Сьяны

Юля Вавилова
   Дело было давно, когда была я безбашенной студенткой и училась в славном городе Москве. Как-то раз поступило предложение от знакомых парней слазить в пещеры. Я и представить себе не могла, что такое возможно вблизи от крупного города, в средней полосе России… Конечно, я запрыгала от радости и согласилась.

   Представления мои о пещерах ограничивались романом о Томе Сойере, из него у меня сложилось впечатление, что пещера – это нечто с высокими потолками и множеством переходов, где можно легко заблудиться. Да, кстати, там еще ее в конце закрыли дверью. Немаловажная деталь!

   Ну вот, приехали мы на электричке в район Домодедово, станция называлась  забавно – Ленинские Горки, я думала, этого названия давно нет.  Идем, идем. Я думала, сейчас подведут меня к двери в склоне горы, и пойдем… Нифига подобного. Подводят меня к дырке в земле и говорят – туда! Сказать, что я была слегка удивлена? Совру. В тот момент я первый раз подумала, что оно мне вроде как и не надо… Не в последний. Это сейчас, судя по фотографиям, вход выглядит как колодец, обложенный бетонными кольцами и с оборудованием для спуска. Тогда это была крысиная нора с перекинутой через нее палкой и привязанной к ней тонкой веревкой. Во время спуска эта веревка у меня из рук выскользнула и я, пересчитав спиной и тем, что пониже, немало выступающих из стен каменюк, шлепнулась в лужу. Потом оказалось, что по этой луже надо было еще и ползти, поскольку потолок в этом месте был очень низкий… Радость моя не знала границ.

  Маленькая историческая справка. Сьяны, пещеры, по которым я лазила, были пещерами рукотворными, каменоломнями, разработка которых началась аж в 17-м веке. Соответственно, сталактитов и сталагмитов там не водится. Зато есть еще много чего интересного, иногда заботливо созданного руками не совсем трезвой бродящей там молодежи. Сьяны изобилуют узкими пролазами, пещерками, а так же другими достопримечательностями… Одна из них – Аристарх. Вам запросто говорят: «Пойдем к Аристарху!» Ну кто это может быть? Местный старожил? Название одной из пещер? И вы идете, не чуя ничего нехорошего. Заворачиваете за угол, и вот перед вами скелет, одетый в хаки, с папиросой в зубах и бутылкой пива на месте живота! И это Аристарх. По легенде, это останки Нины Аристарховой, выкопанные на местном кладбище. На самом деле, подлинный только череп, остальное – одежда, набитая глиной. Но впечатляет…

  Еще одна достопримечательность – лаз под названием Щучка. Он сквозной и очень узкий, по нему можно только ползти вперед, развернуться невозможно. Фишка в том, чтобы заманить туда новичка, перебежать к другому концу и завалить выход.  Спелеологи – они вообще добрые… Еще карстовая (естественного происхождения) пещера под названием Громов. Посулив неведомые чудеса, новичков заманивают в дыру, где можно только лежать… а еще выход из этой дыры идет под углом примерно 90 градусов, и вылезти можно, только поднявшись на руках. Для обычной девушки задача невыполнимая. Но я ж упрямая, я гордо пыхтела минут 15, пока не сдалась и заботливо оставшийся внизу парень подставил свое плечо под мою ногу.

  Еще там есть нарисованная на стене Маргарита на метле, множество других рисунков и забавных табличек, оставленных там посетителями, например, Остановка первого вагона, Уходя гасите свет, Водокап – место, где добывают питьевую воду, вам расскажут легенду о Белом Спелеологе и вообще человеку, не страдающему клаустрофобией, там будет очень весело.

 Вылезли мы с ног до головы перемазанные глиной, жаль, фотографии не сохранились… А про сменную одежду нам забыли сказать. Но и тут выручило надежное мужское плечо – запасливый парень, одолживший мне запасные треники. Куртку и ботинки отмывала в местной речушке Пахре.

  Но что самое интересное – я полезла туда во второй раз, о чем нормальная девушка даже подумать не сможет…