Интервью 1989 года

Михаил Анохин
                Документ N 173 
из книги профессора Л,И. Лопатина «Рабочее движение Кузбасса. Сборник документов».

Привожу этот материал потому, что не хочу на манер некоторых, «рвать на части свою совесть», как рвали партбилеты, когда они перестали  «кормить и поить». Я не хочу отрекаться от себя каков бы я не был! Не хочу казаться ни лучше, но и не хуже чем был.
О нас много чего налгали и лгали как правило люди робкие и подлые те самые который из опасения "как бы чего не вышло" растоптали горящее сердце Данко!
Это они бешено  гогоча проскакали по жизни таких людей как Пашка Карчагин, как Василий Шукшин, как Теймураз Авалиани наш кузбасский Сахаров.
Я отвечаю перед своей совестью и перед Богом за каждое своё слово, за каждый свой шаг и хотя с высоты прожитых дней мне мои  отдельные слова и поступки кажутся глупыми, но вот что важно – они мне такими не казались тогда, когда я их произносил.
Этому документу самое место в моей исповедальной книге «Записки забастовщика», куда я его и вставляю.

СПРАВКА.
Михаил Петрович родился в с.Калары Таштагольского района в 1944 году. Жажда познания жизни не из книг заставила не раз менять профессию, место жительства. Промрабочий на судах тралового флота в Петропавловске-Камчатском, проходчик горных выработок в геологоразведочных партиях, столяр-плотник (первая его специальность, полученная по  окончании училища) , машинист башенного крана. Сегодня он автогрейдерист Прокопьевского ДСК, коллектив которого и выдвинул Анохина кандидатом в депутаты сразу двух Советов - городского и РСФСР.
Он прекрасный собеседник, поэт. В Алтайском издательстве вышла книжка его стихов: «Первая ступень». Не раз публиковался в центральных журналах - в «Звезде», «Неве», в краевых и областных газетах. Женат.
Дочь в,11 классе, сын - в 8-м.

- Нашу беседу с кандидатом в народные депутаты РСФСР по территориальному округу 442 М.Анохиным мы начали с общего вопроса:
- Что движет вами, какую цель преследуете, баллотируясь в Совет?
- Два мотива - личный и общественный. Первое - мне важно реализовать свое видение политической ситуации в стране, свое понимание проблем в конкретных решениях. И второе - я член Прокопьевского городского рабочего комитета. Работая в нем, понял, что реализовать стоящие перед  комитетом задачи без парламента России и Союза невозможно. До правительства не доходит стон народа, его боль. Надо в Совете республики открыто сказать, где жмет, где болит.
Чуть подробнее о личном мотиве. Он восходит к философии Гегеля, у которого в «Философии религии» есть замечательная мысль: совесть в отличие от закона бесправна в государстве. Но если государство имеет нравственное устройство, то в таком государстве совесть и закон совпадают.
Моя задача - добиться построения такого, «совестливого» государства, принимая участие в ваконотворческом процессе. У нас ведь часто бывает  так: человека осудили по закону, а совесть наша возмущена. Человеку дали  квартиру по закону, а совесть не соглашается. Правовое государство - это  не просто наличие законов на каждый случай жизни, а когда эти законы  отвечают, соответствуют развитой совести или приближаются к ней.
- Насколько программное заявленье Союза трудящихся совпадает с вашими взглядами на выход из сегодняшней тупиковой ситуации?
- Я член Союза трудящихся. Нередко спрашивают, не создаем ли мы еще одну бюрократическую структуру? Обманывать не хочу - не знаю. Но означает ли, что такой Союз не нужен? Нет. Союз будет таким, каким мы  его сделаем. Платформа Союза трудящихся совпадает с моими взглядами. Я за рыночные отношения. Их внедрение, вероятно, будет непростым. Но всю лихорадку начального периода пережить необходимо. К тому же, если  мировое сообщество увидит, что мы становимся на ноги, оно, вероятно,  поможет нам распрямиться, занять вертикальное положение. И мы научимся ходить. Это в интересах всей цивилизации.
Мы долго находились на четвереньках, в скрюченном состоянии. Пытались бежать к светлому будущему на карачках. Из этого, конечно же,  ничего не получилось. И не могло получиться. Потому что человек ­ прямоходящ.
                Интервью взял В.Попок.