Инженер - это звучит гордо?

Сергей Малыгин
В царской России и в СССР в первой половине прошлого столетия инженеров было чрезвычайно мало, и ценились они на вес золота.

Под руководством опытных, квалифицированных инженеров строились железные дороги и плотины, сооружались доменные печи и гидроэлектростанции, строились и оснащались цеха многих тысяч промышленных предприятий.

Был в прошлом веке Носов Григорий Иванович; с  1939 по 1951 гг. — главный инженер, директор Магнитогорского металлургического комбината.

Отец рассказывал: пройдёт Носов мимо мартеновской печи, окунёт руку в кипящую сталь и недовольно выскажется: «Холодная!»

Видимо, ходили о нём такие легенды на металлургическом комбинате. На том самом, знаменитом ММК, на котором в годы войны был выпущен каждый второй танк и каждый третий снаряд.

Цитата:

"Возник он, конечно, не сам собой, а благодаря самоотверженному труду многих тысяч первостроителей, которые в нечеловеческих условиях возводили домны, мартены, коксовые батареи. В этом тоже феномен Магнитки – в умении побороть себя и обстоятельства, сделать подчас невозможное.

Магнитка всегда удивляла. Удивляла американских инженеров, не веривших, что промышленные объекты можно строить в такие рекордные сроки. Удивляла весь мир, когда в суровые годы Великой Отечественной войны сумела всего за месяц наладить выпуск столь нужной стране броневой стали, катая ее на блюминге, чего раньше никто и никогда не делал".

В числе многих, Магнитку создавали также мой дед и бабушка, мой отец, а также другие родственники - "урки" (уральские комсомольцы") - угодившие в Магнитогорск вследствие раскулачивания крестьян.

За 4 года войны "съели" гору Магнитную, разработка которой планировалась на 50 лет. Впоследствии руду и уголь стали привозить из далёкого Казахстана - овчинка стоила выделки. Так качественно строили металлургические комбинаты американские инженеры.

Вспомним фильм «Зеркало для героя». Как встречал начальник шахты вновь прибывшего специалиста?

- Инжене-е-ер!

И даже из-за стола выскочил от восторга.

В послевоенное время старые ВУЗы были существенно расширены; строились новые высшие учебные заведения, главным образом, технические. Гуманитарных ВУЗов было крайне мало: для чего нам в «реконструктивный период» поэты, философы и филологи?

Жизнь объяснять? Так сначала её нужно построить, эту самую новую, счастливую жизнь! Тем более, что Маркс давно уже всё объяснил (а читал ли кто Маркса? Очинно я сумливаюсь!)

Инженеры штамповались подобно обуви. И так же, как почти всё советское, отличались невысоким качеством.

Студентами технических ВУЗов, в большинстве своём, становились выходцы из рабоче-крестьянской среды: малограмотные и  малокультурные.

Как сказал бы в таком случае товарищ Сталин:

- Где я вам возьму других студентов? Обучайте тех, что есть!

Знание иностранного языка, например,  у нас сводилось к умению читать иностранные тексты с помощью словаря.

Слово за словом - и этак, за полчасика, возможно, кому-то и удавалось перевести на русский язык с тысчонку знаков (четверть странички формата А 4).

Задача перевода с русского языка на иностранный перед нами, вообще, не ставилась ввиду её невыполнимости.

Музыку и культуру в средних школах не изучали, и мало кому удавалось отличить произведения Шишкина и Левитана, Моцарта и Шопена.  А уж про таких композиторов, как, например, Мусоргский, почти никто из нас и слыхом не слыхивал…

Позволю себе привести известный анекдот:


Ползут Петька с Василием Ивановичем возле казачьей станицы. Слышится музыка. Петька говорит:

- Глинка!

Василий Иванович ворчит:

- Какая, к такой-то матери, глинка?! В дерьмо вляпались!


О низкой культуре советского студента говорит ещё один, не менее известный анекдот:


- Каким был раньше, в царское время,  студент? До синевы выбрит, слегка пьян и знал от Баха до Фейербаха.

А советский студент? Слегка выбрит, до синевы пьян и знает от Эдиты Пьехи до «иди ты на…»


И это, по большей части, правда.

На многие специальности существовал элементарный недобор, и в ВУЗы зачисляли буквально всех троечников. Двоечников зачисляли на вечернее отделение.

Лекции прогуливали, вместо занятий «культурно» отдыхали. Большинство студентов размещалось в студенческих общежитиях, где в одной комнатке ютилось по четверо – пятеро человек.

Наипервейшее занятие после лекций – приготовление пищи (чаще всего, жареной картошки); далее шла "культурная программа", а именно: посещение кинотеатров, пивных баров и многочисленных кафе-забегаловок.


"Как было при царе? Сидят студенты в комнате кружком. В дверь стучат. Вино и водку - на стол, политическую литературу - под стол.

В советское время: сидят студенты кружком, в дверь стучат. Вино и водку - под стол, политическую литературу - на стол".

Об учёбе вспоминали дня за три до экзамена. Списывали со шпаргалок почти все; преподаватели, скрепя сердце, выводили в зачётках «тройки» и даже «четвёрки»…

Иногда даже специально покидали аудиторию на несколько минут, чтобы дать студентам возможность более-менее подготовиться к сдаче экзамена.


... Да не примет читатель всё,сказанное мною, за чистую монету!

Занимались и днём, и, бывало, ночью; и в будни, и в выходные дни напролёт. Читальный зал в общежитии был заполнен до самого закрытия в 23-00. Многие студенты учились вполне успешно, получали повышенные стипендии, а некоторые - даже красные дипломы.

(а один студент, защитив дипломный проект, спрятался за чертежи и шаловливо произнёс: "Ку-ку!"
Такая легенда ходила)

За 5 лет учёбы отсев студентов составил 50%. Кто не хотел учиться, тот шёл работать. Кто не желал раз в неделю посещать военную кафедру, тот два года таскал солдатские кирзачи.

Учёба (усвоение знаний) - нелёгкий труд. Курение или бокал шаманского на Новый Год существенно снижают способность человека к восприятию знаний.

Но мы, студенты, народ весёлый: о своих "способностях" и "горячем" стремлении к учёбе говорили с самоиронией. А своё будущее высшее образование называли "верхним".

Две - три весёлых вечеринки в год - и мы уже считаем себя записными гуляками и сорви-головами, которым всё нипочём!


И ещё раз, надеюсь, простит меня читатель за очередной анекдот из развесёлой студенческой жизни. Обещаю: последний!



Просыпается студент с глубокого бодуна (враньё, конечно!). Спрашивает соседей по комнате:

- Сегодня какой день?

- Вторник.

- Вторник?! У меня же сегодня экзамен! Проспал!

Заметался по комнате; наскоро побрился, оделся и умылся. На прощание захватил с собой нераспечтанную бутылку водки.

Все уже экзамен сдали; студент - последний. Заходит, кладёт на стол зачётку.

Доцент:

- А что у вас в кармане?

Делать нечего: пришлось студенту ставить на стол бутылку.

Доцент открывает бутылку, наливает полный стакан водки и выпивает. Спрашивает:

- А огурца не будет?

Студент разводит руками. Доцент что-то пишет в зачётке, возвращает её студенту:

- Можете идти! "Четыре"! А могли бы и на "отлично" сдать!


... Был у нас доцент, известный любитель выпить. Один староста группы нашего факультета (метивший на "красный" диплом) имел неосторожность прилюдно предложить доценту спиртное в качестве взятки за успешную сдачу экзамена... Дети мы ещё были, по существу...

Естественно, красного диплома он не получил. 



И вот такой горе-специалист приходил на производство. Практически ничем он не отличался от рабочих: имел такой же уровень культуры и общего развития; разве что был помоложе многих.  Оборудования и технологии не знал совершенно.

(это я вспоминаю, как сразу после ВУЗа пришёл на крупное производство; на завод смотрел, как баран на новые ворота)


Но ничего: Ходжа Насрединн даже осла обязался выучить говорить за 20 лет, а уж живого человека чему-то обучить  вполне возможно. Пусть даже и с нуля, с чистого листа.

... Вообще, не понимаю, для чего мастеру или начальнику смены высшее образование?
Это же – погонялы! Их обязанность – воевать с пьяницами да гнать план! А с этой работой прекрасно справляются (практика показывает) и выпускники ПТУ.

В военное время (по воспоминаниям)  такие вот бойкие, смекалистые мальчики с семилеткой за плечами возглавляли смены. После войны они выучились и стали руководителями крупнейших предприятий страны. Благодаря им наша страна так бурно и росла.

Толковый «фазан» (выпусник училища) на производстве за пояс заткнёт тупого, леноватого инженера.

С одним из "фазанов" нам, выпускникам ВУЗов, приходилось соревноваться за первое место по цеху. Очень толковый, способный и энергичный был (и есть!) парень. И нам дела не было до его образования.

Пару раз он поступал в техникум, но оба раза его отчисляли за неуспеваемость. Я набивался ему в помощники по учёбе, но Андрей только смеялся:

- Какой из меня студент, Сергей Иванович?! Это предприятию надо, не мне! А я в слове из трёх букв делаю четыре ошибки!

(а ведь далеко не каждый назовёт это слово из трёх букв, в котором можно сделать четыре ошибки! Оно - всего одно в русском языке)

... Вспоминается похожий случай.

В нашем городе главным инженером крупного предприятия работал некий Мальцев (фамилия, естественно, изменена). Ну, работал себе и работал. И вдруг кому-то из высокого руководства пришла в голову светлая мысль выдвинуть его на должность второго секретаря горкома КПСС.

Запросили документы на Мальцева. И выяснилось, что его диплом о высшем образовании поддельный. С должности главного инженера, понятное дело, сняли.

Я был возмущён: человек с работой справлялся? Справлялся. Смог бы Мальцев водить за нос многие десятки ИТР-овцев, если бы он ничего не смыслил в производстве? Нет, он и одного дня не продержался бы.

Так в чём тогда дело?! Почему раньше он мог работать главным инженером, а теперь не имеет права?!..

.... Помню, советский рабочий со смехом рассказывал перед телекамерой:

- Устроили мы на заводе состязание КВН между рабочими и специалистами завода. И, как вы думаете, кто выиграл?..

Ну, государство и оплачивало труд инженера соответственно. Зарплата инженера была в два раза меньше, чем у рабочего.

(вспоминаю, как мой рабочий в 1980-м году получил 206 рублей за месяц. Так он аж с лица потемнел:

- Чтобы я за такие деньги работал?!

А мой заработок мастера смены - 180...


Да и за что было платить сотрудникам бесчисленных НИИ, если они среди бела дня (сам видел) бессовестно дрыхли за своими столами?!

Я считаю: инженер может работать только на должностях главного технолога и главного инженера. Всё! Даже начальник цеха – чисто административная должность, с которой под силу справиться и технику.

Да, богатая у нас была страна – СССР… 

Число студентов ВУЗов вполне можно было сократить раз в пять, зато увеличить количество «фазанок» (ПТУ). И пусть бывшие «фазаны» соревнуются между собой за право возглавлять трудовой коллектив.


Приношу свои извинения тем, кто считает, что инженеров в советских ВУЗах готовили на высшем уровне.  В некоторых ВУЗах и по некоторым специальностям – вполне возможно.

Ведь кто-то же конструировал и создавал ракеты и ядерные реакторы, кто-то положил основы отечественной вычислительной техники. Про медицину я уж не говорю – достижения советских учёных в этой области немалые. А советскую науку я считаю лучшей в мире.

Но учёный - это штучный товар, и выращивать его нужно в лаборатории. Десятки же тысяч инженеров-производственников выпускали, как цыплят в инкубаторе.


… Но то, что творится сегодня, - вообще, ужас! Кто-то сказал: что ни университет, то бывшее ПТУ.

Возможно, что и так.

Конечно, высшее образование никому не помешало в жизни. Всё-таки, оно означает какие-то полученные знания, некую культуру и накопленный жизненный опыт.

Опять же, цитируя, скажу: диплом выпускника ВУЗа свидетельствует о том, что у тебя был шанс чему-то научиться.


И - ещё одна история из жизни (для прочтения не обязательна):


У одного мальчика родители часто вспоминали весёлые студенческие годы. В частности, то, как однажды профессор потребовал от студентки назвать вещества, возникающие при некоей химической реакции. Та назвала пару веществ и запнулась. Профессор навис над ней; обращается к аудитории:

- И ещё?.. И?..И?.. Кто назовёт?

Папа мальчика на заднем ряду чертил крестики-нолики. Оторвал голову от рисунка и, не подумав, брякнул:

- Бихромат натрия!

Профессор:

- Считайте, что "отлично" за экзамен "автоматом" вы заработали!


Прошли годы. Мальчик поступил в тот же институт. Сидит на заднем ряду, чертит крестики-нолики и вдруг слышит знаменитое профессорское:

- И ещё?.. И?..И?.. Кто назовёт?

Мальчик машинально отвечает:

- Бихромат натрия!

Профессор:

- Считайте, что "отлично" за экзамен "автоматом" вы заработали!!!