Художник Андрей Демин. Искусство - это о мрачном

Вячеслав Суханов
В нашем городе масса талантливых в творческом плане людей. Многие из них просто талантливы, а кто-то еще и успешен, с точки зрения реализации своих возможностей и идей. С одним из представителей такой плеяды творческих личностей, являющихся яркими представителями традиционного русского реализма, и при этом не затерявшимися в реалиях непростого современного бытия, мы и встретились в одном из старинных домиков на Валовой улице. Это художник Андрей Дёмин-младший, празднующий в этом году два юбилея – 50 лет со дня рождения (а родился он в Загорске, на Красюковке) и 30 лет с начала выставочной деятельности.
А младший – потому что есть еще Леонид Дёмин, заслуженный художник России, его отец…

Лекция о реализме

- Андрей, имея отцом известного художника, перед вами, наверно, не стоял вопрос кем быть?
- Нет, это с профессией отца не было связано. Просто в Доме пионеров я занимался в художественной студии.
- А почему не футболом, как большинство мальчишек?
- Наверно, с физкультурой было плохо (смеется). Нет, мой выбор профессии не от отца. Он, наоборот, любит говорить, что «я тебе ничего не предлагал. Работа художника – очень  сложная, и обрекать тебя на такую жизнь – у меня даже в мыслях такого не было…» А сам я рисовал, насколько себя помню, всегда, с юных лет, но без особых целей.
- А что отец сейчас говорит – похоже творчество нынешнего художника Андрея Демина-младшего на его собственное творчество?
- Думаю, нет. Время сейчас другое, и другие задачи стоят перед художниками. Другие люди, другие подходы. И поколение наше другое, к которому я отношусь. Все меняется. И невозможно что-то механически сохранить или, наоборот, изменить. ВРЕМЯ диктует все изменения.
- Из вашего ответа сам собой напрашивается следующий вопрос. Художник – это глаза эпохи, окружающей внешней среды, в которой он живет и творит,  или передача собственных переживаний, выражение своего внутреннего мира?
- Там есть все, но это не передача внешней жизни, а ОЩУЩЕНИЯ, общие ощущения ВСЕХ людей, от внешней жизни, которая сейчас есть. И если это передается, то это хороший художник считается. Если потом увидят, что это соответствовало тому представлению, какая была жизнь. И тогда он становится ХУДОЖНИКОМ. Люди говорят: Это очень НАПОМИНАЕТ, это очень известный художник…
- То есть, по-вашему, только тот может называть себя художником, если люди, рассматривающие его картины, говорят: да, все так и было. То есть, если он передал на холст не только свои личные ощущения, но и ощущения людей, которые будут его картину смотреть…
- Да. И о прошлом можно судить именно по ТАКИМ произведениям, передающим ритм и жизнь тех лет. А могут они и не ощущаться. Тогда художник НЕ выполнил своей задачи, своего ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ.
Когда смотришь картины 30-50-х годов, то прямо чувствуешь, какие были тогда люди, чем жили, чем дышали, к чему стремились. И не то главное, что на этих холстах нарисовано – главное, что передан ДУХ той эпохи.
И при этом художник сам не может знать, произошло это или нет. Он действует по наитию. И если только он начинает думать: а вот я сейчас ИЗОБРАЖУ, то, скорее всего, у него ничего не получится. Результат приходит независимо от его желания.
- Получается, если сейчас жизнь тяжелая, то какого-то радостного пейзажа с голубым, безоблачным небом быть не может?
- Ну, жизнь – она не тяжелая, - скорее напряженная, тревожная… Если вы имеете ввиду оптимистический пейзаж, то, наверно, не может.
- Но ведь хочется видеть и такой!..
- Понимаете, люди вообще думают, что картина дана им в УСЛАЖДЕНИЕ. Чтобы повесить на стену, чтобы красиво было, чтобы смотрелось. Чтобы вспоминалось что-то приятное. А на самом деле, когда они покупают картину, они надеются, что это произведение ИСКУССТВА. А искусство – это, в общем-то, О МРАЧНОМ. Вообще, в целом. Вспомните классическую художественную литературу, романы. Только фельетоны могут быть развлекательными, а все искусство – оно о том, что жизнь конечна, тяжела, неприглядна и т.п. Поэтому художники стремятся обходить, как вы говорите, все светлое и приятное.
- В каких жанрах работает художник Андрей Демин?
- В жанре пейзажа. Причем я стараюсь выйти именно на ПЕЙЗАЖ, а не просто на видоописание. Стремлюсь наполнить его смыслом, можно сказать, изображением Земли, как природного КОСМИЧЕСКОГО объекта, в котором существуют какие-то большие начала.
Но это сложно. Эту задачу до конца решить невозможно. Можно только продвинуться на этом пути…
- Есть разные стили в художестве – реализм, модернизм, кубизм, импрессионизм... Какой ваш?
- Конечно, реализм. Потому что реалистическое искусство является наиболее традиционным, оно развивается уже длительный период, при этом, конечно, и меняется, но не сильно.
- А откуда  растут его корни?
- Думаю, от Эпохи Возрождения, потому что от греческого искусства почти ничего не осталось. Сейчас искусствоведы пытаются все препарировать, разложить по полочкам. Вот это реализм, а вот это – не реализм.
- А почему вы танцуете от итальянской Эпохи Возрождения, а, скажем, не от русского пейзажа XVII-XIX веков?!
- Потому что основы реализма были заложены раньше, итальянцами. Все движется оттуда. Была венецианская школа, была флорентийская школа.
Венецианская школа – это Тициан, гений из гениев. Он создал так называемую колористическую живопись, в которой создается СРЕДА, в которую погружен изображаемый предмет. А в Флоренции творил Рафаэль. Это ЭСТЕТИКА – линии, краски. И это вторая сторона искусства. И оба этих начала, оба течения в реализме бесконечно разнообразны. Например, импрессионисты и модернисты создавали свою среду, а если взять плоскостные картины Матисса – они идут от Рафаэля. Я вот так это представляю (облегченно вздохнув, завершил свою лекцию Андрей Демин)…
 
Англия, Ирландия, Швейцария…

- В каких городах и странах проходили выставки, в которых вы участвовали?
- От Москвы до Новосибирска. От Англии до Китая. Так уж случилось, что я познакомился с одной женщиной, арт-дилером, когда она только начинала свою деятельность за границей, и она решила поработать в Англии, где у нее были какие-то контакты, и взяла туда мои картины.
- А почему она запала именно на Демина?
- Ей случайно попался наш альбом с картинами сергиево-посадских художников – и он ей понравился. И когда она поехала договариваться об организации художественной выставки российских художников в Англии, то прихватила его с собой.
- А кто был представлен в этом альбоме?
- Все посадское отделение Союза художников России, более ста человек. Это был юбилейный альбом, нашей организации как раз исполнилось 50 лет.
- И что произошло потом?
- И в Англии, в одной из лондонских галерей, выбрали две мои работы. И арт-дилерша меня разыскала, стала туда вывозить, выставлять в разных тамошних галереях. Сначала по одной, по две картины, потом по пять, по десять. Затем я сам поехал. Начались поездки, завязались контакты. Состоялась моя персональная выставка в Лондоне, в небольшой галерее, но в престижном квартале Мэйфер в районе улицы Пикадилли.
Вообще в распоряжении моего арт-дилера постоянно находится около 50 моих работ, и они кочуют с ней по разным галереям Англии и Ирландии.
- Это доказывает, что художественное творчество в России еще не умерло, раз вызывает такой интерес за рубежом…
- Да. Недавно у меня была очередная персональная выставка в Лондоне, где мои зимние пейзажи, по словам арт-дилерши, вызвали фурор. Может она меня обманывает? (смеется.)
«Ходят, - говорит, - в Королевскую академию художеств, которая рядом. Походят, походят, а потом – бегут в нашу галерею и жалуются, что там, в Королевской галерее, смотреть нечего, а тут, у вас, все так красиво!»
- А как, по ВАШЕМУ восприятию, относится к русской реалистической живописи западный зритель?
- Им нравятся пейзажи, природа, они это любят, хотя продается там преимущественно абстрактное искусство. При этом западному зрителю импонирует НАШЕ искусство. Они чувствуют, что реалистическая ШКОЛА еще существует, что у нас она еще не утратила своей силы, как у них, и даже еще развивается. И результаты получаются иногда неплохие. А на Западе реалистическое искусство сжалось в какие-то маленькие форматы, еле-еле теплится. Такого размаха, как у нас, в России, там нет. Такое ощущение.
- Участие в выставках в Англии – это только престиж или все-таки и коммерция тоже?
- И престиж, и коммерция. Арт-дилер очень хорошо зарабатывает на выставках.
- А художники?
- И художники тоже. Мне, например, от продажи идут 25 процентов.
- То есть, картины наших художников там все же продаются?
- Продаются.
- Где еще удалось поучаствовать в выставках?
- В Швейцарии. Там и выставка была, и продажи. А в Англии и в Ирландии, в Дублине, у меня будущей весной будут очередные персональные выставки.

Китайцы нас не понимают

- А кроме Европы где-нибудь выставлялись?
- Был я еще в Китае в эту зиму.
- И как китайцы относятся к русскому реалистическому искусству?
- Они относятся, можно сказать, плохо.
- Почему?!
- Не понимают ничего (смеется). Они по фэн-шую пытаются его оценить. Если на картине есть козлик, то это очень хорошо.  А если, допустим, на пейзаже изображена женщина, то это их уже настораживает. Это может внести в семью негативный момент, если такую картину повесить дома (дружно хохочем).
На одной выставке в городе Дуньин, где я тоже участвовал, была представлена картина какого-то русского художника, на которой был изображен яблоневый сад с опавшими яблоками. В траве лежат яблоки. Красиво. А китайцы все подходили и, недоумевая, тыкали в нее пальцами. Такого быть не должно, непорядок! Яблоки надо убирать. И они понять никак не могут – беспорядок абсолютный, а его еще зачем-то и нарисовали! (хохочем).

Три кита

- И последний вопрос. На каких трех основах держатся жизнь и творчество художника Андрея Демина?
- Во-первых, Сергиев Посад с его ландшафтами, пейзажами непередаваемой красоты. С его городскими холмами и старыми домиками, несущими в себе глубину и атмосферу времени. А они для художника важны. Когда находишься рядом с ними, когда изображаешь, то как бы растворяешься в том времени и чувствуешь себя причастным к тем  годам, когда искусство было ДРУГОГО качества…
Во-вторых, люди и художники, которые вокруг, которые поддерживают во всех отношениях – это и близкие, и родители, и коллектив. Без этого можно было бы оказаться в вакууме.
И последнее – это какое-то умение, когда сам себе иногда удивляешься: как это у меня ТАК получилось?! Вот и все…