Человек с двумя лицами

Анна Куше
Когда-то давно я знал одного человека. Он был молод, красив и, наверное, в чем-то талантлив. И у этого человека было два лица: одно спереди, а другое сзади. Часто, когда он улыбался, лицо на обратной стороне выражало такую невероятно сильную боль, что она проникала в меня, словно инопланетное существо, и пожирала меня изнутри. Я смотрел, как человек смеется, и не мог понять, кто же дал ему право носить эти два лица и обманывать нас.
Однажды человек решил устроить вечеринку. Он пригласил своих друзей и знакомых на край обрыва и пообещал чудесное красочное представление. Играла музыка, молоденькие мальчики разносили подносы с изысканными угощениями и различными напитками, дамы сверкали великолепными нарядами, мужчины были галантны. И вот, когда настало время, человек подошел к краю обрыва и приказал всем закрыть глаза в ожидании сюрприза. Музыка стихла, гости замерли в предвкушении шоу. Я знал, что человек улыбается, а второго лица, обращенного к пропасти, мне не увидеть, и я так же как все стоял с закрытыми глазами и ждал. Спустя пару мгновений над нами прогремел салют, мощный, красочный, всеобъемлющий. Казалось, что само небо падало на людей тысячью огней. Все смотрели вверх, радостно приветствуя фейерверк, а я смотрел на человека. Он, все так же улыбаясь, сделал шаг назад и сорвался в пропасть. Когда гости, насладившись салютом, подошли к краю и посмотрели вниз, человек лежал, распластавшись бесформенным силуэтом, на камнях. Лицо его по-прежнему выражало радость. И вдруг кто-то из  присутствующих звонко зааплодировал. Остальные гости в замешательстве переглянулись и спустя мгновение подхватили овации. Радостный смех, шум, восторг заполнили пространство и достигли человека на камнях. Медленно, осторожно он поднялся на ноги и помахал нам рукой. Я чувствовал, что что-то переменилось, но пока еще не мог понять что именно. Когда человек поднялся к нам вновь, я понял: его лицо больше не смеялось. И более того:  больше не было двух лиц, осталось лишь одно, то, которое никогда не смеялось.
Позже мы встретились с ним в городе. Я был обременен какими-то вечными делами и проблемами. Бесконечная спешка и суета настолько утомили меня, что я едва узнал его в толпе проходящих мимо людей. Но человек остановился и взял меня за руку. Пальцы его были холодны и слегка дрожали. Я видел, что он взволнован и чем-то невероятно опечален, но я спешил. И к тому же человек с одним лицом более не интересовал меня так, как раньше. Я попытался поскорее уйти, отделавшись стандартными фразами при встрече, но он лишь сильнее сжимал мою руку. Пришлось согласиться зайти с ним в ближайшее кафе. Человек ничего себе не заказал, просто смотрел на меня глубоким вкрадчивым взглядом, пока я пил сок и ждал, что он хочет мне рассказать. Но он продолжал молчать, я начал нервничать, встал из-за стола и сказал, что ухожу. Тогда он заплакал. Заплакал так, словно в жизни его случилось огромное горе, нечто непоправимое. Я успокоился и вернулся за стол. “У тебя кто-то умер?” - спросил я. Он прекратил плакать и внимательно посмотрел мне в глаза: “А разве ты не знаешь?”. “Нет”, - ответил я. Человек откинулся на спинку стула и глубоко вдохнул. Затем он закрыл лицо руками и несколько минут сидел так неподвижно. Всхлипывания прекратились, человек успокоился. Когда он убрал руки, на лице его я увидел радостное выражение. Глаза блестели, рот его то открывался, то снова расплывался в улыбке, словно он собирался сообщить мне нечто важное и трогательное. Человек встал из-за стола и бодрым шагом направился к выходу. Я смотрел ему вслед и не мог поверить своим глазам: сзади у него было еще одно лицо. Оно не улыбалось и не плакало, но было слегка опечалено чем-то. Я никогда ранее не видел этого лица, оно было чужим и незнакомым.
Я выбежал из кафетерия, пытаясь догнать человека с двумя лицами, но он растворился в толпе. Весь день я блуждал по городу. Я устал и замерз. Я отключил телефон и не хотел никого видеть. Я вернулся домой поздней ночью. Разделся, принял душ, а потом долго лежал с открытыми глазами. Еще до наступления рассвета я понял: у человека с двумя лицами умер я.