О фильме Затмение М. Антониони - 1962

Сергей Горцев
 

       

  Сразу скажу – когда смотришь этот чёрно-белый фильм, получаешь огромное эстетическое удовольствие. И вот ведь какая штука – как-то внятно объяснить, описать эти чувства   словами очень сложно. Что-то подобное испытываешь,  глядя на картины импрессионистов. Всё очень зыбко, неопределенно, тона и полутона…  Конечно, это заслуга, прежде всего,  режиссёра. Это его язык общения с нами.

Фильм появился на экранах через год после выхода  предыдущей работы Антониони, то есть в 1962 году. Так вот, сравнивая его художественные достоинства с тем,  что видишь на экранах сегодня, даже в лучших образцах, невольно задумываешься – прогресс  или регресс  произошел в кинематографе за эти годы?

Именно стремление и способность Антониони  из  довольно  простых сюжетов реальной жизни создать яркое художественное полотно  привлекает  и  сегодня к нему внимание,  как коллег – режиссеров, так и простых зрителей.  Причём, далеко не все в восторге. Кто-то называет это направление  «арт-хаус»?  Что  ж  - пусть будет так.

В центре фильма «Затмение» героиня Моники Витти.  Её роль – это уже не эпизод, как  в  картине «Ночь».  Здесь актриса проявляет свой талант в полной мере, благо сценарий (вновь с участием  Т. Гуэрра)  позволяет. Моника играет изумительно, а , главное, стильно. Так, как ее научил Микеланджело Антониони. До сих пор на экране встречаются  актрисы, взявшие на вооружение образ Витти в этом фильме,  копирующие ее задумчивую манеру,  элементы одежды  и прическу. Даже в российском кино есть примеры.  Фамилии называть не стану – кто знает, тот  поймёт.

После тревожной атмосферы « Ночи», фильм « Затмение» производит впечатление маленького праздника жизни. Его не омрачают  начальная сцена расставания героини с когда-то любимым человеком,   и  даже сцена катастрофы  автомобиля.  Может быть, дело в том, что большая  часть действия происходит днем, когда много света, когда вокруг много красивых лиц и красивых пейзажей…  Показалось,  что название «День» для «Затмения» тоже было бы неплохим вариантом.

               Основная сюжетная линия фильма – развитие любовных отношений героини и героя (его играет молодой Ален Делон). Мы уже привыкли, что в современных фильмах любовь сопровождают нервные потрясения вплоть до истерик, детективные сюжеты, страстные объятия с раздеванием, переходящие затем в «разбор полётов» со  взаимными обвинениями. И, по правде говоря, таким трафаретным  сюжетам не особо-то веришь.  Как бы авторы не силились доказать обратное.

В фильме Антониони ничего этого нет.  Но есть зыбкая атмосфера  взаимной симпатии и неуверенности, аура лёгкой романтики.   Герои Антониони не заламывают руки в стиле «люблю до безумия», а внимательно изучают, присматриваются друг к другу в стиле «кажется, люблю».  И эти отношения вызывают доверие и понимание. Встречаются  два,  в общем-то,  совершенно  разных человека, а притяжение возникает.  И что будет дальше, предсказать невозможно. Именно так в жизни и бывает. Или я ошибаюсь?

Если говорить о структуре фильма, то наибольшее впечатление произвела сцена на аэродроме, в которой удивительно точно передана уютная  добрая атмосфера  60-х годов, которую  чуточку удалось  застать. Сцена вызвала прилив теплоты и волну воспоминаний. Наверное, не  у одного меня.  Это ведь и есть признак гениальности произведения искусства, не так ли?





октябрь 2012

Ещё несколько кинорецензий -
http://www.proza.ru/avtor/tektonika&book=7#7

Клип с видео из фильма - на ютуб канале "Сергей Горцев"