его диплом о высшем образовании поддельный. С должности главного инженера, понятное дело, сняли.
Я был возмущён: человек с работой справлялся? Справлялся. Смог бы Мальцев водить за нос многие десятки ИТР-овцев, если бы он ничего не смыслил в производстве? Нет, он и одного дня не продержался бы.
Так в чём тогда дело?! Почему раньше он мог работать главным инженером, а теперь не имеет права?!..
.... Помню, советский рабочий со смехом рассказывал перед телекамерой:
- Устроили мы на заводе состязание КВН между рабочими и специалистами завода. И, как вы думаете, кто выиграл?..
Ну, государство и оплачивало труд инженера соответственно. Зарплата инженера была в два раза меньше, чем у рабочего.
(вспоминаю, как мой рабочий в 1980-м году получил 206 рублей за месяц. Так он аж с лица потемнел:
- Чтобы я за такие деньги работал?!
А мой заработок мастера смены - 180...
Да и за что было платить сотрудникам бесчисленных НИИ, если они среди бела дня (сам видел) бессовестно дрыхли за своими столами?!
Я считаю: инженер может работать только на должностях главного технолога и главного инженера. Всё! Даже начальник цеха – чисто административная должность, с которой под силу справиться и технику.
Да, богатая у нас была страна – СССР…
Число студентов ВУЗов вполне можно было сократить раз в пять, зато увеличить количество «фазанок» (ПТУ). И пусть бывшие «фазаны» соревнуются между собой за право возглавлять трудовой коллектив.
Приношу свои извинения тем, кто считает, что инженеров в советских ВУЗах готовили на высшем уровне. В некоторых ВУЗах и по некоторым специальностям – вполне возможно.
Ведь кто-то же конструировал и создавал ракеты и ядерные реакторы, кто-то положил основы отечественной вычислительной техники. Про медицину я уж не говорю – достижения советских учёных в этой области немалые. А советскую науку я считаю лучшей в мире.
Но учёный - это штучный товар, и выращивать его нужно в лаборатории. Десятки же тысяч инженеров-производственников выпускали, как цыплят в инкубаторе.
… Но то, что творится сегодня, - вообще, ужас! Кто-то сказал: что ни университет, то бывшее ПТУ.
Возможно, что и так.
Конечно, высшее образование никому не помешало в жизни. Всё-таки, оно означает какие-то полученные знания, некую культуру и накопленный жизненный опыт.
Опять же, цитируя, скажу: диплом выпускника ВУЗа свидетельствует о том, что у тебя был шанс чему-то научиться.
И - ещё одна история из жизни (для прочтения не обязательна):
У одного мальчика родители часто вспоминали весёлые студенческие годы. В частности, то, как однажды профессор потребовал от студентки назвать вещества, возникающие при некоей химической реакции. Та назвала пару веществ и запнулась. Профессор навис над ней; обращается к аудитории:
- И ещё?.. И?..И?.. Кто назовёт?
Папа мальчика на заднем ряду чертил крестики-нолики. Оторвал голову от рисунка и, не подумав, брякнул:
- Бихромат натрия!
Профессор:
- Считайте, что "отлично" за экзамен "автоматом" вы заработали!
Прошли годы. Мальчик поступил в тот же институт. Сидит на заднем ряду, чертит крестики-нолики и вдруг слышит знаменитое профессорское:
- И ещё?.. И?..И?.. Кто назовёт?
Мальчик машинально отвечает:
- Бихромат натрия!
Профессор:
- Считайте, что "отлично" за экзамен "автоматом" вы заработали!!!