Синюха и Аржан

Мария Образцова
         Легенда
В те далекие времена, когда в мире высоких гор все было покрыто дремучими лесами, и топким болотами, никто не мог знать, что хранит эта неведомая земля. Здесь жили люди, но никто и никогда их не видел. Никто не видел их жилища, никто не знал, во что они одеваются. А главное, никто не знал злые они или добрые. В Ковыльных степях, что были ниже гор, жили люди спокойные и доброжелательные, а взгляд их всегда притягивался туда, где луна повисала на остроконечных пиках. Однажды охотник Аржан из степных ковылей погнался за бурой лисицей, которая была так хороша, что он и не заметил, как заехал в дремучий лес. Пытаясь выбраться, он кружил и забирался все дальше. Так прошел день, неделя, месяц. У охотника пропал конь, кончились стрелы, которыми он ставил метки, чтобы не потерять тропу, и которых так ни одной и не нашел. И когда потерявший в конец силы охотник опустился на мох и забылся в глубоком сне, привиделся ему необычный сон. Будто плывет к нему между мрачных кедров, не касаясь пушистых мхов, луноликая красавица. Не видел он в степях девушек, такой необычной красоты. Волосы были черны, как смоль, брови - словно две радуги, а глаза - синевы небесной - что у росомахи гордой. Одежды ее были из шкур лесного зверья. В руках несла она стрелы, что Аржан оставлял на пути. «Я знаю тебя, воин, - сказала она, нагнувшись над Аржаном. - Ты шел по моим лесам, по моим тропам, а я шла за тобой». «Кто ты, пречистая дева, - спросил Аржан, вздрогнув всем телом и протянув к ней свои сильные руки.  «О воин, - сказала красавица, - Как ты скор. Ты узнаешь все. Но прежде, должен будешь решить три задачи. Слушай. Первая, скажи, где здесь сторона холода, а где изобилия. Вторая, какое в болезнях людских первое средство. И третье, чем в этом краю живут люди». Удивился Охотник, глаза открыл - нет никого. Встал, отряхнулся и чувствует, будто силы прибывают. Посмотрел, тропинка вверх поднимается, и понимает, что по ней ему и надо идти. Идет Аржан по тропе и диву дается: « Не простая, знать, та девица, что так долго меня по тайге водила, а теперь дорогу показала». А перед ним открывается мир удивительный. Видит гора большая, а богатства разного на ней не счесть  - и зверье, и ягод.  «Ага, вот он мир изобилия” - думает Аржан. Идет дальше, слышит легкое журчание родничка. Чувствует, в теле усталость скопилась. Подошел к родничку, воды испил, и сразу кровь в жилах будто обновилась, и пошла сила по телу гулять. «Вот откуда, здоровье - то берется. Вода таежная, родниковая силы прибавляет, от недугов исцеляет». Смотрит Аржан кругом и понимает, что люди здесь живут тем, что природа дает. И только подумал так, а перед ним ясноликая стоит, да только теперь не во сне, а на яву. « Правильно, охотник Аржан, ты решил все мои задачи. А теперь скажу тебе, кто я. Все, что ты увидел здесь, принадлежит мне. Я хозяйка этого раздолья и изобилия. А зовут меня Синюха. Всем, кто придет ко мне с поклоном, чистым сердцем, светлыми мыслями и благородством я открою красоту и недра свой стороны. Но плохо будет тому, кто придет на землю мою варваром, с темными мыслями. Вечно он будет ходить по холодным дремучим лесам и никогда не найдет выхода. Скажу тебе, охотник Аржан, не просто ты попал в наш край. Я привела тебя, чтобы ты увидел богатство мое, познал великую мою силу, и рассказал людям степного ковыля, что приходить сюда можно, но только с добром, иначе их постигнет горе.  А меня ты забудь. Вижу, сердце твоё переполнено любовью. Но если ты вернёшься ко мне, быть тебе только святым родником у моих ног». Сказала это все Синюха и исчезла. Лес перед Аржаном расступился. На камне он увидел свои стрелы.
Вернувшись в степные ковыли, рассказал всё Аржан своим собратьям. А вскоре ушел – никто не знал куда.
Потянулись люди степного ковыля в страну горную - богатую и чудесную. Там они побратались с народом – смуглым как ночь, с гордым и открытым сердцем, которые много хранили знаний про свой край, и щедро  принимали всех, кто приходил к ним с чистыми помыслами.
А там, где появилась тропа к сказочной красавице  Синюхе,  поет нежную песню любви – даря всем страждущим прохладу и здоровье – изумрудный родник, который называют люди Аржаном.