Глава 11. Два разных, но жестоких мира

Рая Жигалина
Предыдущая глава здесь: http://www.proza.ru/2012/10/08/2021

Меня снова разозлило, что Миораш гуляет без спроса по моим мыслям, и я высвободила свою руку и невольно ругнулась, снова мысленно обозвав его «козлом». Не знаю, успел ли он это уловить, потому что я тут же попыталась перевести невербальный разговор в другое русло.

- А почему они нас боятся? – спросила я, кутаясь по самую шею в своё одеяние.

- Их пугает, что фиоры могут читать мысли. Так же, как это злит иногда тебя! – усмехнулся он. – Но ты, в отличие от них, умеешь общаться таким способом. И научилась распознавать, когда кто-то копается у тебя в голове. А венлы этого никогда не знают. Поэтому у нас с ними существует негласный договор: не пользоваться телепатией в их владениях. Венлам легче вызубрить тысячи слов нового языка, чем развить в себе способности к мысленному общению. Из-за этого им проще с шипдизааками, чем с нами.

- Так они все работают на побегушках у этих гадов? – спросила я.

- В основном. Лучше них никто не умеет следить за чистотой и готовить пищу. Весь мир, за исключением квиров, предпочитает нанимать в повара венлов.

- И вы? – удивлённо спросила я.

- И у нас в каждом поселении обязательно живёт семейка венлов! – подтвердил Мио. – Есть среди них смельчаки, которые не боятся, что кто-то прочтёт их мысли.

- А почему вы не пытаетесь у них научиться чему-то, перенять их знания и опыт?

- А зачем? – недоумённо спросил Мио. – У нас очень гармоничный мир. Здесь у всех народов есть своё призвание, и практически каждый занимается своим делом, причём делает это блестяще. Зачем же распространять непрофессионализм и создавать жалкие некачественные
имитации?

- Зато вы бы от них не зависели. А представь: что будет, если венлы откажутся готовить вам еду? Или начнут регулярно подсыпать вам в пищу какой-нибудь яд?
Миораш как-то очень странно посмотрел на меня, как будто мои мысли были крамольны, но промолчал.

- Что, тебе это кажется странным? – с вызовом спросила я.

- Ты опасный человек, раз думаешь о таких вещах... – сказал он.

- Разве в вашем мире не бывает подлости? – удивилась я его наивности. – Хотя бы у тех же змееголовых? Представь, если они решат избавиться от вас и подговорят венлов, чтобы они вас уничтожили! Это же – раз плюнуть! Вы же очень уязвимы в этом плане. Тем более венлы вас не любят, и с удовольствием сделают это, чтобы господствовать в этом мире наравне со змееголовыми.

- Они этого не сделают! – с некоторым испугом воскликнул Мио.

- Почему? Думаешь, ваш негласный рыцарский мирный договор их остановит, если они захотят власти?

- Они этого не сделают, потому что, во-первых, они не смогут сделать это втайне от наших мудрецов. А во-вторых, они точно так же зависят от нас, как мы от них!

- Значит, вам нужно очень тщательно оберегать ваши профессиональные секреты, чтобы у других племён не возникло соблазна занять вашу нишу! – помолчав, сказала я.

- Ты пришла из очень жестокого мира... – тоже помолчав, с грустью сказал Миораш. – Как будто у вас все люди такие же кровожадные, как шипдизааки.

- Конечно же – нет! – возразила я. – Но вот вы, например, соглашаетесь общаться только словами, чтобы не оскорбить и не напугать малюток венлов. И верите в их благородство. А у нас такая наивность равносильна глупости. У нас выживают сильнейшие. А погибают в первую очередь те, кто верит всем на слово. Потому что не все в мире так благородны, чтобы искренне следовать правилам, навязанным им другими. И надо предусмотреть любую неожиданность, чтобы не стать чьей-нибудь жертвой. Как говорится: хочешь мира – готовься к войне! И чем независимее народ, тем больше у него шансов на нормальную жизнь. Поэтому каждая страна старается обладать как можно большим количеством ценностей, знаний и умений.

- Может быть, в этом и есть определённый смысл... – подумав, согласился Мио. – Но жажда власти и превосходства над другими народами – это не слишком хорошее качество...

- Но ведь оно есть у змееголовых! Вы же – все – их боитесь! Значит, у них есть власть над вами.

- У них только иллюзия собственного превосходства... – возразил гуманоид. – А на самом деле они полностью зависимы. И наши мудрецы незримо их контролируют, и разумно используют их несовершенства и потребности, которые позволяют гармонично развиваться другим народам.

- Может быть. Но есть ли гарантия, что мудрецы предусмотрят все случайности и смогут предотвратить, скажем, предательство венлов? – со скепсисом спросила я. – Не думаю. Вот и получается, что ваш мир – действительно очень хрупкая конструкция. И если что-то произойдёт непредвиденное – вы погибнете все, потому что друг без друга не сможете существовать.

- Сможем... Но это будет уже совсем не тот мир. Если каждый народ будет обособлен, в мире уже не будет прежней гармонии... – сурово сказал сын вождя.
Он всё так же продолжал изучать меня странным и печальным взглядом, как будто ужасался обрисованными мною картинами.

- Но ты – очень опасный человек! – покачав головой, повторил Миораш. – Твои идеи могут перевернуть и разрушить наш мир. Хорошо, что венлы и шипдизааки не способны прочесть твои революционные мысли.

Мио замолчал, а мне вдруг стало страшно.

- Ты жалеешь, что спас меня? – спросила я.

- С чего ты так решила? – удивлённо спросил он.

- Ну, по крайней мере, теперь ты считаешь, что твой брат был прав, когда сказал, что я – угроза для вашей цивилизации... – убеждённо заявила я. – Ведь так?

- Какой ещё брат? – ещё больше удивился Миораш, явно смутившись от моего верного предположения.

- Тот, с которым ты разговаривал ночью и который сообщил тебе о прибытии Виговея.

Мио смотрел на меня с испугом, как будто понял, что я далеко не так безобидна, как он считал. И для него стало неожиданностью, что я сумела каким-то образом «подслушать» его ночные переговоры. А я чуть ли не плакала, понимая, в какую ловушку загнала себя собственными отвлечёнными политическими рассуждениями.

- Может быть, мы не пойдём в столицу, а ты отведёшь меня обратно к змееголовым? – с отчаянием предложила я. – Так будет проще для вас! Я не хочу стать причиной гибели вашего мира! Правда, я бы предпочла умереть от какого-нибудь быстродействующего яда, чем подвергнуться пыткам в тех подземельях...

- Ты что! – вскинулся он. – Зачем же я тогда тебя спасал?

- Вот и я не пойму: зачем? Зачем тебе лишние проблемы? – горько сказала я.

- Знаешь, в нашем мире ничего не происходит случайно. Всё закономерно! – помолчав, сказал Мио. – Если что-то происходит не по чьей-либо воле, а как бы само по себе – значит, для чего-то это нужно. Может быть так, что и ты появилась здесь не случайно. Может быть, ты – действительно часть пророчества, о котором я просто не знаю. Иначе, зачем я оказался рядом? Линисато ведь никогда не благословляет на походы, лишённые смысла.

- Линисато? А что означает её имя? – вслух спросила я, вспомнив, что Мио уже упоминал о ней.

- Как называется, когда солнце просыпается и начинает подниматься в небо? – не найдя нужного слова, вслух уточнил Миораш и, получив мою подсказку, сказал: – Да, «Утренняя Заря». У неё есть дар предвидения.

- Линисато – это твоя подруга? – полюбопытствовала я.

- Нет, это жена моего отца, – вполголоса пояснил он, и снова как-то странно посмотрел на меня, но я смогла разгадать значение этого взгляда лишь немного позже, когда кое-что поняла.

- То есть мачеха? – уточнила я.

- Что значит – мачеха? – не понял Миораш.

- Ну, когда у мужчины умирает жена, и он женится снова, эта женщина становится для его детей мачехой, то есть как бы матерью, но не родной, – пояснила я.

- Нет! – усмехнулся Мио. – Моя мать – тоже его жена.

- Ага, значит, у вас многожёнство! – удивлённо протянула я. – Прикольно!

- Что значит – прикольно? – снова спросил Мио.

Очевидно, русская речь ещё не полностью покорилась гуманоиду. Общаться с помощью мыслей ему было явно проще. Легче ведь передать какой-то образ, понятие, чем подбирать незнакомые слова.

- Прикольно – это значит интересно, необычно, забавно... – улыбнулась я, снова перейдя на телепатическое общение. – У нас тоже у некоторых народов принято иметь несколько жён.

- А сколько у вас народов? – поинтересовался гуманоид.

- О, я даже не могу тебе сказать! Очень много! У нас три основных расы (впрочем, ты назвал это ветвью), и в каждой – огромное число национальностей, со своими языками, со своими обычаями.

- А как же вы общаетесь меду собой? Или вы живёте обособленно? – удивился Миораш.

- Ну, у нас есть несколько международных языков. Есть переводчики, которые переводят слова и тексты с одного языка – на другой. И есть полиглоты, которые знают сразу много языков.

- А что значит – тексты? – не понял гуманоид.

- Ну, это если наш разговор записать словами на бумагу, чтобы его могли прочесть другие люди в другое время. Ну, что-то типа картин на стенах у змееголовых. Только вместо рисунков – специальные символы, которые обозначают звуки речи... – добавила я, видя, что и понятие «бумага» вызвало его недоумение.

- А зачем записывать наш разговор, если он и так останется в памяти разумной сферы? И каждый эскул или фиор, обладающий соответствующими способностями, может его увидеть и показать другим?

- Что?! – поразилась я. – То есть в вашем мире нельзя ничего сделать так, чтобы это осталось в тайне?

- Да. А тебе что, это кажется странным?

- Ну, типа того. У нас есть, конечно, люди, которые могут узнать то, что скрыто от других. Мы называем их экстрасенсами или ясновидящими. Но их очень мало. И в основном люди живут, как им позволяет совесть, и не задумываются над тем, что их поступки могут оставить свой отпечаток в истории. И многим даже удаётся скрыть свои преступления, и жить после этого так, как будто они не совершали ничего плохого... – говорила я, испытывая мучительный стыд за землян, за наше несовершенство.

Но Мио будто понял, что не хвастаюсь, а просто говорю факты, прекрасно осознавая, что это не является нашим достоинством и поводом для гордости. И он не стал снова говорить мне о жестокости моего мира.

- Получается, что у вас нет белых пятен в истории? – помолчав, спросила я.

- В смысле? – спросил Миораш, который явно задумался о чём-то своём.

- Ну, вы можете посмотреть, что и как происходило в прошлом, причём в точности. Да? А значит, всегда сможете извлечь уроки из прошлых ошибок. Наверно потому ваш мир более гармоничен.

- Не забывай, что эта возможность есть только у фиоров и эскулов! К тому же история не повторяется дважды. Всегда присутствует что-то новое, чего никогда ещё не было... – возразил Мио.

- Как новый виток спирали? – уточнила я.

- Да. Кроме того, в нашем мире тоже достаточно зла... – с горечью добавил он.

А я вдруг увидела перед мысленным взором картину зверской жестокости: гибель молодой фиорки в лапах змееголовых тварей. Эта картина была такой яркой, как будто я сама была её свидетелем. И я даже почувствовала боль, но не свою, и не боль жертвы. Это были боль и страх другого человека – за жертву. А потом – боль от потери, почти повергшая его в отчаяние. И я поняла, что каким-то образом уловила мысли и чувства Мио.

Это он был свидетелем безжалостной казни. Причём я знала, что в этот момент он находился так далеко, что ничем не смог бы ей помочь. Просто его чувства к этой девушке были столь сильны, что он увидел её гибель на расстоянии. Так же, как мог мысленно связаться на расстоянии с другими собратьями.

Неудивительно, что ему показалось странным, когда я кого-то другого приписала ему в «подруги». Он любил только эту девушку, и не мог себе простить, что не сумел предотвратить её смерть.

И теперь я поняла, почему Миораш, услышав мой призыв о помощи, бросился меня спасать. У его любимой девушки были роскошные кудри, но они были такого же светло-рыжего цвета, как у меня... И вообще в её облике было какое-то неуловимое сходство со мной...

- Это была Гордячка? – с болью в голосе спросила я у Мио, пережив в этот миг его горе, как собственное.

Он глянул на меня с удивлением, как будто та картина была его личным воспоминанием и не предназначалась для чьих-либо глаз. Но всё-таки я это увидела...

- Да... – с трудом проговорил он. – Я думал, что я успею...

Я видела, что его боль ещё слишком сильна, и не спешила приставать с расспросами. Но я была готова выслушать Мио, если он только захочет выговориться. Однако потомок ящериц вдруг прекратил обмениваться со мной потоком мыслей, и перевёл взгляд на дверь, словно в ожидании опасности. Или стука.

Я предположила, что венлы уже проснулись и решили дать нам об этом знать. И верно, через
полминутки кто-то робко поскрёбся в дверь, и Миораш вслух произнёс какие-то слова, разрешая хозяевам войти.

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/10/09/2370