Красноречивое безмолвие постмодернизма

Анна Петросян
В Сочинском художественном музее проходит выставка современного искусства Австрии «Абстрактность-фигуративность»
Открылся вернисаж в один из дней Международного инвестиционного форума “Сочи 2012» и стал одним из центральных событий фестиваля австрийской культуры. Полотна художников разместили в трех просторных залах второго этажа музея и в огромном зале – на третьем. На месяц на втором этаже поселилась фигуративность, на третьем – абстрактность. 
- Выставка «Абстрактность/Фигуративность. Современное австрийское искусство. Представлено Strabag Kunstforum» в Сочинском художественном музее вовсе не предполагает раскрыть всю комплексность современного художественного творчества Австрии, - заметил куратор выставки Эдельберт Кёб. – Она скорее дает очень сжатое представление о двух абсолютно противоположных и, тем не менее, существенных аспектах современного австрийского искусства, представляя при этом «абстрактность» лишь некоторыми примерами и довольно широко освещая «фигуративность».
Воспринимать в контрасте результаты творчества австрийских авторов было очень даже интересно. Если на втором этаже каждая картина захлестывала зрителя множеством смыслов, заложенных в символах, их сочетании, в характере линий и пятен, то абстрактность этажом выше умиротворяла своей бесконечной многозначностью, где господствовал цвет и экспрессия. Первая давала много тем для размышлений, вторая, скорее, дарила настроение и чувства.
На биеннале представлены работы наших современников, молодых австрийских авторов, некоторые из них даже приезжали в Сочи в дни открытия выставки и создавали свои полотна непосредственно в залах художественного музея.
- Мне интересно это направление в искусстве, - говорит сочинский художник Антон Корнюхин, рассматривая графику на втором этаже. – Запомнились портреты цветными карандашами Михаелы Гизетти, большое многофигурное полотно с подписью, оканчивающейся на музейном паркете. Видно, в каком направлении мыслят современные австрийские художники.
- А мне, наверное, ближе абстрактность, - вступает в разговор сочинский дизайнер Петр Пивоваров. – С одной стороны, об огромных ярких полотнах можно много говорить, с другой, - хочется молчать и настраиваться на свои ассоциации. Авторы наслаждались процессом живописи, мы теперь воспринимаем результат.
«Поиск истинной сущности живописи, которая открывается лишь посредством отказа от предмета, иначе говоря, за счет освобождения от формы и цвета, стал центральным мотивом модернизма и остается и по сей день задачей постмодернизма, - говорится в программке в зале абстракции. – Среди многочисленных вариантов абстракционизма в 50-е годы в качестве его самой радикальной формы сформировалась так называемая аналитическая или процессуальная живопись».
Объяснять все это непросто, легче пойти и посмотреть, выставка открыта до конца октября. Что касается меня, то мне ближе абстрактность. Особенно впечатлила работа Якоба Гаштайгера – без названия, лак по акрилу на холсте, тёплый черный – блестящий на матовом. Любопытна «Сказка» (о милой беседе) Ансельма Глюка. Акрилом на холсте – разноцветные «человечки». Позитивная и запоминающаяся картина.  Залы фигуративности почему-то обострили тревожность, настороженность, в картинах так много «острого», символов на грани, и ты начинаешь все это впитывать и осмысливать. Абстрактность же своими большими цветными полотнами будто очищает эмоции, дает простор мыслям и позволяет увлечься вихрем полутонов и случайных линий. Восприятие искусства субъективно, от этого оно всегда свежо и для каждого нового зрителя предстает в новом и незнакомом образе. Этим-то оно, мне кажется, и ценно.