Свой среди своих - сценарист Эдуард Володарский

Сергей Каменский
Таких нужно помнить - реально укрепляет стойкость.

Свой среди своих - На 72-м году жизни умер сценарист Эдуард Володарский

Сергей Каменский перепечатал из vz.ru вчера в 23:33



Фото: ИТАР-ТАСС
Текст: Кирилл Решетников

Сценаристов в наше время знают и помнят хуже, чем режиссеров. Наверное, это связано с тем, что сценарное дело постепенно превращается в чисто ремесленную работу, и мастерство сценариста зачастую сводится к тому, чтобы выполнить заказ продюсера. Последним великим кинодраматургом, передававшим нам послание из эпохи, когда все обстояло иначе, был Эдуард Володарский.



 

<cite>«Последней его работой стал небольшой сериал «Достоевский», снятый Владимиром Хотиненко»</cite>


<dl class="video right">ВИДЕО</dl>





<dl class="video right">ВИДЕО</dl>

Однако в числе историй, рассказанных Володарским и перенесенных на экран, немало и таких, в которых действующими лицами оказываются самые обычные люди, живущие, казалось бы, в невоенное и вовсе не героическое время. Здесь можно вспомнить, например, сельскую эпопею «Долги наши», обретшую экранную ипостась благодаря режиссеру Борису Яшину, но прославившуюся также в театральной версии, созданной во МХАТе Олегом Ефремовым, а также одну из немногих советских картин, относящихся, фактически, к жанру фильма-катастрофы – шахтерскую драму Александра Муратова «Восемь дней надежды». Но, возможно, наиболее знаменитым фильмом о мирной жизни, появившимся благодаря Володарскому, оказалась «Вторая попытка Виктора Крохина» Игоря Шешукова – ретроспективная панорама большой спортивной жизни, которую открывают перед зрителем воспоминания заслуженного боксера. Именно для этой картины Владимир Высоцкий написал песню «Баллада о детстве».

 
 
Творческая судьба Володарского не была легкой – в советское время нередко получалось так, что фильмы по его сценариям не доходили до экрана и ложились «на полку» (в число заблокированных картин первоначально попали и такие, как, например, «Проверка на дорогах», «Вторая попытка Виктора Крохина» и «Мой друг Иван Лапшин»). Но Володарский переносил эти трудности мужественно, с энтузиазмом используя альтернативные профессиональные возможности и плодотворно работая за пределами кинематографа, прежде всего, в театральной драматургии.



Тем не менее, Володарский всегда, в том числе и в поздние годы, оставался верен той сценарной школе, которая сформировалась в советский период. Работа Володарского красноречиво напоминает об одном очень простом, но очень весомом аргументе в пользу советского искусства, против которого трудно возражать даже самым отчаянным хулителям «совка», а именно – о том, что искусство это демонстрирует труднодоступный сегодня уровень художественности. Сам Володарский, не отличавшийся экзальтированной любовью к советской эпохе, тем не менее, не мог не видеть этого контраста между старым и новым кино. Он сурово критиковал нынешнюю кино- и телепродукцию, отмечая в качестве удачных лишь немногие «штучные» работы. И это была критика мастера, неоспоримое право на которую ему обеспечивала его блистательная фильмография.

ВИДЕО
 
Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте Russia.ru. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь