В службе честь. Часть 3. Воспоминания. Эпопея Инди

Борис Шадрин
Михайлов Юрий Георгиевич

Родился 03 марта 1946г. в городе Владивостоке.
В 1970 году закончил штурманский факультет ТОВВМУ им. С.О.Макарова.
В рядах ВМФ с августа 1965г.
C 1970 по 1999 годы, в различных офицерских должностях, проходил службу на соединениях Тихоокеанского флота:
- с августа 1970г. по октябрь 1972г. – командир ЭНГ БЧ-1 ПЛАРК «К-23» 26 дивизии атомных подводных лодок;
- с октября 1972г. по сентябрь 1976г. командир БЧ-1 ПЛАРК «К-23», «К-31» 26 дивизии атомных подводных лодок;
- с сентября 1976г. по сентябрь 1978г. – старший помощник начальника штаба 26 дивизии подводных лодок по оперативной части и боевой подготовке;
- с сентября 1978г. по июнь 1983г. – старший помощник начальника штаба 4 флотилии атомных подводных лодок по оперативной части и боевой подготовке;
- с июня 1983г. по январь 1990г. – начальник штаба - 1-ый заместитель начальника тыла 4 ФлПЛ;
- с января 1990г. по декабрь 1992г. – заместитель командира 8 ОПЭСК по тылу – начальник тыла эскадры (Индийский океан);
- с декабря 1992г. по август 1995г. – заместитель Командующего Приморской флотилии по тылу – начальник тыла флотилии;
- с августа 1995г. по март 1997г. – начальник штаба – 1-ый заместитель начальника тыла Тихоокеанского флота;
- с марта 1997г. по август 1999г. – заместитель Командующего Тихоокеанским флотом по тылу – начальник тыла флота.
С августа 1999г. по октябрь 2002г. – заместитель ГК ВМФ по тылу – начальник тыла ВМФ.

В 1980г. окончил академические курсы ВМА им. А.А. Гречко.
В 1986г. окончил заочное отделение Командного факультета ВМА им. А.А. Гречко.
В 1992г. окончил академические курсы Военной академии тыла и транспорта.

Воинское звание контр-адмирал присвоено в декабре 1994 года.
Воинское звание вице-адмирал присвоено Указом Президента РФ от 12.06.1999г. №748.
Кандидат экономических наук.
Заслуженный военный специалист РФ.
Имеет более 50 опубликованных научных статей.
С мая 2006г. - январь 2009г. – Председатель Исполкома Региональной общественной организации адмиралов и генералов ВМФ «Клуба адмиралов».
Уволен в запас по выслуге лет в Вооруженных Силах РФ указом Президента РФ в октябре 2002 года.

Эпопея Индийского океана

1. В Индийском океане - на суше и на море

После установления 1977 году в Сомали проамериканского, авторитарного режима Мохаммеда Саид Барре, наши дружественные связи с этой страной прекратились и по этой причине мы вынуждены были ликвидировать наш ПМТО, который располагался в те времена в порту Бербера с 1964 года. Поскольку в Индийском океане на постоянной основе находилась 8 оперативная эскадра ВМФ, то она, естественно, не могла там существовать без пункта материально-технического обеспечения. Вот тогда-то по соглашению между Эфиопией и СССР нам и был передан для обустройства под ПМТО остров Нокра архипелага Дахлак. Место, с точки зрения военных специалистов, было совершенно не годное для размещения там пункта обеспечения эскадры по следующим причинам.
Во-первых, из-за узкого пролива с быстрым течением (до 3-х узлов), там был очень сложный в навигационном отношении заход в бухту Губейт-Мус Нефит, и поэтому наши корабли и суда вынуждены были заходить в бухту только в светлое время суток, а это было опасно по причине постоянных обстрелов.
Во-вторых, на острове не было пресной воды, а суточный ее расход составлял 100 тонн, так как кроме обеспечения водой личного состава ПМТО мы давали ее и эфиопским военнослужащим, расположенным там же. По этой причине каждые 10 суток на ПМТО заходил танкер с водой для пополнения ее апасов. Как это было и хочется рассказать, т.к. я непосредственно в 1990-91гг. участвовал в организации проводок этих судов или «караванов», так мы их называли в наших переговорах и донесениях.
В июне 1990 года на ПМТО из состава 8 ОПЭСК, с целью доставки воды, был отправлен танкер «Печенга». Старшим на переходе был назначен я. За водой мы зашли в порт Аден, где взяли на борт 900 тонн пресной воды и пошли в Красное море.
После прохода Баб-эль-Мандебского пролива состоялось рандеву с кораблями сопровождения, МТЩ «Разведчик» Черноморского флота и «АК-310» Тихоокеанского флота. Это было необходимым и обязательным, т.к. в Эфиопии шла гражданская война, а поскольку мы поддерживали правительство Менгисту Хайле Мариама, то сепаратисты всяческие препятствовали оказанию нашей помощи. Переход каравана, навигационно был расчитан так, чтобы в пролив в бухты Губейт-Мус Нефит зайти до наступления сумерек. Сепаратисты днем не нападали на нас, а внутри острова мы уже находились в безопасности, т.к. остров был в руках правительственных войск.
Приход на ПМТО танкера, как для наших специалистов так и для эфиопских военнослужащих всегда был праздником. Помимо воды мы доставляли и свежее продовольствие (овощи, фрукты, мясо и др.) Картина с утра была просто поразительная. Эфиопские военнослужащие несли оборону острова в опорных точках, а это вырытый в песке окоп, бруствер из мешков с песком, какое-то подобие блиндажа. Как правило, на каждом таком опорном пункте было до 10 солдат. От каждой такой точки, а их было более 50, на склоне холма, у которого стоял плавпричал, сидел боец с канистрами под воду, в ожидании момента выдачи ее на руки. За сутки мы раскачали воду на берег, выдали свежее продовольствие и через день, в вечерние сумерки начинали выход из бухты для доставки очередной партии воды.
Гражданская война в провинции Эритрея в Эфиопии, с переменным успехом, шла уже более двадцати лет. К концу восьмидесятых годов перевес оказался на стороне сепаратистов и бойцы НФОЭ контролировали всю материковая часть африканского побережья, за исключением территории хорошо укрепленных ВМБ и порта Массауа, а также наш ПМТО и архипелаг Дахлак. Выход и бухты Губейт-Мус Нефит  располагался юго-западной части острова Нокра и наши корабли, выходящие из нее, представляли для противника прекрасную мишень. Сепараты регулярно обстреливали их с побережья снарядами артиллерийских и реактивных установок. Но главная опасность была в другом. Более двух десятков быстроходных малых катеров, как правило шведского производства, на которых были установлены безоткатные 100 мм. орудия или 2 направляющие от установок «Град» постоянно доставляли нам беспокойство. Ночью катера двигаясь под двумя двигателями типа «Ямаха», догоняли караван по кильватерной струе последнего корабля сопровождения и обстреливали его. К тому времени от этих обстрелов у нас уже были потери, как убитыми, так и ранеными. В данной обстановке нужно было предпринимать радикальные меры и наш штаб эскадры придумал как это сделать.
На МТ «Разведчик» посадили группу минеров эскадры под руководством флагманского специалиста капитана 1 ранга В. Каюрова. Тральщик в караване поставили концевым. На нем кипела работа, минеры снаряжали и готовили к сбросу в воду большую мину. Она была приготовлена к взрыву с таким временным интервалом после сброса, чтобы эта волчья стая из катеров наскочила как бы на нее. После выхода из бухты, с окончанием коротких сумерек, наступила южная темнота, и радиометристы доложили, что наблюдают 15 малых целей, которые с кормовых углов начинают с нами сближаться. Дождавшись момента, когда они сгруппировались, мина по команде была сброшена с тральщика. По истечении расчетного времени раздался оглушительный взрыв, кормовой сектор вспыхнул ярким светом и наступила тишина. Через несколько минут с тральщика поступил доклад о том, что радиометристы на экране РЛС, наблюдают несколько надводных малоразмерных целей, которые находятся без движения и несколько целей уходящих на большой скорости в сторону берега. Операция прошла успешно, обстрел прекратился. Мы благополучно подошли к точке, где пересадили на танкер нашу группу минеров и расстались с тральщиком и артиллерийским катером. Они пошли на ПМТО, а мы в порт Аден за водой и свежим продовольствием для эскадры.
Утром от командования ПМТО, поскольку только они непосредственно контактировали с эфиопской стороной, мы получили информацию, что произошло. Из 15 преследовавших нас катеров девять были выведены из строя, при этом, 5 катеров утонули, а 4 катера были подобраны эфиопским сторожевым кораблем и отбуксированы на ПМТО. Нашему командованию, после этой операции, сепаратисты, через эфиопскую сторону, передали предложение, чтобы наши караваны ходили только днем и они не будут их обстреливать. Мы это условие приняли, но лучше от этого не стало, так как «сепараты» усилили обстрел непосредственно ПМТО. В конце концов, в начале 1991 года, мы фактических под огнем эвакуировали наш ПМТО. В середине этого же года, также была свернута деятельность наших узла связи и авиакомендатуры в порту Эль-Анат (Аден).
Обстановку, которая складывалась в тот период в этом регионе, поэтично описал Станислав Сахончик, участник этих событий:

Ветер Дахлака

Мне по ночам все чаще снится
И не избавиться никак
Далекий остров в Красном море
Со странным именем – Дахлак

Казалось, что в нем - голый остров
Песок, да сланник и вода,
Но памяти ночной причуды
Ведут меня опять туда

Туда, где русские матросы
Несли суровой службы груз
В те времена так было надо
Была держава, был Союз

Там чернокожие солдаты,
Зенитный чистя автомат
В певучий свой язык вплетали
Такой родной российский мат

Как заклинания звучали
Нам непонятные слова
Керен, Массауа, Дыре-Дауа,
Адисс-Абеба, Асмара

Там бунтовала Эритрея
И по ночам, презревши рок
На утлых шхунах шли повстанцы,
Везли оружье на восток

И часто взрыв во мраке ночи
Им ставил крест в конце пути
Дуэли в море скоротечны –
Здесь может лишь один уйти

И с закопченными стволами
Шли в базу с раннего утра
Порой с пробитыми бортами
Сторожевые катера

А на шкафутах под брезентом
Лежали мертвые тела…
Сейчас о том никто не помнит
Была война - она прошла

Исчез Союз… Песок заносит
Ушедших моряков следы
По пирсам одиноко бродят
Верблюды в поисках еды

Лишь змеи спят в разбитом доте
Клубком в прищуре амбразур
И никогда морской пехоте
Не встать на вышках в караул

Лишь изредка в своих рассказах
Бывалый помянет моряк:
«Была, браток, такая база
Со странным именем - «Дахлак»

Уж в небытие ушли те годы
Лишь иногда, издалека,
Ворвется в душу свежий ветер
Соленый ветер Дахлака

Эпилог

И только мысль меня уносит
За семь морей, и за десятки лет…,
Да снова в мыслях цепь грохочет
На рейде бухты Мус – Нефит

Индийский океан под нами
И пусть, как прежде, весел я
Вновь чередой перед глазами
Давно ушедшие друзья

В 1991 году СССР прекратил свое существование и наступила эпоха ВМФ России.
В августе 1991 года 8 ОПЭСК ушла из Индийского океана в порт Камрань (Вьетнам).
В истории же Российского ВМФ 8 ОПЭСК просуществовала до середины 1992 года и так же, как и 17 ОПЭСК, была сокращена. На этом постоянная боевая служба ВМФ Советского Союза и ВМФ РФ в Индийском океане закончилась. Российские корабли на долгие годы ушли из этой оперативной зоны.
Ну а Виктор Каюров, за успешно выполненную операцию, был награжден орденом Красной Звезды.

«А когда на море качка
и бушует океан…»

Памяти П.И. Фурса посвящается

В должности начальника тыла 8 ОПЭСК мне пришлось дважды на плавмастерских Северного Флота (1990 год ПМ-146, 1991 год ПМ-64), добираться к месту службы в Индийский океан. Это были наиболее удачные и массовые плавучие мастерские «польской» постройки проекта 303 и 304. Их строительство продолжалось с 1963 по конец 1980-х годов на Щецинской судоверфи в Польше.
Каждый раз приказом командующего флотом на переход назначался старший от флота. В 1990 году - капитан 1 ранга Бражник А.И., а в 1991 - капитан 1 ранга Кондрашов В.А.
От личной профессиональной подготовки моряка - командира в длительном походе зависит очень многое.
В первом походе качества морехода капитана I ранга Бражника А.И. оказались не на высоте, и ПМ-146 за 30 суток перехода из бухты Гаджиева до Суэцкого канала, попала во все шторма которые были на нашем пути.
Как это повлияло на экипаж ПМ-146 и хочется рассказать. Все плавмастерские польской постройки конструктивно были плоскодонные, и при своем большом водоизмещении вели себя на волне очень плохо. Даже относительно спокойное море в 3 балла вызывало у них сильную бортовую и килевую качку. То, что мы в этом походе собрали все мыслемые и не мыслемые шторма, вина была только старшего похода. У него не было большого опыта руководства кораблями во время длительных походов, когда от правильного анализа погоды зависит не только судьба корабля, но и здоровье членов экипажа.
На ПМ-146 было много матросов, которые впервые вышли в такой длительный поход через штормовые моря. В день выхода, 15 марта 1990 года, погода стояла солнечная, еще морозная, дул легкий ветер, на море волна - 2 балла. Но уже на выходе из Кольского залива плавмастерскую раскачало так, что часть молодых матросов, как постиранная матросская роба на бельевых шкертах, висела на леерном ограждении и пачкала борта. Организм человека вообще-то быстро приспосабливается к резким изменениям обычной жизни, но «морская болезнь» дело совсем другое. Здесь несколько вариантов: либо ты вообще не укачиваешься - таких меньшинство; либо укачиваешься, но быстро адаптируешься и привыкаешь - таких большинство; либо никогда не привыкаешь и укачиваешься постоянно - таких - остальная часть. Если двухбалльный Кольский залив плавмастерскую раскачал, то 3-х бальное Баренцево море вообще для укачивающихся стало пыткой. Уже через 6 часов нашего плавания на КП поступил доклад, что у одного из матросов острый приступ аппендицита. Собрался совет штаба эскадры, в котором было 11 человек. Среди нас находился и флагманский врач подполковник Фурса П.И. Петр Иосифович был профессионалом своего дела и классным хирургом. В сложившейся ситуации мы выработали решение, которое утвердил старший на походе капитан 1 ранга Бражник – в базу не возвращаться, операцию матросу сделать на борту.
То, что операцию нужно было делать, не было сомнения, т.к. Фурса матроса уже обследовал и доложил о срочной ее необходимости. В медицинском блоке плавмастерской была развернута операционная и Петр Иосифович благополучно провел операцию по удалению аппендикса.
Все 30 суток перехода мы находились в состоянии качки. То, что за переход Фурса сделал 9 операций по удалению аппендикса, которые воспалялись, и даже лопались, у молодых матросов с периодичностью по 2 случая в неделю, полностью ложиться ответственностью на командование корабля. Как потом показал анализ случившегося причиной этому были приступы тошноты, вызываемые «морской болезнью» у не опытных матросов, не привыкших к качке и плохое качество питьевой воды из-за ее болтанки в цистернах. Ну не умел капитан 1 ранга Бражник подбирать нужный курс и скорость, чтобы уменьшить качку, да и командир ПМ-146 тоже был неопытный.
В нашем случае плавмастерской просто повезло в том, что на борту оказался такой специалист-хирург как подполковник Фурса П.И., иначе с такими больными ПМ-146 пришлось бы возвращаться в базу, а это всегда позор для моряков. В те времена походы кораблей в Индийский океан для несения боевой службы уже стали редкостью, и пойти в длительный, до 6-8 месяцев, поход было очень престижно и почетно. Досрочное возвращение в базу из любого похода всегда оценивалось командованием, как чрезвычайное происшествие. На флоте командиры таких кораблей были не в почете.
И совершенно другим оказался поход в Индийский океан в 1991 году на ПМ-64. Так уж получилось, что оба раза с Севера мы выходили 15 марта, а в это время все моря по переходу (Баренцево, Норвежское, Гренландское, Северное, Бискайский залив, Средиземное) подвержены волнению. То есть временные погонные условия были одинаковыми. Мы также 15 марта вышли в море, из бухты Западная Лица и направились в Индийский океан. Старшим на борту был назначен капитан 1 ранга Кондрашов В.А., который в отличии от капитана 1 ранга Бражника, проявил себя прекрасным моряком. Он чувствовал море, как самого себя. За весь переход мы не попали ни в один шторм. Плавмастерская шла как по зеркальному озеру, качка практически отсутствовала. Причина такой благодати была проста - Вячеслав Александрович грамотно анализировал гидрометеоусловия, правильно подбирал курс и скорость плавмастерской, и самое главное - мы просто обходили те районы моря, где бушевали шторма, а не лезли напролом через них. И как результат - ни одного случая аппендицита. Может быть это еще из-за того, что в этом походе с нами не было Петра Фурсы, и делать операции виртуозно как это умел делать он, никто не мог.
Каждый вечер, к вечернему чаю, мы, а это флагманский РО капитан 1 ранга Миславский С.Н., заместитель начальника штаба эскадры по авиации полковник Ковдеев В.В. и я, собирались во флагманской каюте у капитана 1 ранга Кондрашова для подведения итогов дня. Наши, так называемые посиделки, иногда продолжались до полуночи, и каждый раз, когда плавмастерскую начинало раскачивать, Вячеслав Александрович поднимался на мостик и корректировал путь корабля до полного исчезновения (прекращения) качки.
ПМ-64 более чем в два раза по водоизмещению превосходила ПМ-146. И казалось бы, раскачай ее океан и уже не остановить. И тем не менее … . Подчеркиваю, что погодные условия в этом походе были не лучше, чем в предыдущем, но хорошее знания тактико-технических характеристик корабля и его мореходных качеств, знание обстановки и умение грамотно руководить движением корабля дало такие прекрасные результаты. За переход командир этому искусству обучил  всех вахтенных офицеров и командование ПМ-64.
За 3 года службы в 8-ой оперативной эскадре мне пришлось походить на кораблях и судах различного класса, таких как, крейсер, эсминец, БПК, СКР, тральщик, танкер, сухогруз, рефсудно, буксир, плавмастерская, корабль управления и др., а свою службу я начал на атомной подводной лодке. Прошел 4 океана и 17 морей и могу с полной ответственностью заявить, что тот командир или капитан, который делает все, чтобы его корабль или судно не попали в шторм, это настоящий моряк и командир (капитан), заботящийся о состоянии корабля (судна) и здоровье членов своего экипажа (команды). Когда я вижу на экране ТV репортажи о том, как наши корабли с геройством преодолевают штормовые моря, то делаю вывод о профессиональной непригодности командира и старшего на борту.
Современные средства навигации и наблюдения позволяют заблаговременно знать погодные условия по курсу своего корабля (судна) и успешно от них уклоняться. Все опытные моряки знают, что основные тяжелые повреждения корабль (судно) получает только попав в сложные метеорологические условия. И когда в компании моряков, якобы опытный и отважный рассказывает о том, как он успешно где-то штормовал, у настоящих опытных мореманов это вызывает скептическую улыбку.
Как начальник тыла эскадры в те времена, я требовал от командиров кораблей и капитанов судов обеспечить сохранность здоровья членов экипажа, целостность посуды, высокое качество питьевой воды, которая имеет способность становиться плохой от сильной качки, а также соблюдение качества приготовляемой пищи, способной стать совершенно непригодной в условиях штормовой болтанки.
Кто испытал на себе все «прелести» морской жизни согласятся со мной на 100 процентов.

Небесная помывка

В августе акватория Индийского океана успокаивается от всех штормов и устанавливается благоприятная погода для переходов кораблей и судов через Аравийское море. Этими погодными условиями и воспользовался Главный штаб ВМФ. В последних числах августа 1990 года в Аденском заливе встретились отряд боевых кораблей (ОБК), состоящий из ракетного крейсера (РКР) «Червона Украина» (современное название «Варяг»), эсминца (ЭМ) «Быстрый», которые после постройки переходили на Тихоокеанский флот, и большой морской танкер (БМТ) «Печенга». Целью рандеву была заправка кораблей топливом и пресной водой, а также пересадка на РКР группы офицеров 8 ОПЭСК, которые после длительной боевой службы возвращались во Владивосток в отпуск. После заправки, наша группа, которую возглавлял я, одновременно назначенный на переход до Владивостока, старшим тыловым начальником, пересела на крейсер. Старшим ОБК был капитан 1 ранга Темерев Н.И. Его КП располагался на крейсере, поэтому мы там и разместились. Вместе со мной следовали помощник флагманского штурмана эскадры капитана 2 ранга Петеримов Николай и пропагандист политотдела Гриценко Петр. Погода была прекрасная и мы, попрощавшись с танкером «Печенга», направились прямым курсом через Аравийское море к рейду порта Коломбо, где у нас была назначена встреча с фрахтованным танкером «Интернационал» Приморского пароходства для заправки.
У всех, в те времена советских, а сейчас российских военных кораблей, есть один существенный недостаток, очень влияющий на быт моряков, это малый запас пресной воды. Существующие на РКР и ЭМ опреснители, как правило, в тропических условиях не справлялись с задачей обеспечения личного состава пресной водой. Запасов воды, с жесткими ограничениями, такими как - помывка в бане, а на кораблях это, как правило, душевые - один раз в неделю, ежедневный душ - только забортной водой, подача воды на умывание строго по распорядку на несколько (10-15) минут и т.д., хватало суток на 6-7. Погода во время нашего перехода была спокойная, солнечная и жаркая. Естественно, что в таких условиях запасы пресной воды таяли очень быстро, а заправка водой была еще не скоро.
Дней через 5 нашего совместного похода во время завтрака Николай Иванович Темерев спросил меня: «Что будем делать с пресной водой, до встречи с танкером еще 3-ое суток, а воды осталось очень мало, практически только для питья и приготовления пищи?». Мы и так на всем экономили. Но личному составу БЧ-5, который работал в тяжелейших условиях, температура у котлов была более 60°, необходимо было после вахты принимать душ. Моряки испытывали лишения, которые вызывали у него постоянный зуд и опрелости. Я ему ответил: «Нам бы здорово помог в этой ситуации тропический дождь». Но погода как я уже отметил была солнечная, ни одного облачка. На мою реплику среагировал капитан 2 ранга Петеримов, наш старший на походе штурман, сказав, что если дождя нет и он очень нужен, то его нужно найти. Переглянувшись друг с другом, Николай Иванович вызвал по прямой связи ходовой мостик и приказал вахтенному офицеру организовать поиск тропического дождя, тот ответил «есть» и замолк. Мы еще пили чай, как в салон зашел командир крейсера и обратившись к Темереву доложил ему, что он и его личный состав не знают как найти дождь если его нет. Мы рассмеялись и Петеримов стал объяснять, как это нужно сделать. Все было банально просто. Специалистам РТС давалась команда на поиск загоризонтной РЛС чего-то похожего на горы, холмы и т.д. Находясь в центре Индийского океана, такая команда выглядела абсурдной, но опытные моряки знали, что в таких условиях это может быть только скопление тяжелых дождевых облаков над поверхностью воды. Получив разъяснение командир крейсера радостный бегом убыл на ходовой мостик руководить поиском дождя. Примерно через час он доложил Темереву, что такие образования есть на расстоянии 90 миль, но немного в стороне от нашего курса. Оценив обстановку и выяснив, что отклонение от генерального курса на 5 часов, не помешает нашему рандеву с танкером, Темерев приказал ОБК изменить курс и идти прямо на эти образования. Через три часа 18 узловым ходом мы увидели, что горизонт прямо по курсу почернел. По кораблям была дана команда: «Всем свободным от вахты приготовиться к помывке на верхней палубе». Естественно, что к этому времени все уже были проинструктированы, приготовлены различные емкости для сбора воды и т.д. Часа через полтора, на тихом ходу ОБК вошел в сплошную стену теплого тропического дождя. Кто был в морях, поймет какое это наслаждение - принимать дождевой тропический душ. Через дождь мы шли часа два. За это время, сменяя друг друга на вахте, успел помыться весь экипаж крейсера, а некоторые умудрились еще и постираться.
Хочу отметить, что корабли пресной водой практически не обмывались с момента выхода из баз, и какая это была картинка, когда мы вышли из дождя на яркое тропическое солнце. Обмытые крейсер и эсминец просто сверкали в лучах закатного солнца, а вблизи экватора ночь наступает быстро. Все ярко выражено повеселели. Этот день совпал с субботой и у нас получилось, как повелось на флоте, после большой приборки на больших кораблях раздавалась команда «Команде в бане мыться, песни петь и веселиться!»
Эта история мне очень запомнилась и я ее много раз рассказывал своим друзьям и знакомым, кто не попадал в такие ситуации.

Команда: «Форма одежды - разовая!»

Уста;в — юристы это понятие трактуют как свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения.
В армии любого государства существует еще и такое понятие как во;инский уста;в — документ, регламентирующий функционирование вооружённых сил. Этих уставов множество – это: дисциплинарный; гарнизонной, комендантской и караульной служб; корабельный, внутренней службы, строевой и т.д.
Но, ни один из этих уставов, кроме корабельного, не предусматривает «Приложения к корабельному уставу ВМФ «Командные слова»

Справка:
«Приложения к корабельному уставу ВМФ «Командные слова» — (Executive words of command) отдельные слова и фразы, утвержденные высшим командованием для подачи команд в различных случаях жизни и деятельности корабля.

Это документ, который практически по шагового регламентирует действия любого военно-морского начальника, начиная от командира группы-лейтенанта и кончая командиром эскадры  адмиралом.
Но об этом ниже.

Получив в январе 1990 года назначение на должность заместителя командира 8 оперативной эскадры Военно-морского флота (ОПЭСК ВМФ) по тылу - начальника тыла эскадры, я во главе группы офицеров штаба и политотдела эскадры 15 марта этого же года убыл к месту службы в Индийский океан. 15 апреля 1990 года наша «ПМ-146» по команде командира 8 ОПЭСК контр-адмирала Сергеева В.Н. зашла на ПМТО (пункт материально-технического обеспечения), расположенного на острове Нокра архипелага Дахлак. Плавмастерская встала на якорь в бухте Губейт-Мус Нефит, Причальная стенка (плавпричал) были заняты эфиопскими кораблями и большой баржей с артиллерийским боезапасом. Стоянка рядом с ними была не безопасна.
С прибытием ознакомились с обстановкой. Она была довольно сложной и опасной. Ежесуточно архипелаг подвергался артиллерийскому и реактивному обстрелу, в том числе и ПМТО, т.к. на его территории и акватории располагались части Эфиопской Армии и ее Военно-морские силы.
Группе под моим командованием была поставлена задача провести на ПМТО зачетное учение по курсовой задаче № 1 и вот  в этих не простых условиях нужно было провести комплексную проверку пункта.
 В составе ПМТО находился плавучий склад хранения (ПСКЛ) на котором, в основном, хранилось вещевое имуществом, в том числе и для экипажей атомных подводных лодок. В ходе проверки я обнаружил на складе несколько тысяч комплектов разового белья для экипажей атомных подводных лодок, которые до конца восьмидесятых годов были частыми гостями в Индийском океане. С началом 90-тых годов походы наших подводных лодок в эту часть мирового океана прекратились. Разовое белье (в комплект входило: рубашка с короткими рукавами, трусы с карманом, 2 простыни, наволочка, 2 полотенца и 2 салфетки - все из 100% хлопка) уже хранилось более двух лет в сложных климатических условиях. На ПСКЛ не было установки кондиционеров. Температура днем достигала + 60° днем и + 20° ночью. Перепад температур в 40°, плюс повышенная влажность и не способствовали сохранности белья.
Встал вопрос что с ним делать, так как его уже нужно было списывать из-за развивавшегося процесса гниения.
По ТЛФ ЗАС я доложил обстановку тогдашнему заместителю Главнокомандующего ВМФ по тылу - начальнику тыла ВМФ адмиралу И.Г. Махонину и попросил его разрешения на выдачу этого разового белья личному составу кораблей 8 ОПЭСК со сроком носки 0,5 года. Игорь Георгиевич Махонин быстро вник в суть вопроса, проконсультировался с Центральным вещевым управлением МО СССР и дал мне телеграммой разрешение на выдачу каждому военнослужащему эскадры по 2 комплекта разового белья. Все, кто морячил в южных широтах, знают, что такое плавание на наших боевых кораблей в тропических широтах., совершенно для этого климата не приспособленных. К тому же наша, так называемая, тропическая форма одежды не отвечала не только своему названию, но и предназначению. Это были синего цвета куртка, шорты и брюки из плотной хлопчатобумажной ткани, которые, совершенно не испаряли воду (пот). Итак, в этих условиях, погрузив около 10 тысяч комплектов разового белья на «ПМ-146» и находившийся в это время на ПМТО танкер «Шексна» мы двинулись в точку №1 Оманского залива, где на якорях стояли корабли нашей 8 ОПЭСК.
Прибыли в эскадру 29 апреля и уже 30 апреля, со всех кораблей к плавмастерской и танкеру, согласно графика, двинулись катера для получения разового белья. Радости у членов экипажей кораблей не было предела. Командир эскадры дал разрешение в свободное от вахт время находиться в кубриках в разовом белье, т.е. в рубашке с коротким рукавом и трусах. Со временем разрешено было в такой форме находиться всему личному составу БЧ-5, стоявшему на вахте у котлов и турбин. Всем остальным на боевых постах разрешено было находиться в разовой рубахе и тропических синих шортах. Эту же форму одежды плюс синяя защитная кепка установили и на все повседневные построения и разводы вахт. Разовое белье стиралось элементарно просто и сохло под тропическим солнцем практически мгновенно, проблемы стоять в строю в чистой разовой рубахе не было. И вот тогда-то на всех кораблях появилась эта команда: «На построение форма одежды - разовая». Это означило, что вместо плотной синей куртки все моряки были в разовой голубой, а после нескольких стирок - почти белой, рубахе.
Все кто служил в 1990 - 1992 годах на 8 ОПЭСК, а потом, после расформирования, в 17 ОПЭСК в Камрани (Вьетнам), с благодарностью вспоминают, как разовое белье помогало им переносить тяготы службы в тропической зоне Мирового океана. Разовое полотенце постоянно висело на шее и плечах моряков, стоящих на вахтах, удобно было вытирать пот. Разовые простыни использовались вместо махровых банных полотенец, так как очень хорошо вытиралось ими тело после душа, и простынь, после стирки, на солнце высыхала очень быстро. А что творили корабельные художники на разовых рубахах это шедевры корабельных умельцев. Здесь особенно отличались подчиненные капитана 1 ранга Колодкина Б.Н. - флагманского связиста эскадры. Все моряки эскадры стояли к ним в очереди, чтобы хотя бы одну разовую рубаху украсить цветными эмблемами, показывающих принадлежность к индийской оперативной эскадре ВМФ.
Так жизнь внесла корректуру в постулаты КУ ВМФ РФ и §§ нормативных документов, обеспечивая юридические рамки безопасности корабельного устава.
Одновременно с нами в Персидском и Оманском заливах находились боевые группировки ВМС США, Англии, Франции, Греции и других стран, осуществлявших морскую блокаду Ирака и готовящихся к операции «Буря в пустыне». И часто бывало, что во время построений по: «Форма одежды – разовая», мимо наших кораблей проходили корабли антииракской коалиции, и все иностранные моряки с удивлением рассматривали нашу «новую» форму, которая стала мало отличаться от их тропической одежды.
Естественно, на главные построения, такие как - подъем Военно-морского флага, или какие-то официальные другие мероприятия, форма одежды была стандартная - все в темно-синем.
При встречах с ветеранами 8 ОПЭСК, мы часто вспоминаем нашу форму одежды - разовую, которая ласкала тело и радовала душу моряков в жарком тропическом климате.

2. Особенности досуга Индийского океана

Бегущие по волнам.

В июне 1991 года корабли 8 оперативной эскадры (ОПЭСК) из-за изменившихся политических условий перешли из Оманского залива в Аденский залив и встали на якоря у берега острова Сокотра, принадлежащего Йеменской республике, с которой у нас было соглашение на стоянку наших кораблей.
Мы стояли от острова на расстоянии 5-ти кабельтов. Вид был очень живописный. Пологий песчаный пляж переходящий в высокую песчаную же гору, по краям пляжа обрывистые каменистые, скорее всего вулканического происхождения, берега. Удивительное место, впечатляет высокими песчаными дюнами, вплотную прижатыми к плоским высоким скалам. Дюны образовываются летом, во время муссонных ветров. Сильный ветер, падающий с утесов в море, создает поток воздуха, затаскивая вверх под утес белый коралловый морской песок. Пляж неспешно тянется на несколько километром. Мелкий песок, изумрудного цвета вода, сквозь которую видно, как плавает на мелководье какая-то крупная рыба. И никого.
Каждое утро, для любителей купания, в 6.00 от борта корабля управления «Тамань» на пляж отходил баркас, в котором располагалось до 15 человек. Почти каждое утро ходил с ними и я, но у меня было другое хобби - ловля лангустов. Скажу Вам, это очень непростое дело, т.к. лангуст прячется в норах рифовых отложений и оттуда торчат только его длинные усы, за которые вытащить его невозможно, поскольку они тут же обрываются. Когда я в первый раз нырнул на Сокотре с маской, то испытал шок, потому что оказался в окружении настоящего рыбьего мегаполиса: мурены, тунцы, черепахи, рифовые рыбы все они куда-то плыли, ели, хрустели кораллами, в общем вели свою активную подводную жизнь. Огромное разнообразие рыб растений и всякой иной живности. Размеры, которой варьируются от нескольких сантиметров до нескольких метров (особенно когда речь заходит о муренах).
И вот как-то в один из наших утренних походов мои друзья, офицеры штаба эскадры полковник В. Ковдеев, капитаны 2 ранга В. Поваляев и П. Гриценко позвали меня с собой искупаться в открытой ими уютной бухточке, в воды которой можно было нырять с обрывистого берега. Я согласился и мы, выйдя из баркаса, направились к этой бухточке. Идти было трудно, так как ноги утопали в мелком белом сыпучем песке, а поскольку я нес в руках сумку, в которой были мои рыбацкие приспособления для ловли лангустов, то от ребят немного отстал, метров на 20. Как только мы подошли к бухточке, мои друзья, на ходу скинув шорты и футболки, дружно с разбега нырнули с обрыва в воду. Через несколько секунд раздался их дружный дикий крик. Естественно я бегом бросился к обрыву и увидел странную картину. Офицеры буквально бежали по воде к берегу, отталкиваясь от ее поверхности руками и ногами. Такое чудо видели наверное только ученики Христа и я. Добравшись до берега они с ужасной мимикой стали мне показывать руками на воду. Ничего не понимая, удивленный их бегом по морю, я стал сверху вглядываться в воды бухточки. Утро было солнечное, вода прозрачная, бухточка действительно выглядела прекрасно, небольшая, от мыса до мыса метров 200, а дно этой бухты покрывали сотни разного размера акулы. У меня невольно вырвался крик удивления и ужаса.
Такого я никогда не видел и мне стало понятно почему ребята бежали по воде к берегу. Нырнув и открыв в воде глаза они увидели акул и конечно их вынесло мгновенно на поверхность. Отдышавшись и насмотревшись на начавших шевелиться от причиненного им беспокойства, этих прекрасных рыб, а смотрелись они, после всего пережитого, очень красиво, мордами в море и хвостами к берегу. Переполненные впечатлениями и отойдя от стресса офицеры начали со мной разговаривать минут через 5 после того, как выбежали на берег.
Разговоров хватило на несколько дней, каждый раз рассказы об увиденном украшались новыми красочными подробностями. Как мы потом выяснили, у акул бывают такие дни, когда они в укромном тихом месте собираются в большую стаю и спят на неглубоком месте. У берега этой бухточки глубина была метра два.
У акул есть одно качество которое позволяет им без движения лежать на дне - это практически нулевая плавучесть, т.е. она в спокойном состоянии не всплывает на поверхность.
Бегущего по воде человека я видел еще один раз, но это уже другой рассказ, и героем его будет все тот же Валерий Ковдеев, летчик, полковник, заместитель начальника штаба эскадры по авиации.

Умеющий бегать по воде

Как я и обещал опишу историю которая произошла с моим сослуживцем полковником В.В. Ковдеевым. В сентябре 1991 года, корабли и суда нашей 8 Оперативной эскадры, свернув свою деятельность в Индийском океане, пришли во Вьетнам, в базу ВМФ Советского Союза Камрань. К тому времени уже была сокращена 17 ОПЭСК, базирующаяся в этой базе, и ее правопреемницей стала наша эскадра. В пункте Камрань первоначально располагался узел связи ВМФ, который потом разросся до пункта материально-технического обеспечения (ПМТО).
  Пункт базирования был очень хорошо обустроен. Имелись плавпирсы для стоянки кораблей и подводных лодок любых типов и классов, действовала современная служба радиационной безопасности, для обеспечения атомных подводных лодок, существовала развитая тыловая система обеспечения, авиагородок с ВПП и жилые городки для личного состава ПМТО и эскадры. Климат в Камрани не назовешь хорошим, так как он, в основном, дождливый, тропический жаркий и влажный, место, где стояли наши корабли и суда обеспечения, было защищенное от ветров и волнения, а ПМТО располагалось практически на берегу Южно-Китайского моря с прекрасным пляжем, имеющим мелкий белый песок. Это была хорошая отличительная черта пункта МТО, и поэтому все население жилого городка взрослые и дети ежедневно, если позволяла погода, утром и вечером принимали водные процедуры в прозрачном и теплом море. Естественно и мы, офицеры 8 ОПЭСК, после трудового дня, до наступления темноты, ходили на пляж купаться и загорать, благо он находился от городка в 300-ах метрах.
Как-то вечером группа из нескольких офицеров штаба эскадры, в составе которой был и я, пришла на пляж и стали купаться не в обычном месте, а несколько ближе к мысу, где раньше в воду не заходили. Среди нас был и Валера Ковдеев, с которым приключилась во второй раз эта невероятная для всех история. Так как дно моря было довольно пологим, мы заходили в воду от берега достаточно далеко, метров на 50, чтобы можно было и нырять, и плавать. Погода стояла прекрасная, солнце катилось к закату, было еще светло и тепло. Мы плавали, ныряли, собирались группками, что-то обсуждали, смеялись и снова купались. И вот в этой прекрасной обстановке мы услышали дикий вопль и повернувшись на него с изумлением увидели, что Валера мчится на всех своих четырех конечностях по поверхности моря к берегу и истошно вопит. При этом он был совершенно голым. Естественно мы все бросились к нему на встречу, и поймав его начали успокаивать и расспрашивать.
Членораздельно и понятно Валера начал говорить минуты через 2-3 и из его сбивчивого рассказа мы узнали следующее. Мы все очень любили нырять в набегавшую на берег волну, а на этом мелководном пляже она приходила очень крутая. Так вот Валера в одну такую волну и поднырнул, когда он стал выныривать, то почувствовал, что его за плавки что-то удерживает, дернувшись пару раз под водой и не понимая что происходит, Валера, испугавшись не на шутку, буквально вылетел из плавок на поверхность и с воплем, дружно работая руками и ногами помчался к берегу. Успокоив его, мы, после некоторого обсуждения, поплыли к тому месту где Ковдеев вылетел из воды. Поныряв минуты 2-3 мы наши причину его испуга - это была утопленная разбитая бетонная плита с торчащей из нее арматурой на конце которой, как флаг, болтались Ковдеевские плавки. Стала нам всем ясна причина его бега по волнам и почему он не увидел что его держало. Дело в том, что на мелководье волна тянет с собой песок со дна, а он там очень мелкий и его в воде было много, естественно в такой обстановке ничего не видно, да и мы глаза-то не открывали под водой. Опять было много версий, при рассказах в кругу друзей, этой истории, но то что я написал истинная правда.
Валерий Ковдеев навсегда получил длинную кликуху в нашей эскадре «полковник, умеющий бегать по воде», и для всех новичков эта история раз от раза становилась все красочнее и смешнее, и чем дальше, тем больше обрастала необъяснимыми подробностями. Валера всегда, когда его подначивали, говорил - когда прижмет, не только побежишь, но и полетишь!

3. Особенности тропической рыбалки.

Как разнообразить морской паек.

Штаб 8 ОПЭСК в Индийском океане располагался на одном из 3-х кораблей управления (КУ) специального дивизиона Черноморского флота, базирующегося на порт Донузлав. Изначально это были транспорты - лесовозы, переоборудованные на заре космической эры под суда обеспечения связи с космическими аппаратами. В последствии, с постройкой современных специальных судов для этих целей, бывшие лесовозы дооборудовали и передали Военно-Морскому Флоту (ВМФ) для обеспечения функций управления 8 ОПЭСК. В море постоянно находился один КУ из 3-х («Даурия», «Тамань», «Баскунчак»), другой готовился к выходу на боевую службу (БС) на замену, и третий проходил плановый ремонт. Боевая служба у КУ была, как правило, шесть месяцев и по этому циклу они постоянно работали. Корабли управления, так как были постройки 60-х годов, к длительному проживанию на них большого количества военнослужащих, совершенно не были приспособлены. Одновременно на КУ находилось до 250 человек: экипаж корабля, подразделения связи, офицеры и мичманы штаба и политотдела эскадры, и другие обеспечивающие команды. Матросы и старшины жили в грузовых трюмах, переоборудованных под кубрики, мичманы в каютах по 4-6 человек, офицеры штаба и политотдела по 2-3 человека, командование эскадры  располагалось в одноместных каютах. В целом, условия жизнеобитания на КУ не соответствовали требованиям, предъявляемым к судам, плавающим в южных тропических морях. Боевая службы офицеров и мичманов штаба эскадры менее шести месяцев не была, как правило, от восьми до двенадцати месяцев. На кораблях Англии, США, Франции и других стран НАТО боевая служба более четырех месяцев не бывает. Они считают, что после такой продолжительной службы, в организме человека развиваются необратимые процессы, особенно в области психики. Мне приходилось бывать на КУ Англии и США, условия у них гораздо лучше, чем у нас. У нас же, по устоявшейся традиции, человеческий фактор был отодвинут на второй план. И вот в такой непростой обстановке (жаркий климат, плохие условиях по обитаемости, большая продолжительность плавания и др.), чтобы не повредиться здоровьем, требовались какие-то мероприятия для снятия больших физических, моральных и психологических нагрузок.
Кое-что на кораблях управления было для этого: на спардеке с деревянной палубой находилась волейбольная площадка; на сигнальном мостике - различные гимнастические снаряды; на средней палубе - бассейн с проточной морской водой, представляющий из себя 4;3;3 метра железный ящик. При смене КУ этот ящик передавался на прибывший на боевую службу корабль. Как видите набор не богатый.
Очень весомым разгрузочным мероприятием на всех кораблях и судах эскадры была рыбная ловля. Ловили рыбу практически каждый вечер, если позволяла обстановка (спокойное море, не было длительных боевых мероприятий и т.д.). Так как в этот период (1990-1991гг.) в Персидском заливе готовилась, а потом и проводилась операция «Буря в пустыне», эскадра стояла на якорях в Оманском заливе на глубинах около 90 метров, и вот с этой глубины наши умельцы-рыболовы и таскали разную рыбу.
Рыбалка начиналась сразу же после ужина на юте (корме), так как там было много места и невысоко от воды, и продолжалась до вечернего чая. Нужно иметь в виду то, что офицеры и мичманы ужин и вечерний чай никогда не пропускали. Питание на кораблях и судах эскадры было очень хорошим, но приготовленную различными способами рыбу, в промежутке между ужином и вечерним чаем, ели все. И она не надоедала! Организация рыбной ловли и ее приготовления на КУ была очень четкая. Все офицеры и мичманы размещались в 2-х и 4-х местных каютах соответственно, а для работы, назовем ее бригадой, требовалось 4 человека, поэтому офицеры объединялись по 2 каюты, а мичманы селились по 4 человека так, чтобы была полноценная бригада. В каждой бригаде один из 4-х должен быть обязательно удачливым рыбаком, другой - уметь быстро и правильно почистить и разделать рыбу, третий - отменным поваром, четвертый отвечал за чистку и приготовление овощей и зелени. Обязательным атрибутом был полный набор кухонной посуды.
Рыба в Оманском заливе ловилась разная (барракуда, тунец, караси, окуни, макрель и т.д.), и от того какая рыба попадалась на крючок зависело название блюда. Самым нежным мясом обладал карась-Мирроу, он самый большой из всех карасей и его поимка была удачей для бригады. Из головы карася варилась уха, а нежное белое мясо шло на жарку. Горячее, тающее во рту кушанье из этой рыбы было восхитительным, Тунца лучше всего было тушить, но и жаренный он тоже был хорош. Барракуда шла на жарку и на соление, из ее мяса получались великолепные котлеты, по вкусу напоминающие вкус курятины с легким ароматом рыбы.
Но вернемся к нашему процессу; уже часам к 20.00 по коридорам 2-х офицерских палуб начинал струиться вечерний зефир, наполненный запахами рыбных кушаний. Я обходил каюты и органолептическим способом определял у кого сегодня получилось лучше всех для доклада командиру эскадры вице-адмиралу В.Н.Сергееву и последующей дегустации выбранного рыбного блюда. При этом соблюдался принцип - в неделю одна и та же каюта могла посещаться только один раз. За нашу совместную службу выявилось всего несколько бригад у которых всегда было вкусно. Первыми среди всех была бригада в которую входили капитаны 2 ранга А. Поваляев, В. Рожанский, В. Фадеев и В. Шуляр. Им всегда сопутствовала удача особенно, если они на боевой службе все собирались вместе. Лучше всего у них получался тушенный тунец, а готовился он так: на дно кастрюли укладывался слой картофеля, нарезанного кружками, на него укладывался слой рыбы; на нее - кольцами репчатый лук; на лук - нарезанные кружками помидоры, на помидоры - снова слой картофеля, на него - рыба и так до 4-х раз под крышку. На каждый слой добавлялись специи и все это на медленном огне тушилось в собственном соку минут 40-50. Я уже отмечал, что у каждой бригады имелся полный комплект для приготовления рыбы и в него входили: небольшая электроплитка, 1-2 кастрюли, 1-2 сковороды, тарелки, ложки, вилки, ножи и разделочные доски. Конечно, электроприборы еженедельно проверялись корабельным электриком, флагманский врач постоянно следил за чистотой посуды. Питание на КУ было организовано очень хорошо, но процесс приготовления рыбы в каютах за весь период существования эскадры, запретить ни одному командиру эскадры не удалось. Да к этому никто и не стремился, и они только постоянно контролировали безопасность проведения этого мероприятия. Политотдел эскадры принимал в этом деле постоянное участие и здесь нужно отметить, что бригада, которую возглавлял офицер политотдела капитан 2 ранга Петр Гриценко, также отличалась большой удачливостью в ловле рыбы и отличными гастрономическими качествами. У Гриценко было свое фирменное долгоиграющее блюдо - рулет из просоленной, перченной и другими пряностями сдобренной барракуды. Блюдо готовилось так: филе рыбы отделялось на всю ее длину, освобождалось от костей и кожи, пластина посыпалась солью, молотым перцем (черным и красным), крошенным лавровым листом и другими пряностями, если они были, затем она сворачивалась в рулет, заворачивалась в кусок марли (бинта), перевязывалась ниткой и укладывалась на 2-3 дня в холодильник. К столу подавалась холодной, разрезанной на круглые дольки посыпанные нарезанным луком, и с отварным картофелем. Каждый вечер мы с командиром эскадры производили дегустацию рыбных блюд, а потом шли в кают-кампанию пить вечерний чай.
Невольно возникает вопрос, а где же мы брали свежие овощи, приправы и все нужное для готовки? Отвечу: находясь в Индийском океане, каждые полмесяца одно из судов эскадры или боевой корабль, по графику, заходили в порты Аравийского моря (Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Маскат, Аден, Джибути и др.). Там закупались все необходимые овощи, фрукты и приправы для всей эскадры. Нам на боевой службе в тропической зоне, дополнительно к морскому пайку, разрешалось закупать овощи и фрукты на один валютный рубль в день. В те времена за него давали 1,4 доллара США, т.е. прибавка была солидная. Таким образом, у «команд» занимающихся ловлей рыбы с ее приготовлением проблемы не возникали.
В особо удачные дни, когда рыбалка была особенно богатая, на юте собирались все рыболовы КУ и рыба вытаскивалась из морских глубин про запас, для всей команды корабля управления, т.е. шла на заморозку в холодильные камеры. Для команд снабжения не только КУ, но и всех других кораблей и судов эскадры, эта рыбная прибавка к столу матросов, старшин, мичманов и офицеров экипажей, была очень существенной в экономической работе. Иногда рыбы вылавливалось на кораблях сотнями килограммов. Она учитывалась, как поступившая на продовольственное снабжение подсобным способом.
Вообще рыбная ловля в тех суровых условиях: я имею в виду боевое напряжение, т.к. шла операция «Буря в пустыне», жаркий климат, ограничения в потреблении пресной воды, не самые лучшие условия для проживания и многие другие факторы, не способствующие психологической устойчивости, очень помогала всем морякам более спокойно переносить все трудности длительной боевой службы. Поэтому-то политический отдел и медицинская служба эскадры рекомендовала не накладывать ограничений на это мероприятие, если его позволяла проводить боевая обстановка. И я с уверенностью утверждаю, что рыбалка, процесс приготовления рыбных блюд, если хотите, и социалистическое соревнование в этом деле (кто больше, кто крупнее, кто ценнее, кто вкуснее и т.д.), сохранили здоровье и психическую устойчивость многим морякам 8 ОПЭСК.

Карась Мирроу

Справка: карась-Мирроу (черный карась) - крупная, до 15 кг, весом океаническая рыба от светло-серого до черного окраса, чаще бывает полосатая. Данный окрас позволяет ей реже других оказываться добычей рыбаков. Обитает в лавовых реках материка Хаир и морях Индийского океана.

Группа штаба и политотдела 8 ОПЭСК под моим командованием в 1990 году на ПМ-146 прибыла на архипелаг Дахлак. Поскольку мы зашли в бухту Губейт-Мус Нефит уже в сумерках и встали на якорь, то на берег из-за ночных обстрелов сходить не стали и остались на борту плавмастерской.
Бухта славилась очень большим разнообразием рыб и очень хорошо ловилась на донки. Офицеры моей группы на 50% были заядлыми рыболовами, естественно, как только улеглись якорные авральные страсти, все, кто готов был к рыбалке (наличие снастей и др.) уже стояли по бортам ПМ и вглядываясь в темные воды бухты поддергивали леску донок. В южных широтах темнеет очень быстро, как только солнце уходит за горизонт, мгновенно все погружается в темно-фиолетовую тьму. По бортам ПМ огней не было, так как мы соблюдали светомаскировку и в этой обстановке происходил таинственный процесс рыбалки. В нашей группе был офицер гидрометеорологической службы флота капитан-лейтенант Андрей Губанов, который шел в свою первую командировку на эскадру, но рыболов был страстный и удачливый. Так как время было вечернее, команда плавмастерской и часть офицеров нашего штаба, не участвующего в рыбалке, пребывала в ожидании ужина. В этой благостной тишине, когда никто еще не стрелял, мы после 30 суточного перехода из бухты Гаджиева Северного флота, находились в расслабляющей южной благодати вдруг раздался душераздирающий крик. Все кто его услышал бросились туда, где истошно вопил, как оказалось Губанов. Он произнося нечленораздельные звуки, хлопая ресницами широко раскрытых глаз, рукой показывал за борт, по планширю которого уходя вниз скользила леска удочки. Первые подбежавшие к Андрею схватили леску и стали ее выбирать, леска была прочная - диаметром в 1 мм и из глубины вытаскивалась с трудом. Место где все это происходило было слабо освещено только светом из приоткрытого иллюминатора каюты, но и в этом свете, то что показалось из-за борта, у всех присутствующих, в том числе и у меня вызвало невольные вскрики. На конце поводка с крючком было, что-то очень похожее на лицо человека! Общими усилиями это что-то было вытащено на палубу и перед изумленными офицерами оказалась большая рыбина. Это был карась Мирроу. У него очень большая голова с плоской мордой, на которой были два больших глаза, носовые отверстия и широкий рот с толстыми губами очень напоминавшие человеческое лицо. Естественно в слабом свете эта голова кого угодно могла привести в ужас, так что причина истошного вопля Губанова всем стала понятна.
После того как утих смех и закончились различные рыбацкие приколы, было принято \/ решение пустить Карася в дело. Из его головы было сварено ведро прекрасной ухи, которая вместе с жаренным нежным мясом карася с превеликим удовольствием одиннадцатью офицерами нашей группы была съедена во время ужина, который мы перенесли на 1,5 часа, пока готовилась эта вкуснятина.

Спасибо рыбалка!

Заключение.

Каждый курсант морского училища мечтает о дальних странствиях, южных и северных широтах, экзотических странах. Нашему поколению в этом отношении не сказано повезло. Именно нам посчастливилось быть на гребне рассвета мощи военно-морского флота СССР. Именно на нашу долю выпал счастливый билет осваивать самую современную и новейшую технику, выполнять задачи практически во всех точках планеты Земля. А помимо достижения основной цели приобщиться и к культуре народов тех регионов где эти задачи реализовывались. Только тот, кто сам прикоснулся к этому может оценить значимость всего этого. Романтика морской службы, незабываемые красоты морских пейзажей и ощущения нового и неизведанного до сих пор отражают остроту пережитого.
Особенно ностальгически это воспринимается по прошествии многих лет. И чем дальше от нас уходят события, свидетелями которых мы были, тем сильнее обостряются эти воспоминания.
И хочется верить, что океанский флот России возродиться и новое, молодое поколение российских моряков, идя по нашему пути, достигнет новых вершин в освоении Мирового океана и испытает то, что в свое время, когда-то испытали мы.

март 2012 год                г. Москва

«Эпопея Индийского океана»
Составитель макета и литературная обработка текста – Б. Шадрина
Использован иллюстрационный и фотоматериал из личных архивов Ю. Михайлова и Б. Шадрина.
Возможности интернет ресурса.