Гоген

Константин Рыжов
Автопортрет. 1891 г.

Поль Гоген родился в июне 1848 г. в Париже. Его отец, либеральный журналист, вынужден был в 1849 г. эмигрировать из Франции и отправиться в Перу, к родственникам своей жены, происходившей из старинного перуанского рода. Во время плаванья он неожиданно умер. Мать Гогена, оставшаяся на борту парохода с двумя детьми, продолжила путешествие в Лиму самостоятельно. Здесь под опекой родственников его бабушки, известной перуанской писательницы Флоры Тристан прошло детство Гогена. Впечатления этих лет: экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме - остались в памяти Гогена на всю жизнь. Они сказались в неуемной жажде путешествие, а также в тяге к тропикам. Вернувшись во Францию, мальчик окончил в 1865 г. семинарию Орлеана и следующие три года плавал на торговых судах, совершающих рейсы между Южной Америкой и Европой. Позже он служил в военном флоте, а в 1871 г., благодаря помощи опекуна устроился в биржевую контору Бертена. Вскоре Гоген становится богатым, респектабельным буржуа, занимает прочное положение в обществе. В 1873 г. он женился на датчанке Мете Софии Гад, которая родила ему пятерых детей. Зарабатывая большие деньги, Гоген стал сначала коллекционировать произведения импрессионистов, потом сам стал брать уроки живописи в Академии Коларосси. Вскоре живопись всецело захватила его. В 1879, 1880,1881 и 1882 гг. он принял участие в четвертой, пятой, шестой и седьмой выставках художников-импрессионистов. В 1883 г. Гоген бросил службу в банке, налаженную благополучную жизнь и порвал с привычным миром, всецело посвятив себя искусству. Его финансовые дела постепенно пришли в полное расстройство. В 1886 г. художник переехал  в городок Понт-Авен на южном  побережье Бретани и здесь написал свои первые самостоятельные картины,  свернув с пути импрессионистов и окончательно отбросив «путы правдоподобия». Характерной особенностью его новой манеры стали большие цветовые плоскости, интенсивно окрашенные, как цельные куски цветного стекла и с ясно выраженными ритмическими силуэтами. Декоративная организация полотна стала  символом  переживания художника, языком Идеи. Гоген говорил своим последователям: «Я не считаюсь с правдой природы, видимой внешне… Исправляйте эту ложную перспективу, которая искажает предмет в силу своей правдивости… Следует избегать динамичности. Пусть у вас дышит все и миром души, избегайте поз в движении… Каждый из персонажей должен быть в статичном положении».

От былого увлечения импрессионизмом в зрелой манере Гогена осталась только живопись чистых, несмешанных красок. Однако он преодолевает беглость, этюдность восприятия импрессионистов и в отличие от них не боится сюжета. Отказавшись от верности натуре, которой (вслед за реалистами) продолжали следовать импрессионисты, Гоген заявил, что художник имеет право выдумывать, сочинять картину, которая должна быть не столько рабским слепком реальности, сколько  пластическим эквивалентом его внутреннего мира. Воображение, считал Гоген, не уводит от истины действительной жизни, а в конечном итоге приводит к ней. Всякие попытки прямо «перенести» реальность на полотно вызывают обратный результат, ее дыхание застывает, и картина представляется неправдоподобной. Фантазия одухотворяет изображение, вносит в искусство атмосферу подлинной жизни. Реальность придуманная, сочиненная, изобретенная обретает под кистью настоящего художника бесспорную очевидность, абсолютную подлинность природы.

В 1887 вместе со своим другом художником Шарлем Лавалем Гоген отправился на остров Мартинику. Чтобы заработать на жизнь, им пришлось наняться простыми рабочими на строительство Панамского канала. Вскоре оба заболели болотной лихорадкой. Заработанных денег хватило однако на то, чтобы добраться до Антильских островов, где друзья провели несколько месяцев. (Итогом этого тяжелого путешествия стал великолепный «Пейзаж острова Мартиники» (1887)).

В  октябре 1888 г. Гоген переехал в Арль, где некоторое время работал бок о бок с другим видным постимпрессионистом Ван Гогом, всегда благоговевшим перед Гогеном. Их недолгое совместное проживание завершилось в конце декабря безобразной ссорой (в припадке ярости  Ван Гог сначала бросился на Гогена с бритвой, а потом отрезал себе ухо). Тем не менее, краткое пребывание в Арле оказалось весьма плодотворным для Гогена.  Он написал такие полотна, как «Женщины в саду» (1888) и «Винсент Ван Гог, рисующий подсолнухи» (1888). Здесь же была закончена одна из лучших  картин  этого периода «Кафе в Арле» (1888) (http://proza.ru/2012/10/12/324).

http://proza.ru/2012/10/12/336

В начале 1889 г. Гоген вернулся в Бретань, где с небольшими перерывами жил вплоть до зимы 1890 г. Затем, продав на аукционе в Париже  несколько своих картин, он в 1891 г. отправился на Таити. Вдали от Папеэте (административного центра острова) он облюбовал небольшую деревушку Матайэа, купил себе хижину, с одной стороны которой плескался океан, а с другой виднелась гора с огромной расщелиной. Тут, под ярким полинезийским солнцем, среди тропической природы и коралловых рифов, окруженный заботами своей юной натурщицы и любовницы Техуру, он окончательно обрел свой стиль. «Цивилизация мало-помалу отходит от меня, - писал Гоген. – Я начинаю мыслить просто… Мне доступны все радости свободной жизни – животной и человеческой. Я избавляюсь от всего напускного… Я развиваюсь естественно, у меня нет больше суетных забот…»

Таитянские циклы – вершина творчества Гогена. В Полинезии  его живопись стала наконец по-настоящему музыкальной – сама напоенная солнцем природа южных морей внушала ему гармонические решения; Гоген становится великим колористом и создает свои самые прославленные полотна. В первую поездку были написаны «Дух умерших бодрствует» (1892), «Поклонение Марии» (1892), «А ты ревнуешь?» (1892), «Таитянка с плодом манго или Куда ты идешь?» (1893), «Таитянские пасторали» (1893) и другие – всего срок четыре картины с таинственными, сладкими и далекими названиями, в которых отражаются покой  и чувственная полнота жизни детей природы (http://proza.ru/2012/10/12/338). Все эти произведения отличает необычайная интенсивность красок: оранжевой и синей, желтой и фиолетовой, зеленой и красной. Это была совершенно новаторская техника, граничившая с абстракцией.   В 1893 г. художник попытался вернуться во Францию, но устроиться ему здесь не удалось и в 1895 г. он вновь уезжает на Таити. Здесь его ждали  упорная работа, страдания, голод и изнурительный недуг (в придачу к целому букету специфических тропических болезней, быстро разрушавших его печень и сердце, он обзавелся в первую свою поездку так же сифилисом; это стало результатом беспорядочных половых связей, которым Гоген беспечно предавался во все время своей жизни в Полинезии). В довершение несчастий приходит известие о смерти  его любимой дочери Алины.
Недоумение и враждебность, с которыми публика встречает его картины, болезни, постоянные стычки с местной администрацией и религиозными властями доводят  Гогена до отчаяния. Он даже пытается покончить с собой (в январе 1898 г. он принял большую дозу мышьяка, оказавшуюся, правда, не смертельной).  Но именно в эти трудные годы художник создал такие свои картины, как «Жена короля» (1896), «Пирога» (1896), «Никогда» (1897), «Откуда мы? Кто мы? Куда идем?» (1897), «Беседа» (1898), «Идол» (1898), «Женщины на берегу моря» (1899), «Две таитянки» (1899), «Великий Будда» (1899), «Страшные сказки» (1902), «Мать и дочь» (1902) (http://proza.ru/2012/10/12/332) и другие (http://proza.ru/2012/10/12/328) – всего около ста полотен.

В 1901 г. Гоген переселился на остров Доминика в архипелаге Маркизских островов. Чувствуя приближение смерти, он мысленно подводил итоги прожитому. В своих письмах художник часто сетовал на нищету, одиночество, непонимание, на то, что заботы о хлебе насущном отнимают у него слишком много сил и времени. Но вместе с тем, он никогда не сомневался в правильности избранного им пути. «Я работал и недаром прожил свою жизнь, - писал он в одном из писем, - даже умно, с мужеством. Не плача. Никого не терзая, а у меня ведь были крепкие зубы». «Обо мне говорили, - продолжает он в другом письме, - что мое искусство – грубое, папуасское. Не знаю, было ли это правильно, но я-то был прав, когда после этого сказал: пускай, я не могу измениться ни в лучшую, ни в худшую сторону. Мое творчество – критик гораздо более грозный – показывало и будет показывать, что я такое и в поношении и в славе».

Умер Гоген в мае 1903 г., как считают, от большой дозы морфина, который он принимал, спасаясь от терзавших его сердечных болей. Его жизнь очень скоро обросла легендами, послужила фабулой для художественных произведений. В самом деле, мало кто из его современников так полно, как Гоген,  воплотил в себе образ проклятого художника, гения, который безрассудно принес в жертву искусству, не только спокойствие буржуазного благополучия, но и, без остатка, всего себя.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375