Комплекс Урфин-Джуса или немного о терминах

Ардавазд Гулиджанян
 Сейчас полно книг о том, как добиться успеха в том или ином деле или в жизни вообще. И когда-то очень давно даже я с коллегой обсуждал возможность написать подобную книгу. Это должна была получиться веселая и поучительная книга таких вредных советов и абсолютных глупостей политиков и политтехнологов. Разговоры так ничем и не закончились, но совсем недавно меня осенило - эта книга давно написана, даже две: «Урфин-Джус и его деревянные солдаты» и «Огненный бог Морранов».  Надеюсь, что мои читатели знакомы с произведениями Волкова, ну а если нет, то я напомню, только давайте взглянем на эту историю с точки зрения политтехнолога.
 
 Итак. Живет некий амбициозный, талантливый и очень настойчивый человек (ну что еще надо для успеха?) в одном милом, но депрессивном регионе. Судьба дает ему шанс - испытание, в результате которого, он получает оживляющий порошок, способный вдохнуть жизнь и в старую медвежью шкуру, и в любой другой неодушевленный предмет. Супер-ресурс, даже с учетом того, что происходило все в волшебной стране. С властью там все было как-то немного запутанно: злые ведьмы, добрые феи и так далее. Но столица была- Изумрудный город, и к тому времени, когда у Урфина Джуса появился оживляющий порошок, главным правителем в ней был мешок, набитый соломой, огородное пугало – Страшила мудрый. Экономика основывалась на натуральном хозяйстве, коммуникации в стране были разрушены, мостов не было, в придорожных лесах жили хищники и так далее, но народ своего правителя любил.

 Что делает Урфин-Джус? Он строит армию деревянных солдат и захватывает власть в стране. Сажает в тюрьму Страшилу и его союзника – Железного Дровосека. И… в очень скором времени проигрывает им войну и оказывается в ссылке. Ему судьба снова дает шанс, он приобретает в союзники огромного орла. Урфин - "Везунчик по жизни" – Джус, с его помощью захватывает власть в одном из отдаленных регионов волшебной страны, снова идет войной на Изумрудный город и снова проигрывает, потому что его армия переходит на сторону врага – все того же Страшилы и его друзей. 

 И так – подведем итог. Значит умный, талантливый, целеустремленный и трудолюбивый Человек в борьбе за власть, имея в ресурсах волшебный порошок и уже управляя страной, проигрывает мешку, набитому соломой? Проигрывает, в общем даже не войну, в прямом понимании этого слова, а войну за лояльность, то есть, в некотором смысле, борьбу за власть и любовь будущих подданных. Полный привет. Позорней поражения и придумать-то нельзя! Причем проигрывает, получается, два раза, то есть ни чему не учится.
Когда вместо строительства дорог и мостов политик пытается запугать своих будущих подданных, когда вместо почты и транспорта он создает систему шпионов, врет своим сильным союзникам и делает другие глупые мерзости, он, в конечном счете, проигрывает.

 А если по–другому он не может, значит, он болен «комплексом Урфин-Джуса», комплексом патологических мудаков, которые делают зло не потому, что его надо делать, а потому что они больше ничего не умеют. И если есть выбор между тем, чтобы сделать добро или зло, они неизменно выбирают зло.

 Как много политиков сегодня поступает именно так, как Урфин-Джус. Мало того, они, начитавшись современных толкователей Никколо Макиавелли и наслушавшись своих раненых тайной мечтой о собственном всевластии советников, думают, что поступают так вынужденно, потому как именно зло и есть самый короткий путь к успеху.

 Они говорят – не надо эмоций, все - чистый расчет, рационализм! Однако, с тем, что зло (в данном случае, обман, насилие и т.д.) рациональнее добра (общественной пользы), вроде бы и спорить трудно. Во всяком случае, просчитывается такой недобрый и нечестный путь легче.

 На этот счет есть много разных «поучительных», как бы маркетинговых  баек. Типа: есть буржуй, который производит вполне себе заурядные сигареты, одна оптом стоит… рубль, себестоимость 15 копеек. Чтобы увеличить прибыль, можно пойти двумя путями: добавить качества и потратить сверху еще 15 копеек, но тогда прибыль не очевидна, пока там народ разберется, что здесь и табак лучше, и вреда меньше, рост продаж здесь не очевиден. А вот если просто вложить те же самые 15 копеек в рекламу – все становиться более предсказуемо и легко просчитывается. То есть не надо улучшать качество, надо тратить деньги на рекламу. Это легче и проще.

 Именно это и является причиной того, что благотворительность, социальные проекты и ответственности бизнесов, другие приятные слуху слова, на самом деле, чаще всего - просто чья-то реклама и пиар, то есть разводка и манипуляция. А вера (вернее, очередная разводка на веру) во всевластие подобных методов вылилась в России в книгу «Воины Креатива». Она про то, как с помощью пиара спасти Россию и завоевать весь мир. И даже если я чуточку преувеличил, сути дела это не меняет. Особенно с учетом того, кто писал  и кто продвигал в свое время эту книгу.

 «Урфинджусы» разного размера и цвета лезут во власть, они свято верят, что их личные интересы - центр вселенной, а все остальное - фигня. «Цель оправдывает средства». «Победителей не судят». И т.д.

 Всех их объединяет еще одна важная примета: они ни страну, ни людей, которые в ней живут, не то что не любят или не уважают, нет, они их воспринимают… как инструмент, как объект. И если, что не так, ругают, как забарахлившую машину или даже как нагадившую в доме кошку.

 Философия современных российских урфинджусов является очень распространенной во власти, мало того, людям с другой философией во власти очень тяжело, и они либо становятся такими же, либо уходят.

 Иногда сами "больные", простите, этим комплексом понимают свою ущербность и скоротечность успехов. Как правило, это люди не только рациональные, но и умные, и они быстро решают свои задачи и валят… сами знаете куда, а если нет, пытаются закрепиться во власти любой ценой и делают это, как и положено, нагло, бессовестно, к тому же часто еще и бестолково.