Мысли после Мыслей потребителя церковных услуг

Вячеслав Абрамов
На днях опубликовал статью «Мысли потребителя церковных услуг». Эти мысли по смыслу сводились к тому, что в православной церкви, особенно в городах, зачастую служение подменяется оказанием услуг, и это приводит к упрощению вероисповедания до уровня удовлетворения суеверий и стремлений задобрить Бога со стороны непонимающих сути христианства прихожан (а таковых имеется большинство). В качестве одной из причин такого положения указал на бросающуюся в глаза коммерцизацию деятельности церкви, которая и даёт основание произносить кощунственные слова «об оказании услуг церковью». Количество людей, воспитанных на нынешних традициях «купи-продай», безудержно растёт, и они уже воспринимают церковь как организацию по оказанию обрядовых услуг или как посредника, через которого можно откупиться от грехов, получить индульгенцию, задобрить Всевышнего.
   
По обсуждению затронутой темы в социальной сети «Гайдпарк» стало видно, что кого-то она «зацепила». В том числе и тех, кто не просто тешит в социальных сетях чувство собственной важности, но и тех, кто реагирует на нашу тревожную действительность. Однако, несмотря на ссылку в сообществе «Религия и вера», лица духовного сана тему или не заметили, или обошли, или в «Гайдпарке» им стало как-то неполезно. Тянет сказать, мол, молчание – знак согласия. Но не всё так просто.
   
Ранее я пытался высунуться на сайтах сугубо религиозных. Или не размещали, или «долбили», не читая ответов. Любая критика, в том числе очевидная и указывающая на недоработки самой церкви (т.е. критика конструктивная), воспринимается приверженцами церкви как нападки и хула на церковь. Таких, как я, вопрошающих и рефлексирующих, слушать не собираются, «если ты такой умный – чего ж ты строем не ходишь и рясу не носишь?». Не говорю, что неприятие критики характерно только для православия, этот вирус во всех больших «традиционных» религиях и конфессиях. Но меня, крещёного, волнует наша православная церковь. И волнует вопрос: а волнует ли церковь раб Божий, грешный и имеющий такой недостаток, как мышление и восприятие? Ответ пока отрицательный.
   
Может быть, и не нужно стремиться познать Бога, а нужно слепо верить? Как раньше, читать не умели, а как верили!...  Но против этого выступают и нынешние православные богословы, например, А.И. Осипов, А. В. Кураев: «...религиозное «опрощение» ведёт к росту сект и оккультизма».
   
Имеет место и такое объяснение «со стороны»: паства теперь не та. Приводится, что один опытный священник на вопрос, почему сейчас нет старцев, ответил: "Потому нет, что современным верующим они не нужны". Вот когда люди начнут приходить в церковь с серьезными духовными проблемами, вопросами, запросами - вот тогда появятся и серьёзные священники, и гиганты духа, а сейчас мы имеем таких священников, каких заслуживаем.
   
Или такой подход: если вам «не везет» с хорошими священниками, то прежде ищите причину в себе. Выходит, что причина эта – принципиальность, излишняя дотошность, и что эти качества для нынешней церкви вредны.
   
Всё это похоже на слова наших политправителей, у которых электорат не тот. Но тогда, выходит, обманывает пословица «Каков поп, таков приход»? Пословицу про танцора приводить не буду... А как же «Врачу, исцелися сам»?
   
И причина этого как раз в том, что церковь попускает, не реагируя, упрощение веры своей паствы до уровня успокоения суеверной души, а ведь благая цель церкви – пробуждение духа.
   
Грустно это и прискорбно. Альтернативы православию в нашей стране нет, оно – столп веры. Но является таковым не по духовной силе и энергии нынешней видимой земной церкви, а за счёт своего великого духовного базиса, намоленного в храмах и монастырях многими поколениями православных христиан, по сути – по духовной силе невидимой небесной Церкви.

Как любой монополист, церковь избалована и обращена вовнутрь, не считая полезным реагировать на то, что вовне. Монополия на веру позволяет служителям нерадеть, и даже использовать веру с суевериями для целей, явно не стяжающих Славу Божию. При этом, несомненно, есть батюшки, которые пенсию свою отдают на ремонт храма, и молятся по ночам за свою паству. Они призваны Богом служить, а не пришли наёмниками «кормиться на приход». От общения с ними на время восстаёшь духом, но возвращаешься в город, а там – каменны заборы с видеокамерами и автоматическими воротами, «Мерседесы» и «Вольво», висят прейскуранты на крещение, освящение, панихиду...
   
«Опрощение» веры не только вызывает отход «умников», но и увеличивает массовость присутствия в церкви тех, кто не утруждает себя пониманием учения Христа и необременён не только христианской любовью, но и элементарной культурой. Они реализуют своё стремление угодить Богу так, как привыкли: заискиванием перед чинами и санами и злобой к инакомыслящим, с воплями «в защиту веры». Это, по выражению Андрея Кураева, «горлопаны, гопники от православия». Они наносят православию вреда больше, чем все агностики, атеисты и русофобы-либералы вместе взятые. Потому что действуют на мутном подсознательном уровне, от чего люди образованные и чувствительные предпочитают держаться подальше. Кто ими управляет? Если церковь ими не управляет, к свету не ведёт, осозна;ют ли они, что и они грешны, а не только иноверцы-басурмане?
   
Если в столпе появляются трещины, их надо заделывать бетоном, а не штукатурить. Если этого вовремя не сделать, устойчивость столпа к внешним воздействиям может уменьшиться.
   
Пока церкви не грозит уменьшение числа «проходящих» и «заходящих», но вот число и «качество» прихожан не даёт оснований для оптимизма. Конечно, церковь большая и многослойная. И раньше её наполняли тёмные, необразованные массы, но был костяк – монашество, богословие и культура. Культура осталась, но былых веков. Кого-то это умиляет, а кого-то удивляет, кого-то смешит. Не в этом суть. Остаётся невостребованным духовное наследие церкви, уходит духовность из священства, это признают и современные православные богословы. Не хватает служителей по призыву, не хватает даже по найму.
   
Может быть, уже пришло время предстоятелям церкви не искать врагов, земной власти и благ мира сего, а «поискать причину в себе» да и обратиться к своим прямым обязанностям и к Божьей помощи? «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20). Церковь должна помогать людям в духовном поиске Бога, а не поощрять мракобесие. Иначе победит безбожие, как на «вражеском Западе». 
   
Эк замахнулся... самого оторопь взяла. Не мне, убогому, судить, как должно быть, а Господу.
   
P.S. Я говорю от себя, излагаю свои мысли и впечатления и не выдаю их за единственно правильные. Каждый волен впечатляться, как хочет. И соглашусь, что они неправильные, и покаюсь, если мне это покажут, ещё лучше - докажут.