Появление Путника

Ааабэлла
Существует странная история о том, как совсем юный Путник стал учеником Мума.
Якобы юноша, умевший к тому времени играть на десятке инструментов, показывать фокусы, ибо успел покочевать и с мастером таких дел, явился к мудрецу, попросив выслушать его.

Тот кивнул и услышал, что Путник перед этим был помощником ясновидящего, который и посоветовал, оценив его пытливость и сообразительность, предложить свои услуги и компанию столь мудрому человеку, у которого есть чему поучиться.
- Ясновидящие – обманщики… - лукаво улыбнулся Мум и замолчал.
- Ты хочешь сказать, учитель, что не берёшь учеников… или он обманул меня в отношении твоих способностей? – не менее хитро улыбнулся юноша.
Мум внимательнее посмотрел на дерзкого, но ничего не сказал, словно ожидая продолжения.
- Ты прав в отношении ясновидящих, - произнёс юноша, не получив ответа. – Я на них успел наглядеться. Все эти гадатели, хироманты, астрологи, ведуны просто зарабатывают на простаках. Сначала я то же думал и о нём. Он посылал меня в городок, куда намеревался придти, разведать всё обо всех и, как бы между делом, сообщить, что знаменитый провидец, путешествующий налегке (у великих людей -- свои причуды) и не слишком ценящий деньги, если не передумает, то посетит их местечко. Как вы не слышали о таком?.. Дальше я приводил удивительные примеры его сбывшихся предсказаний. Надо ли говорить, как жители ждали такого развлечения посреди своей серой и нелёгкой жизни? Кто – из любопытства, кто – с тайной надеждой узнать судьбу.

На постоялом дворе он называл всех впервые увиденных по имени (я очень точно всех описывал, а память у него была редкая) и даже сообщал подробности их прошлой жизни. Понятно, что скоро его начинали спрашивать, как предсказателя. Что он вещал, я не знаю, так как с каждым беседовал наедине. Но деньги получал неизменно, а я от него – пищу, одежду и мелкую монету.
Так мы странствовали с год, когда он решил отказаться от моих услуг, ничего не объясняя. Я подумал, что примелькался и мог быть узнан, провалив его дело. Но, расставаясь, и щедро заплатив напоследок (за молчание?) ясновидящий сказал, что способному пареньку из такой глухой деревушки, движимому желанием узнать мир, стоит обратиться к тебе. При этом он назвал моё, богом забытое село, лежащее далеко от дорог. А название у деревушки чуднОе, мало кому известное, и я его не произносил.

Видя моё удивление, он ещё добавил, что, если смогу понравиться тебе, то даже окажусь при дворце…
Заметив, как Мум поднял на это брови, сказал:
- Это хоть я смогу проверить. Объяснить откуда он прознал о моей деревне я не в силах.
- Возможно, это смогу я, - тихо ответил Мум. – Название редкое, говоришь?
- Да, - подтвердил юноша, не понимая, куда тот клонит.
- Не раз вы ночевали вместе в дороге?
- Само собой…
- Ты разговариваешь во сне?
У Путника даже лицо вытянулось: так всё просто объяснялось!
Мум не смеялся над ним, и поэтому юноша рискнул спросить:
- А получится мне проверить про дворец?..
На что услышал:
- Так тебя это интересует или желание чему-то научиться?
- Первый урок я уже получил и хочу за него поблагодарить.
Юноша склонил голову.
- Это ещё не урок… Ты можешь его истолковать, как то, что никому нельзя верить, как до того верил, когда не мог найти объяснения. Вот, если мы с тобой попадём ко дворцу…
Путник радостно улыбнулся этому «мы с тобой».
- … ты, небось, решишь, что твой обманщик это провидел?
- Теперь нет. Подумаю, что совпадение.
- Видишь, опять я прав. Никому не веришь… А себе?
- Получается, и себе не всегда верить можно… Но я больше скажу, тот ясновидящий как-то сам признался, что не говорит правды… даже если её знает о будущем того, кому предсказывает. Мол, правды знать никто не хочет, раз изменить ничего нельзя. На всё ж воля Неба, а мы что...
Мум поднял руку:
- Тогда твой уход от родных – воля Неба, а не твой выбор?
- Кто знает…
- Уже лучше, - произнёс Мум одобрительно, - если ты чему-то и научишься у меня, то сомневаться в своём знании. Подумай – стоит такому учиться?
Путник подумал и сказал:
- Стоит! Ведь сомнение – и шаг к новому.