Вена и мысли

Ардавазд Гулиджанян
 «Лицом к лицу – лица не увидать»… кажется, это Есенин. А если и «увидать», то на расстоянии вроде как лучше получается.

 Пользуясь своим излюбленным методом приближения весны, я удрал из Москвы в середине апреля, на этот раз не на российский юг,который люблю и считаю Родиной, а в центральную Европу, самую что ни на есть центральную – в Вену.
Ходил я по музеям и улицам, ездил на метро и трамвае, и… было хорошо. Тепло, солнечно, чисто, и только абсолютное незнание языка и какая-то патологическая к нему настороженность, привитая еще в детстве, мешали мне. Чувствовать себя Штирлицем удовольствие весьма сомнительное и неуместное здесь и сейчас, однако, избавиться от этого было нелегко. А вокруг… была жизнь весеннего города, который еще Гитлера бесил своим интернационализмом. Цвели тюльпаны и нарциссы, сирень и каштаны, и еще куча каких-то кустов и деревьев,  на улицах пахло весной и цветами, а не большим, в общем, городом, который поражал не столько богатством, сколько старательной чистотой, дружелюбием и взаимным вниманием. А еще… удивительным доверием и уважением к своим согражданам  местной власти и бизнеса. В транспорте  совсем по-старосоветски люди читали книги и журналы, молодежь уступала места пожилым людям, возле скверов и парков удивляли сложенные в стопочки шезлонги, или как их там называют, для того чтобы люди могли с комфортом разместиться на газонах.  Но я тороплюсь.

 Понимаете, с тех пор, когда наши сограждане падали в их магазинах в обморок, прошло довольно много времени. И отсутствие того или иного товара в магазине в Москве или еще где связанно скорее с тем, что его не покупают, а не с тем, что этого товара нет и не может быть в отечественной природе. Порадовало только качество. На вид, на вкус и запах все было очень даже съедобное – про еду, и добротное – про все остальное.

 Удивило полное отсутствие контролеров в городском и не только транспорте, а так же всяких турникетов и прочих ограничений. Было странно входить в метро просто так -  безо всякого контроля. И выходить тоже.  Удивили проездные билеты на все виды транспорта не на количество поездок, а на неделю и по цене 7 поездок. Очень лояльная цена. И вообще контролеров никаких, в том числе и полицейских, которых в принципе нет.

 Вспоминаю турникеты, у них - контролеры, возле каждого эскалатора - тетеньки в кабинах, собственная полиция и так далее - в московском метро, и думаю, а ведь, наверняка, вся  эта куча народу делает наше метро сильно дороже.
Но, будем честными: в парижском метро тоже полно контролеров!

 Или вот картинка. На площади возле Ратуши идет три дня какой-то тирольский «сабантуй», где местные фермеры торгуют своим сыром, вином, пивом и всякими другими вкусностями оптом и в розницу, выступают местные фольклорные коллективы, везде люди, которые поют, пляшут и ПЬЮТ, почти не останавливаясь, вино и что покрепче. Народу – тысячи. И при этом нет мусора под ногами, а бокалы в руках у всех и все - стеклянные! Мы разобрались. Бокалы эти имеют немалую залоговую цену и ее можно вернуть. Так вот и туда полиция приехала, прошлась и уехала.  Кстати, после этого праздника, все торговые павильоны (они, оказывается, были собраны из стандартных запчастей) поместились в один трейлер, если короче - уже к обеду  площадь со всеми своими фонтанами предстала перед туристами и прочими гражданами в своем первозданном виде.  Рекламой этой тусы были телеги, полные бочек с пивом Гёссер, которые разъезжали по Вене, лошадьми управляла парочка веселых мужичков в тирольских костюмах.

 Не зная немецкого языка, было трудно поначалу понять, что это такое. Но то, что это и фольклорный праздник, и бизнес-мероприятие для поддержки, так сказать, местного мелкого  сельхозпроизводителя, стало очевидно очень быстро, и что еще порадовало – жители австрийской столицы знают и любят народную музыку и с удовольствием участвуют в подобных мероприятиях. Российские туристы – тоже.   И не только российские.

 И еще – когда вокруг чисто и везде есть урны – не мусорить легко и приятно. Когда в метро  ВЕЗДЕ  есть лифты  – это вызывает уважение и легко объясняет, почему на городских улицах так много пенсионеров,  мамаш с колясками и инвалидов. А еще на каждой станции метро есть туалеты и урны. А парковки в Вене везде! Даже в центре города есть! А уважение водителей и пешеходов  друг к другу доходит до абсурда, хотя возможно – это только нам кажется абсурдом. Но одни готовы стоять перед переходом в три полоски зебры на пустой улице и ждать зеленого сигнала, а другие готовы терпеливо ждать пока улицу перейдет мамаша с мелким, но вредным дитятей, который вырывался из рук, садился на брусчатку, капризничал… и так минут 5-7. Во всяком случае, я спокойно докурил сигарету, пока наблюдал эту сцену, сидя на лавочке  на другой стороне улицы.  Машина хотела повернуть в проулочек, но терпеливо  ждала, когда мама и ребенок перейдут этот самый проулок, а еще три машины ждали, когда же эта машина -  повернет. Средневековая  планировка городка Бадена объехать ее не позволяла. И все ждали. Я поймал себя на мысли, что даже я вышел бы  из себя сидя за рулем. Кстати, может, кто-то из себя и вышел, только никто об этом не узнал.

 Про велосипеды – особый разговор. Велосипедные парковки – везде. Специальные велосипедные дорожки – тоже, как и прокат этих самых велосипедов. И нигде никаких людей. Сунул монетку, взял велик и поехал, нашел такую же контору там, где надо, и поставил, вернул, так сказать, хозяину. Все автоматизировано.  И мест, где нельзя проехать на велосипеде, нет, будь то мост через Дунай, окраина города или центральная улица.

 Наверное, дети и молодежь у них, как и везде, не очень любят музеи, поэтому все (!) до 19 лет могут в них ходить бесплатно. Как и везде власть понимает – дети и молодежь должны ходить в музеи… и делает для этого что-то свое. Наши музеи часто живут за счет именно детей! И дело-то, по-моему, не в деньгах. В принципе – не в деньгах.  Оно именно - в принципе!

 Австрия - совсем не богатая страна. Есть там и потрескавшийся кое-где асфальт, и нищие, и те, кто выбрасывает мусор мимо урны (просто его быстро и незаметно убирают), и безбилетники. Всё есть. Но оставшееся от Австро-Венгерской империи наследство – это территория, которая меньше Тверской области, дворцы, в которых музеи, а еще трудолюбие, культура, традиции и достоинство этого народа. Может это и покажется кому-то большим наследством, только не сравнить его с запасами нефти и газа, алмазов, золота, леса, рыбы и всего на свете, что осталось от империи - России. Только наши мэры, депутаты и бизнесмены покупают дома и гостиницы в Австрии и других местах, довольно далеких от своей страны, и тем уравнивают шансы на достойную жизнь разных стран, за счет России, естественно. 

 А русских там все–таки не любят. Нет, памятник советским воинам-освободителям стоит целехонек, и цветы вокруг, как у любого памятника в Вене, так же как и наследство «красной Вены», типа самого длинного в мире дома, названо в честь классика - «Карл Маркс  хофф». Никто тебе ничего не скажет в глаза, наоборот, покажут и расскажут на английском или на языке жестов всё, что ты ищешь. Но…

 Западные и южные славяне, турки, арабы, индусы, негры, кого там только нет, и все, в общем, встроены. Кроме россиян. В информационном центре для туристов никто не говорит по-русски, стюардессы в самолетах не знают языка. В венском университете представители всех бывших советских республик могут учиться бесплатно, кроме россиян. И так далее.
Сложилось впечатление, что место страха, который СССР, безусловно, вызывал, теперь заняла зависть. «Везет же им – все у них есть». В каждом говорящем по-русски человеке здесь видят богача, а не оправдал надежды, думают – жмот.

 Особенно, это было видно в Братиславе. Вот уж «братья–то" "порадовали". Ну очень красивый старый город, ну очень похож на Вену, только все же – не Вена. И чаевые включены в счет, и бумаги в туалетах – нет, и главное… услышав русскую речь, они меняются. И меняются не в лучшую сторону. Это не испортило впечатления, все было очень интересно, но в памяти отложилось. Даже если мне не повезло с людьми и местами общепита, это все равно есть. И все равно, несмотря ни на что, было приятно читать на латинице понятные слова, думаю, украинцам вообще там легко. Мой украинский жизненный и лингвистический опыт помогал.

 И все равно это неприятно.
 И вот еще что. Наверняка, химия развита в Австрии, лучше, чем в России, однако, даже в уличных забегаловках - съедобные сосиски из мяса, а само мясо, рыба и прочее лежит на прилавках, но вполне съедобного вида и вкуса, и слоя льда на них я не обнаружил. И если там мясо или рыба бывают, именно бывают, дороже, чем у нас, то почему в России даже цена часто не является залогом качества.  И таких «почему» после Австрии появилось целая куча, и все они про одно – про уважение к согражданам власти и бизнеса.
Почему, пересекая границу Австрии и Словакии, я ее заметил только потому, что очень этого хотел? Просто знак, похожий на дорожный,  на обочине – "Словацкая Республика". И все. Почему, пересекая на авотомобиле границу любой российской области, я преодолеваю кучу преград, ограничений скорости и внимания большого числа людей в бронежилетах и с автоматами (я такое, кстати, видел только в Египте, давно, еще при Хосни Мубараке, и больше нигде). Взятки, кстати, там тоже брали. Может, это как-то связанно с количеством и экипировкой стражей порядка? Я уж не говорю про границу с Украиной, где все ее пересекающие теряют не меньше 2-3 часов на целых две (!) таможни.

 А еще в Вене, в магазинах нет камер хранения, и никто не лезет в твою сумку, я не видел охранников, даже если они есть. А стоящие возле магазина кучи коробок с обувью, вешалок с одеждой без охраны  в качестве заманухи – это прямо безответственность какая-то! Только уверен, если бы это наносило ущерб – ничего бы такого не было.

 Можно было бы предложить поехать, кому надо, в Вену поучиться, только они ведь бывают там чаще, чем мы. И повторять подвиг Петра Великого не торопятся.  Желание не воровать у своего народа, а служить ему – оно либо есть, либо его нет, научиться этому трудно, если вообще можно. А… как и что делать, у нас знает даже ленивый. И что самое удивительное – в главном сходятся все: и белые, и красные, и городские сумасшедшие. Приехал вот и слышу по телику – велосипеды в Москве, как тема, появились. Только не верю. Наверное, кто-то увидел в них еще один способ заработать на бюджете или так, просто воздух посотрясать.  Потому как власть наша, она только в двух случаях может что-то делать для избирателей: или перед выборами, или когда есть реальная выгода имиджевая или материальная, не важно, – без нее никуда.

 Весна задержалась, и мой план вернуться уже в тепло сорвался: приехал, а на улице еще снег. Только природа напрямую от нас не зависит. А вот урн на улицах моего городка как не было, так и нет, так же как и асфальта на дорогах и тротуарах, а город этот по праву называют туристическим центром, блин. И достопримечательностей, и прочих культурно-исторических заманух тому Бадену и не снилось. Только вот гулять по нему нельзя. И столько всего нельзя, что даже как-то на улицу выходить не очень хочется.

 Все равно было съездить здорово. Тем более, что цена билета в один конец на самолет была ниже цены на поезд из Москвы в Нижний! Во какой каламбурчик образовался!  А, тем не менее, это факт. И цены, которые против всех законов капитализма и рынка только растут в нашей стране, говорят именно о том, что нет у нас ни рынка, ни капитализма и, похоже, не будет. Во всяком случае, до тех пор, пока взятки, откаты и содержание корпоративных публичных домов будет входить в цену продукта корпорации, как и все остальные «милые пустяки», приятные для руководства и сотоварищи.

 И еще чем хороша оказалась эта поездка, я успел ее застать  - застать уходящую Европу. С востока, с юга идут в Европу новые люди, и где их больше, там быстрее все меняется. Чтобы мы не говорили про Вену хорошего, но, скорее всего, ее ждет судьба Парижа, грязного, наглого и уже совсем не европейского. И как только неавстрийский элемент преодолеет некий, мне неизвестный процент  от всего населения, все это и случится. Уверен, парижане помнят другой Париж, брюссельцы – другой Брюссель и так далее. И дело не в каком-то моем махровом национализме, дело в простых и понятных всем вещах, которые легко отслеживаются с помощью социологии и легко укладываются в определенные цифры. Только не принято было их до последнего времени считать и отслеживать.

 И уже понятна структура Европы, которая должна была сложиться после падения «железного занавеса». Отгороженная от России новыми, игрушечными, так и хочется сказать «банановыми» (только не растут там бананы) республиками (может быть – республиками Каштановыми?), Европа думала о процветании на новом уровне, получив новые рынки, дешевую рабсилу, много новых мозгов и солдат, на всякий случай. И вроде бы даже все так и получается: амбициозные едут в Берлин и Лондон (где вершатся судьбы мира), за деньгами - в более спокойные места, типа той же Вены. А остаются дети, старики, брошенные гастарбайтерами женщины и те, кто нашел дома какую-то нишу для нормальной жизни, вернее - заработка. Западная Украина пустеет, и там это уже заметно. Я это сам видел и слышал, и думаю таких территорий в Восточной Европе уже достаточно для… озабоченности и тревоги. А в Западной Европе эти новые европейцы сталкиваются с эмигрантами из других краев и те, другие, сплоченнее и решительнее этих. Тут есть практически необратимая перспектива конфликта. Восточные европейцы менее толерантны, и великое переселение народов, которое захлестнуло Европу, уже очень скоро может превратиться в битву за Европу «новых европейцев».  И тогда даже по-хорошему провинциальная Вена уже не будет пахнуть цветами, а жаль.  Ясно даже, кто в этой войне победит.

 Мир как-то очень уж быстро меняется. И совсем не туда, куда хотелось бы… причем… везде. И вроде как есть и шансы иные и ориентиры, но пока вот что-то не ладится. Может еще время не пришло, а может, надо на Луну слетать и оттуда взглянуть? Только там как-то уж очень еще пустынно.  Будем тут на месте искать точку для взгляда и разбираться, что и как.