Прощание с Кайчи... Ольга Вяткина

Литклуб Листок
      Закрываю глаза и память начинает перелистывать страницы моего общения с этим уникальным человеком…

- Доброе утро, Аржан!

- Доброе утро, Оля!

Так начинались многие из последних 792 дней моей жизни… Ранним утром, где-то часов в шесть, я набирала знакомый номер телефона и с облегчением  слышала его добрый голос.

- Как твои дела? – спрашивал он.

- Да знаешь, тоска какая-то навалилась… Ничто не радует…

- Конечно, я знаю, так бывает, - говорит он,- потерпи еще пару дней и все будет нормально. Только поставь на окно стакан чистой воды…

- Хорошо… А как у тебя настроение? – в свою очередь спрашиваю я.

- Ааа, все нормально… Еду сегодня далеко. Люди помочь попросили. Ребенок заболел.

- Надолго уедешь?

- Не знаю. Как получится….

- Бросаешь меня на произвол судьбы? – как бы в шутку говорю я.

- Не говори так, Оля! Я никогда тебя не брошу! – с обидой в голосе говорит он.

- Скажи мне что-нибудь хорошее про то, что ждет впереди, -  прошу я, как ребенок.

- А впереди у тебя все будет очень хорошо! Небо там голубое…

Я глубоко вздыхаю, улыбаюсь, поднимаю глаза к рассветному небу и благодарю Бога за то, что живу, а Аржана за то, что утешает…

       Кто он? Мой друг –  Кайчи – Сказитель. Некоторые звали его Большим Шаманом, но сам он себя никогда так не называл. Скажете, что он использовал обычные методы работы любого психоаналитика? Может, так оно в какой-то мере и было, но для меня каждый разговор с Кайчи, каждая встреча - в первую очередь, духовное общение, которого так не хватает в нашей жизни.

- Аржан, представляешь, я вдруг неожиданно для самой себя написала маленький рассказик про свой дом. Сама не пойму, что со мной стало?

- Это очень хорошо, Оля! Ты должна писать, нести людям добро своим словом. Так предначертано тебе.

- Кем предначертано? – мелькает у меня в голове вопрос. А Аржан продолжает:

- Я расскажу тебе один сюжет. Сам я писать не умею, а ты его опишешь…

И сбивчиво, подбирая русские слова взамен родных, алтайских, рассказывал о Кедренке, Кукушке, своей тоске, о человеке, который хотел сорвать все цветы Земли… Я его переспрашивала, уточняла, потом садилась, включала свое воображение и… получалось то, что получалось… Я читала ему небольшие миниатюры по телефону и спрашивала, это ли он хотел передать, правильно ли я поняла его идею.

- Да-да, Оля, именно это я и хотел сказать. У тебя очень красиво получилось!

Так он благословил мои первые творческие попытки. Вряд ли во мне есть какой-то настоящий литературный талант, но то, что я изредка пишу, наполнено искренностью, и самое главное – помогает мне самой стать лучше, чище, добрее, а, может, и еще кому-то...

      Как-то Аржан сказал, что порой бывает, что у внешне красивых людей очень уродливые души, а у невзрачных на вид – очень красивые… Вот я его и спрашиваю, как он видит того или иного человека, оказавшегося на моем жизненном пути.

- Аржан, у моего брата есть жена – современная, успешная, умная, интересная внешне молодая женщина. Но она такая бесцеремонная! Пытается меня использовать, порой тонко оскорбляет, а я терплю, боюсь испортить отношения с братом. Почему она такая? Как мне правильно вести себя с ней?

- Не думай о ней плохо, Оля, она просто тебе завидует. У нее это со временем пройдет, она станет добрее…

И так почти обо всех людях, про которых я у него спрашивала.  Как будто он в каждом пытался отыскать только светлые стороны души.

- Аржан, у меня появилась новая подруга. Познакомились через Интернет на почве общих интересов: она пишет стихи, а я их просто люблю. Вчера впервые встретились с ней лично. Мне она очень понравилась: светлая, романтичная, деликатная, очень хорошо образованная. Но ты же знаешь, я плохо разбираюсь в людях. Мне все кажутся хорошими, а потом больно разочаровываюсь…

- Нет, Оля, она добрый человек и не принесет тебе никакого зла. И еще – она очень хорошо тебя чувствует…

Не думаю, что если бы Аржан сказал, что моей новой подруге нельзя доверять, я перестала бы с ней общаться. Просто это общение я ограничила бы сферой наших общих интересов, а не распахивала бы перед ней всю свою душу…

      Категорически плохо он отозвался о единственной женщине, попавшей в поле моего зрения. Он сказал, что она преступила закон – черной магией завладела другим человеком, совершив насилие над его душой. И теперь душа этого человека мучается и на грани смерти. И эта глупая, жестокая и безответственная женщина дорого заплатит за свои деяния. Такое не прощается. Ей придется за все отвечать.
Я никогда не просила его о каком-то волшебстве-колдовстве, потому что мне это, во-первых, и не надо, а во-вторых, я считаю это недопустимым. Да и от других я слышала, что Аржан никогда не соглашался на темные дела и выгонял таких просителей взашей.

- Аржан, почему люди несчастны? И где мое счастье? – осторожно спрашиваю его я, чувствуя себя обиженной и покинутой всеми.

- А счастье, Оля, оно только внутри тебя, и ни от кого не зависит. А равновесие душевное тебе надо искать в общении с природой, – говорит мне он.

И я иду на берег своей любимой Катуни, прислушиваюсь к ее говору, смотрю на отражение деревьев в воде, на круги от плеснувшей рыбы, вижу летающих низко ласточек, и душу постепенно наполняет умиротворение, на губах появляется улыбка, и грудь отпускает давящая боль.  А где же он сам брал лекарство от своей смертельной тоски, про которую часто говорил?..

- Добрый вечер, Аржан!

- Добрый вечер, Оля! – глухим голосом приветствует он меня.

- Слышу по голосу, что ты очень устал. Много людей сегодня принял? Тяжелые были люди?

- Много… И тяжелые были, недобрые…

- А зачем же ты тратил на них свои силы? Почему не отказал? – возмущаюсь я.

- Не могу я людям отказывать в помощи… Не имею права…

- Да кто же так установил? – с болью думаю я.

- Оля, говори еще что-нибудь. Я, когда слышу твой голос, душой отдыхаю…

И я начинала болтать всякую всячину о прошедшем дне, прочитанных книгах, случившихся встречах, читала стихи. Мне было приятно и даже немного льстило, что я могу радовать человека, от которого все только берут…
А он так и жил, не принадлежа сам себе, выполняя какую-то порученную ему миссию. А еще он много лечил людей данной ему силой. Думаю, что данной Богом. От простого прикосновения его рук у меня исчезли две хронические болезни. Врачи, проводившие мое обследование до и после того, только разводили руками и, поднимая глаза к потолку, констатировали чудо.

- А Бог есть, Аржан? Душе моей близка православная вера. Но я не крещённая. Только подхожу к этому…

- Бог, Оля есть и он един для всех, независимо от того, кто и как ему молится, - отвечает он серьезно.

А вообще, он всегда говорил с улыбкой и даже чуть-чуть подсмеиваясь таким хорошим-хорошим смехом.

- Ааа, все понятно, - смеясь, говорил он на какой-нибудь рассказ о моих проблемах.

И вдруг эти проблемы становились такими мелкими, ведь он над ними посмеялся.

- А еще надо смотреть знаки, - говорит он.

- Какие знаки? Как их распознавать? – думаю я.

Вот мы с Аржаном встретились на вокзале и усаживаемся в мою машину.  Ясный летний день, я вся воздушно-неземная – нарядная, радостная. И тут с моей стороны к машине подходит немного нетрезвый парень и, наклонившись к открытому стеклу, говорит: «Какая вы красивая!» И проходит дальше.

- Спасибо! – со снисходительной улыбкой отвечаю ему я.

А Аржан говорит:

- Это очень хороший знак – человек увидел твою красоту и послал тебе добро…

      Я знаю, что он говорил с Великими Духами, выполнял то, что  должен был выполнять –нес добро, свет, утешение и исцеление всем людям, приходящим к нему, не говоря никаких лишних слов, не посвящая нас – непосвященных в эти таинства.

      Только вот земной жизни этому Сверхчеловеку было отмерено совсем мало…
      Он скончался в возрасте 34 лет во сне от разрыва аорты. Сам он знал что с ним должно случиться, говорил, что долго жить не будет. Но нам, простым смертным, - его родным, друзьям принять его смерть естественно не удается. Для нас его уход – огромное горе. Горе утраты. А для него? Освобождение? Перевоплощение? Неведомо нам… Только глядя в голубое осеннее небо наполненными слезами глазами, я шепчу: «Великое Синее Небо, прими душу Аржана. Пусть ему там будет хорошо!»