Спиноза

Валент Васильев
* * *
В голове моей заноза:
Так достал меня Спиноза!
Без гипноза и наркоза
Вряд ли труд его прочтёшь.
Но, а я
              не отрываюсь,
Всё понять его пытаюсь,
Его стилем упиваюсь,
Да и смысл хорош!

Его «Этика» прекрасна.
Стало в ней одно мне ясно,
Что страдаем мы напрасно
В действии плохом.
Мир создав в своей манере,
Бог снабдил в моральной сфере
Нас, чем надо, в равной мере,
В том числе – грехом.

Что нам Аристотель?!
                В свете
Его «Этики»,
                как дети
Мы должны быть –
                добродетель
К счастью, дескать, путь.
Нам Спинозы ближе призма:
Не в идеях гуманизма,
А в «разумном эгоизме»
Жизни нашей суть.

И грешу я без опаски –
Не страшны теперь мне встряски.
Добродетельные маски
Всем пора бы снять.
Раз снабдил Господь всех дружно
Нас пороками к тому же,
Значит, это ему нужно.
Так чего ж страдать?!

Вы, ребята, без нервоза
Почитайте-ка Спинозу,
Интересней нету прозы:
Его главный труд.
Среди тех, уму кто учит
Нас,
       быть может, есть и круче.
Для меня же – он всех лучше,
Мой ему салют!