В метро

Александр Анин
Памфлет
     Я не понимаю,  как это люди могут всю жизнь  ездить на метро, изо дня в день, из года в год спускаться в этот кишащую людьми подземку, садиться в грохочущий вагон и полчаса трястись, добираясь сначала до работы,  потом - обратно? Я поездил на нем всего две недели - и на всю жизнь отбил охоту. 
А все из-за этих   жлобов японцев! Полетела микросхема у моего Лэнд Круизера.  Другие запчасти они в автосервисы поставляют, а эту микросхему, видите ли, не могут. Товар  штучный. Высылают  только по индивидуальному заказу.  На сервисной  станции  говорят:  отправили  заказ, ждите, через неделю  обещали прислать. Только  у нас ведь где неделя, там, считай, - три. Вот я третью неделю и катаюсь на метро. Перед выходом из дому шарахну три таблетки валерьянки - две уже не берут - и вперед.  А без валерьянки никак нельзя.
Ну, сами посудите, как можно быть спокойным, глядя на такое?
Вот захожу я в метро, подхожу к эскалатору. Перед эскалатором - пробка. Потолкался минут пять, подходит моя очередь шагать на лестницу-чудесницу. Приготовился…Жду, когда впередистоящий шагнет. А он не шагает,  хотя перед ним вся левая сторона     до самого конца свободна.  Могли бы поместиться все, кто перед эскалатором в пробке томятся.
Ну не могу я этого понять, хоть убейте меня: в начале эскалатора – пробка, а эскалатор   наполовину пустой! Вот бы мы, автомобилисты, перед дорогой с  двухполосным движением встали бы гуртом, а,  въезжая,   выстраивались бы в один ряд и так  ехали. Представляете, что было бы? Если утром,  то пробка бы была до Жуковки. И  в свои офисы приезжали бы к вечеру.
…Наконец,  этот топтун втиснулся   в правый ряд.  Оказывается, он ждал, когда  справа просвет появится. Да если тебе надо справа, так ты еще на подходе  греб бы туда! И  давно бы уже ехал! Но ему так не надо. У него своя планида: перегородить проход слева и топтаться, ждать, когда те, кто справа, его пустят. А они на него плевать хотели. Они идут себе и идут. Но один   сердобольный все же нашелся, пустил его. Проход освободился -  теперь могу шагнуть и я. Шагнул. Стою, в смысле, еду.
И тут начинается: «Разрешите пройти да разрешите пройти». Чего им не стоится, не пойму? Ведь тебя же везут, стой да радуйся. Нет, им надо еще идти. Наслушались, как  дежурная по эскалатору  вещает: «Стойте справа, проходите слева…освободите левую сторону для  прохода пассажиров».  Она что - никогда на эскалаторе  не ездила?  Неужели не понимает, что от этого  хождения   пробка перед  эскалатором  не рассосется? Ну, пойду я, а тому, кто стоит в пробке за каким-нибудь топтуном, станет от этого легче? Сомневаюсь. Ему ведь другое нужно. Нужно, чтобы этот топтун шагнул, наконец, и дал возможность шагнуть следующему, а там пусть хоть стоит, хоть идет – вместимость эскалатора от этого не увеличится. Я на второй день  уже понял, что к чему, а эта вещунья    уж сколько тут сидит, а все – без понятия.
Нет, иногда, правда, попадаются   современные дежурные. С мозгами.  Такие объявляют: «Заходя на эскалатор,   становитесь на каждую ступеньку и занимайте обе стороны эскалаторного полотна». Но таких мало. Эту же, как заклинило: «Проходите, не загораживайте…». 
Ну ладно! Она  - без понятия. Но пассажиры-то, которые  ездят на этом  метро каждый день, а многие - еще и  с пересадкой   да не с одной…Неужели они не понимают, что, если на каждом эскалаторе экономить по пять минут, то можно утром  лишних двадцать а то и сорок минут поспать, а если вечером, то  домой прийти пораньше и к футболу успеть или там – к сериалу?
…Ну вот, наконец,  эскалатор привез меня.  Иду к поезду. И тут начинается другое.
Народу на платформе - тьма. Все снуют туда-сюда,  друг на друга наталкиваются. В общем, не движение, а  толчея какая-то. Броуновское движение...
Вот я видел однажды по телевизору передавали про японское метро…Последние секунды перед открытием. Перед входом – тьма народу. Все стоят спокойно, приготовились к старту.  И вот метро открывается  – и вся эта  тьма быстро шагает, чуть  не бежит  к турникетам.   Но никто ни на кого не наталкивается. Движение, только не броуновское, как у нас, когда при столкновении двух тел они отскакивают в разные стороны. Эти умудряются как-то в такой тесноте обходить друг друга, даже не касаясь. Цивилизация!
Наши так не умеют. Наши  идут, как танки, не разбирая дороги, в смысле, не видя людей.   Иной, только натолкнувшись на тебя, просыпается и с удивлением смотрит, что это там за препятствие у него на пути образовалось.   И у всех мужиков   сбоку баулы, сумки. Объемистые  такие, не знаешь, как от них уворачиваться. Пока до поезда дойдешь, все локти  исцарапают. И чего они в них носят?! Я вожу  в машине тоненькую папочку  для документов, а для денег – борсетку. Когда денег много  –  кейс. А эти? Вот если  мы, автомобилисты, понавешали бы  с боков  авто свои монбланы,   атланты, ньюманы…Представляете,  что было бы? Без конца стукались  бы друг об друга. Или, чтоб не стукались, пришлось бы полосы  у дорог делать шире.
Я недавно сидел в вагоне рядом с одним мужиком, поинтересовался, чего это он везет в таком большом бауле? А он мне: вэкапэбэ. Ничего себе, думаю! Неужели она до сих пор жива, эта ВКП(б)? Спрашиваю: партийная литература? А он улыбается и говорит: «Да нет.  Вэкапэбэ – это  вахтовый комплект  постельного белья».  Понятно...Значит, на вахту.
Ну а женщины? У них ведь тоже почти у всех на плече сумки не меньше. Не знаю, как    сейчас они называются, раньше их кошелками звали.  Вот, представляю, как королева Елизавета Вторая идет с такой сумкой на плече. Только  ей, почему-то, хватает клатча. А в нем чего только нет! Даже фотографии  членов королевской семьи.  Или Диана…Нет, вы можете себе представить принцессу Диану с кошелкой через плечо? А наши ходят. Мода такая. Интересно,  у них-то  что  там?. Неужели – тоже комплект постельного белья? 
…Ладно, кое-как до  платформы добрался.  Подходит поезд. Открываются двери. Народ начинает выходить. А кто на вход, не дождавшись, когда те выйдут,  уже начинают в вагон протискиваться,  назад их заталкивать. Как же,  надо сидячее    местечко  побыстрей занять. Особую прыть демонстрируют  молодые. Пока старушка или женщина беременная  дойдет,  а  место уже занято! Там какая-нибудь шустрая  креветка уже пристроилась   и приготовилась стойко  сидеть. В айфон свой внимательно так смотрит, как будто занята очень  важным делом.  А некоторые еще ножку на ножку положат, а то и совсем ноги вытянут в проход – и ходи, как хочешь. Да еще и глаза закроют. Спят, вроде…Но как только их станцию  объявят,  тут же просыпаются. Рефлекс!
Я  как-то попросил молодую уступить место пожилой женщине, а  женщина: «Спасибо, не надо, мне скоро выходить». А сама ехала после этого еще три остановки. В другой раз я еще попросил – и опять: «Спасибо, не надо…». Вот и проси за  таких! Сам же и окажешься в дураках.  Молодые на меня смотрят, наверное,  как на Тарзана. Чего, скажут, суется? Без него уже давно разобрались, кому сидеть, кому стоять.   Чтобы никаких старушек не видеть, они в айфоны, айпэды  уткнулись и стойко сидят. 
Нет, один раз, правда, видел, как паренек лет 16-17 встал и предложил место пожилой женщине. А она: «Да не надо, спасибо, я постою». Но он все равно  отошел. А женщина постояла, постояла и все же села. Я спрашиваю ее: почему сразу не сели, мальчик   доброе дело сделал, а вы его благородный порыв проигнорировали. А она мне: «Да ведь они тоже устают». Вот и поговори с такой! Сама, наверное, когда со своим внуком-недорослем едет, так тот  сидит, а она стоит. Как же, свой-то, родной, устает больше всех!
А еще нас, автомобилистов, ругают. Да попробовал бы  я на зебре  не уступил   кому-нибудь. Представляю, что было бы. Меня   бы эти пешеходы   на запчасти  разобрали.
А эти граффити, которые все стены домов и заборы разрисовали! Они ведь и  сюда добрались! Расписали и исцарапали все, что можно.  Понастроили им подземных дворцов, украсили росписями, мозаикой,  облицевали саянским мрамором, а они по этому мрамору – гвоздем да краской. И писали бы хоть понятно, чтобы прочесть можно было. А то пишут какие-то каракули, которые кроме них никто больше разобрать не может! Ну чисто  кобельки, которые, задрав заднюю лапу, метят каждый кустик.
И ведь, казалось, чего проще: отловить пару раз таких писунов, устроить публичный  суд и показывать по всем телеканалам каждый день неделю-другую. Потом других отловить и опять показать. Смотришь, через полгода присмирели бы. А чтобы место в вагоне уступали,  надпись «Места для инвалидов, лиц пожилого возраста…» надо писать не на стекле, а на спинках сидений, чтобы спину жгло тем, которые не инвалиды и не пожилого возраста. А еще лучше -  на самом сидении.
  Я хотел  было такие предложения в администрацию метро подать. А потом подумал: зачем мне это надо? Я тут человек временный. Пусть голова болит  у тех, кто на метро постоянно ездит. И пусть эти граффити испишут хоть все.  Может быть, когда нигде  живого места не останется,  посмотрят на это безобразие, и стыдно станет. И перестанут писать и царапать. Хотя  нет…Клининг этот отмоет каракули, исцарапанные стекла в вагонах заменят – и все начнется сначала. 
    Задумался я, из-за этих граффити-клинингов   чуть не прозевал свою остановку. А тут зевать нельзя:  поезд еще не остановился, а   снаружи те, кому очень некогда, двери уже обступили и  приготовились  к штурму. Правда, потом, когда двери открываются, они  нехотя  расступаются, но ненамного, чтобы  пассажиры из вагона  выходили,  но только по одному  и только бочком. Однако   долго стоять и ждать у них     не получается. Сначала крайние  начинают раньше времени протискиваться в вагон, а   за ними устремляются и остальные. Так что последним выходящим приходится пробивать себе дорогу с боем.
Вот если бы мы, автолюбители, так себя вели: не дождавшись зеленого, выезжали бы на перекресток.  Жутко представить,  что было бы.   Весь перекресток превратился бы в свалку металлолома.
…Ну, с божьей помощью, кое-как я из вагона выбрался. А дальше - та же песня: сумки, толкотня, пробки, «разрешите пройти»…И вот, наконец, я на улице. Только вышел – мобильник мой сигнализирует: пришло сообщение.  Открываю…Из сервисного центра пишут:  получили мою микросхему. Завтра можно забирать машину. Слава богу!
А в это проклятое метро я больше – ни ногой! Пусть  они  там томятся в пробках, толкаются, ходят  друг у друга по ногам, бьют друг друга баулами, давятся на  выходе из вагонов, царапают стекла и мраморную облицовку, плюют на гранитные плиты, оставляют после себя кучи мусора, бутылки, банки из-под воды и пива!..Хотя нет…Вот по пиву - тут, пожалуй, преимущество у метро есть. За рулем пива не попьешь. Тут же оштрафуют и права отберут. А в здесь -  можно. Зашел в вагон,  выбрал местечко  поуютней, сел поудобней - и попивай пивко.  Можно хоть  с чипсами, хоть с сухариками, хоть с воблой – кто с чем любит.  И никто тебе ничего не скажет. Закон хоть и есть, но ведь не штрафуют же!