Наши нерациональные убеждения

Владимир Микин
На фото - Альберт Эллис

Автор "Нерациональных убеждений" (Irrational believes) Альберт Эллис - американский психолог - установил, что большинство личных конфликтов и проблем его пациентов упирались в догматические верования, настолько "хорошие", что они никогда не подвергались сомнению.

Вот, для примера, три таких верования:

1. "Я должен добиваться успеха и получать одобрение значимых для меня других людей.  А если я не делаю того, что должен и обязан, значит, со мной что-то не в порядке. Это ужасно, и я ничтожество".  Это иррациональное убеждение ведет к тому, что человек впадает в депрессию, испытывает тревогу и отчаяние, сомневается в самом себе.
 
2. "Вы - люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и сотрудники - должны, обязаны относиться ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что вы этого не делаете - гореть вам за это в адском огне!" Отсюда озлобленность, ярость, убийство, геноцид.

3. "Условия, в которых я живу - окружающая среда, общественные отношения, политическая обстановка, - должны быть устроены так, чтоб я с легкостью, не прилагая больших усилий, получал, все, что мне необходимо". Отсюда низкая устойчивость к фрустрациям.

Согласитесь, что если не вы лично, то кто-то из ваших родных или близких переживал, или даже страдал из-за того, что считал  одно, а то и все три таких убеждения справедливыми.

В самом деле: «вон сосед еще когда  основал собственный бизнес, и купил себе шестисотый «Мерс», а я который год все пашу на нашего дурака-шефа за мизерную зарплату. Это ужасно!»  Или: «ничего для дочки не жалела, всю жизнь ее лелеяла, а она, неблагодарная,…» Или: «с моими знаниями и опытом меня за границей на руках бы носили, и платили ровно в десять раз больше. А наш правители только о себе думают, а народ страдает!»

Не правда ли, - знакомо? Самое интересное, что и основательную, кажется, базу, например, - библейскую, -  под эти рассуждения можно подвести: 1. Бог что-то забыл меня, хотя батюшка в церкви говорил, что  Он обо всех заботится. 2. Нарушает дочка заповеди о почитании родителей и любви к ближнему. 3. А правители – вообще не только о ближних не заботятся, но, похоже, и про «не укради» забыли, да и гордыня их обуяла!
 
Кажущаяся правильность таких убеждений приводят к тому, что в момент появления противоречащего этим «требованиям» раздражителя, -  вместо того, чтобы разрешать проблему и как-то выходить из положения, наш ум занят возмущением или сожалением. Это блокирует действие и создает стрессовую ситуацию.
 
Все три приведенных убеждения – ошибочны, и чем раньше мы от них откажемся, тем лучше.  Поняв это, человек может приступить к сознательному формированию новых установок, которые смогут повысить эффективность действий в сложных ситуациях с соответствующим повышением "коэффициента счастья" и реализации в жизни.

Для изменения такого "программного обеспечения" сознания необходима продолжительная и последовательная работа.  Возможно, пишет автор, усилия, которые требуется затратить - равноценны усилиям правши, который пробует переучиться писать левой рукой, однако дело того стоит.

Как избавиться от этих иррациональных мыслей?  А вот как: НЕОБХОДИМО ПРИНЯТЬ ТО, ЧТО ЕСТЬ.
Примите «действительность - какой бы неприятной она ни была. Итак, главное - практиковать три вида принятия в отношении трех перечисленных требований (к себе, к другим и к жизни в целом). Каждый из них опирается на три основных убеждения.

1. Безусловное принятие себя.

- Признайте тот факт, что вы можете ошибаться и обладаете как положительными, так и отрицательными сторонами, как и все люди.
- Согласитесь, что у вас не может не быть недостатков.
- Вы не хуже и не лучше других, несмотря на ваши достоинства и недостатки.

2. Безусловное принятие других людей.

- Признайте, что в некоторых случаях люди неизбежно будут поступать с вами несправедливо.
- Согласитесь, что они не обязаны относиться к вам справедливо.
- Люди, которые поступают с вами несправедливо, не хуже и не лучше других.

3. Безусловное принятие жизни.

- Признайте, что жизнь не всегда идет так, как вам хотелось бы.
- Согласитесь, что жизнь не обязана развиваться именно так, как вам хотелось бы.
- Возможно, в жизни мало приятного, однако она не ужасная и в большинстве случаев вполне сносная.

По-моему, Альберт Эллис знал толк в психологии. Во всяком случае, - в логике ему не откажешь. Кстати, попробуйте с помощью его аргументации помочь вашим близким, если кто-то из них страдает из-за подобных нерациональных убеждений!