Дача осенью

Франц Грохольский
 В конце первой недели сентября я сообщил домашним, что в следующую субботу мы идем на дачу копать картошку. Это было сказано для того, чтобы все домочадцы прониклись важностью этого мероприятия и осознали, насколько это необходимо и неизбежно. Не знаю, как они восприняли это сообщение, но дома наступила тишина. Жена вдруг заявила, что у нее нет нужной обуви и много чего еще. Глядя на нее, остальные тоже вспомнили о своих проблемах, которые требуют незамедлительного решения. Сложное это дело, отрываться от своих любимых занятий и вникать в прозу жизни.

  Женщины медленно переключаются на новую тему и, через некоторое время, находят в ней даже что-то привлекательное. Интересно будет встретиться со старыми знакомыми, которых давно не видели, поговорить с ними на любимые темы, узнать и увидеть что-то новое. В конечном счете, вспомнив прошлые походы, решили  что поработать на даче, наверное, не так уж и плохо.

  Да, а вот об основном чуть не забыли - как говорится,  война войной, а обед по расписанию. Необходимо взять с собой что-нибудь перекусить, а то вдруг проголодаемся, поэтому, прежде всего надо подумать о шашлыках и заготовить все к ним сопутствующее. Этот вопрос оказался очень важным, на его фоне все остальное потеряло свою актуальность. Хозяйка - молодец. Она сразу прониклась и озаботилась так, как будто мы собираемся ехать на целый месяц в какую-то дальнюю экспедицию. Дочки от нее не отстают, внося свою лепту в обсуждение, перебивая друг друга и вставляя дополнения.

  Внук громко выражает свое недовольство, перебирая варианты доказательств, почему он не может участвовать в этом мероприятии. Все его отмазки решительно отвергаются в три голоса и он, понимая бесполезность своих аргументов, вынужден подчиниться большинству. Зять благоразумно молчит и начинает подключаться к общим заботам.

  До субботы еще два дня. Телефоны все это время звонят не умолкая. Идет активная проработка предстоящего мероприятия , попутно обсуждается много других тем. Разговоры о даче, сапогах, шляпах, кремах нескончаемы. Я чувствую, что все уже устали от этих приготовлений и, похоже, назревает бунт. Мне, как гаранту мира и громоотводу в одном лице, приходится прикладывать много дипломатических усилий, чтобы достичь консенсуса.
Наступает суббота. Мы, нагруженные как для дальнего похода, отправляемся пешком на дачу.
  Стоит теплая, безветренная погода, что в наших краях редкость. Пешая прогулка уже приключение. Чего только не повстречается на пути, да и подышать свежим воздухом и поглазеть по сторонам тоже большое удовольствие. Пока шли, я обратил внимание, что на дачах работает много людей, и лопата – их главное орудие производства. На одних работа завершается, стоят полные мешки картошки, а хозяева и их помощники, сидя, кто на чем, отдыхают. На других работа в полном разгаре. Ни музыки, ни веселья. Все трудятся как пчелы над гречишным полем.
Обычно от дома к своей даче я иду пешком минут двадцать, а сегодня мы идем не торопясь, чинно здороваясь то с моими друзьями, то с приятельницами жены. Своим знакомым она каждый раз во всех подробностях объясняет, куда идем, чем там будем заниматься. Наверное, это такая женская церемония.

  Останавливаемся у одной из дач. Завидев нас, хозяйка, Валентина Ивановна бросает все дела и начинает с моей женой оживленно обсуждать итоги августовских совещаний учителей, о своих нагрузках на этот учебный год и прочих школьных делах. Разговор плавно переходит на успехи внуков, и, наконец, урожай нынешнего года. Меня удивляет, как это они, не умолкая ни на минуту, умудряются слышать друг друга. Ее домочадцы загружают машину овощами, а картошку копать собираются немного погодя.

  Вот выносят тыкву, килограммов под тридцать и хозяйка скромно сетует, что они в этом году не совсем удачные. Я из вредности говорю ей, что один китаец вырастил тыкву на восемьдесят килограммов, но хозяйка свою в обиду не дает и велит притащить еще одну. Эта значительно больше первой и я сознаюсь, ее тыквы очень даже хороши, у меня такие не вырастали. Убедившись, что я посрамлен, она успокаивается.

  Под яблоней кучкой лежит свекла, штук двадцать. Из одной такой можно приготовить борщ для целой бригады. Лежат кабачки «цуккини», в корзинах помидоры «бычье сердце» и баклажаны. Каждый овощ поражает своим здоровым видом. Нет, в магазине такое не покажут, разве что на базаре да на выставке достижений дачных умельцев.
 
  Мы прощаемся. Валентина Ивановна вручает моей жене три розочки необыкновенной расцветки. Я не специалист описывать красоту розы, говорят, индейцы какого-то там племени, отличают 115 оттенков красного, мне до них далеко. Заметил, что на концах лепестков золотые пятнышки. Поблагодарив хозяйку, мы трогаемся в путь.
  Проходим мимо дачи моего коллеги. Видимо, он время зря не терял и теперь у него потребность с кем-нибудь обсудить мировые проблемы. Завидев нас, он здоровается и делает мне таинственные знаки. Жена без труда расшифровывает их и недовольно хмурит брови.
 
  Дошли до дачи. Определяемся, как нам лучше расположиться. В уютных зарослях вишни стол и лавки по бокам, ни ветер, ни соседи с улицы, никто не помешает. Внук вызывается разжечь костер. Я устанавливаю мангал и приношу дрова. У меня для этого случая все давно заготовлено. Жена и дочки начинают кипучую деятельность по части сервировки стола, зять разжигает мангал, внук целится на всех фотоаппаратом. Я вижу, что все при деле и иду копать картошку.

  Бульба, правда, уродилась знатная. Отбираю клубни примерно одинакового размера. Печеная в золе картошка – это еда царская, вкуснее еще ничего не придумали, да и не надо. Может быть, это только мое мнение, но я вижу, с каким аппетитом все едят ее, рассыпчатую, вдыхая вкусный запах.
 
  Почему я всех позвал на дачу? Вовсе не для того чтобы работать. Картошка – это только предлог, мне хочется, чтобы домочадцы не забывали дачу и друг друга. Из-за постоянной занятости не так часто мы собираемся вместе. У всех много разных забот и культпоход в таком составе получается редко. Скоро начнутся дожди, мне хочется, чтобы они и дача посмотрели друг на друга. Вроде небольшой участок земли, ничего особенного, но он тоже любит гостей, уход и ласку. Сейчас все разбрелись по ней и дают мне свои руководящие советы.
 
  В течение лета она щедро снабжала нас луком, чесноком, щавелем, кинзой, укропом, редиской, и молодой картошкой. Я уж не говорю об огурцах, помидорах, яблоках, вишнях, смородине и малине. В тени яблонь хорошо сиделось летом, ни о чем не думая, наблюдая за трудолюбивыми шмелями и пчелами. Забывая обо всем и отдыхая душой.
  Внук пошел проверять кусты крыжовника и горох, который специально для него посеян. Тщательно проверяет клубничную делянку, где иногда находит ягоды, как кот пробирается по малине, осматривая каждый куст в надежде найти сюрприз. Дома малину не ест, а здесь так прямо потерялся в зарослях.

  Наконец, шашлыки готовы, хозяйка созывает всех за стол, перекусить с дороги. Я забрасываю отобранную картошку в мангал и, пока мы едим шашлыки, она печется. На свежем воздухе аппетит у всех отменный. Разговоры прекратились, все заняты обедом. А вот и картошка поспела и на столе дополнительно к ней появляется жирная скумбрия, а на мангале кипит чайник - в Казахстане ведь живем. Чая нет – какая работа, чай попил – так спать охота. Шутка.

  Вдруг вспомнили о работе. Я успокаиваю, мы с зятем сами справимся, а они пусть пока занимаются своими делами. Жена идет проверить грядки. Она, как обычно, на зиму готовит острую фирменную приправу и проверяет, хватит ли моркови и чеснока. Это она напрасно. Все что нужно для ее деликатеса имеется в избытке. Беспокоиться не о чем.

  Появляются соседи по даче. Все здороваются друг с другом, интересуются урожаем и ревниво, особенно женщины, смотрят нашу картошку. Мужчины сразу принимаются за работу, а женщины собрались в кружок и начинают обсуждать какие-то важные новости. На соседней даче хозяин, опираясь на лопату, очень громко говорит, размахивая рукой, а на замечание своей жены отвечает: «Ты что, не видишь, я разговариваю по сотовому телефону?». На мой взгляд, он зря потратился. С таким голосом и без телефона можно разговаривать на дальние расстояния.

  Уже прошло много времени, работу мы закончили, накопали семь мешков и мелочи, ведра два. Из-за нее среди женщин разгорелся спор, каждая хочет взять себе больше, но делят поровну. Дома они жарят эту мелочь в масле и она, румяная и источающая восхитительный аромат, мгновенно, вместе с малосольными огурцами, съедается домочадцами. Очень вкусное блюдо – картошка орешками.

  Как обычно, в этом году дача снова порадовала обильным урожаем. Намечаются подготовительные работы к очередному сезону и новые планы. Неспешно и вдумчиво, с учетом ошибок и достижений нынешнего сезона, идет подготовка. Я уже никого не приглашаю и ни с кем не советуюсь, самостоятельно решая что и как. Жена и дочки идут домой с охапками цветов. Они еще долго будут вспоминать и с гордостью рассказывать своим приятельницам, что копали картошку, кого видели и с кем разговаривали, как они устали и перетрудились.