Приспособимся

Соловьев Мо Хара
Россияне – народ универсальный.
Дело не в том даже насколько можем мы жить абы как-неприкаянно, но счастливыми – народ мы просто мастеровитый  и что угодно к чему угодно приспособить можем.
Ну, разве не чудо как жили мы при СССР во времена старые? Не было у нас ничего, ни денег, ни стройматериалов импортных, а дома-то-дачи строились!
Материал подручен всякий был – кто-что присмотрел – абы как – не так повернул – глядишь – приспособил.
Перечислять что мы там на сочиняли бесконечно можно. Нет яда от грызунов? – разбросай клочки вычесанной шерсти собачьей по грядкам-огороду. Смех-смехом, а у соседки в семидесятых очередь стояла за такой невидалью – говорят, помогало…
Или сухую головку подсолнуха возьмите, что без семечек уже – вся Украина ими половицы, будто щетками до сиз пор оттирает. Когда в Болгарии был, интересовался, как подсолнухи на полях увидел, мол, так же используете, граждане Болгары? Глаза таращат… Правильно, Болгария в щетках сильно-то никогда не нуждалась. Европа!
Деревянные палочки от эскимо, использованные – на этикетки в парнике – пОмните где-что посеяно. Гвозди в два ряда набили тесненько и старую проволоку выпрямляй на здоровье. Зачем? А чего, на новую тратится?
Замазка для аквариумов – тысячи вариантов из подручного! Ножи правим на тыльной стороне фарфоровых тарелок, а рыбу на разделочной доске удерживаем, пивными пробками за хвост. Мы режем жгуты из автомобильных камер и натираем свиным салом молнию на обуви – вроде как дольше служит…
СССР для большинства россиян уже ветхозаветная история, а мы никак остановиться не можем – изобретаем-используем. Сосед за простым карандашом позавчера пришел – оказывается он графитом, цоколь у лампочек мажет, чтоб не скрипели. Сыпучие продукты мы  храним в емкостях из пластиковых бутылок, а сколько там осталось, отмечаем канцелярскими резинками для денег.
Последний шедевр принадлежит 2012 году – «карман» для зарядки сотового телефона из пустой-разрезанной бутылки «Спрайт» (это если вам шнура не хватает по высоте). Висит конструкция на вилке зарядника, воткнутого в розетку через два отверстия в стенке бутылки (телефон – внутри полёживает)
Представили? Вот то-то…
 Каждый из нас таким причудам подвержен был. Я и сам старые гвозди перестал выпрямлять лишь в начале девяностых – против старой жизни космос какой-то. Тогда-то я и понял, насколько мы со своей ненужной хозяйственной изобретательностью время не ценим.
Как только я новых гвоздей закупил – жизнь другая пошла. Только-только перестал я ремонты сам в квартире делать или Кулибина изображать около автомобиля, как сообразил – пускай-ка, другие на тебя работают – время тратят...
Вот так и стал я среднего звена капиталистом. Тут оплатил – там задачу поставил… Хожу себе ключи только на пальце кручу. Квартиры-гаражи-офисы-цеха…
«Прощай тюрьма, - смеюсь, - Прощай рабство окаянное! Свобода…»
Но не тут-то было. Год-пятый проходит и почуял я неожиданную духоту какую-то в жизни. Хозяйство-то большое развел: там заводик, тут цех, здесь доля в рынке. Квартиры-дома… Представил неожиданно: вдруг все кто помогает мне эту «кухню» «окучивать» исчезнут разом – такая паника охватила.
Дай-ка, думаю, гляну, сколько же у меня ключей собралось.
Вываливаю на стол одну вязанку, вторую. Пошарил «по сусекам» еще четыре образовалось. Там-сям – итого семь числом.
Цифра-то вроде неплохая – семерку почти все любят, однако глянул я на эдакую кучу, и понял – никуда я все-таки из тюрьмы той житейской не убежал…
Петля-то моя оказывается, только туже еще стала. Когда всего было по одному (дом, квартира, машина) так еще ничего, а тут…
Давай я ключи разбирать какой-куда и загрустил совсем. Ну, зачем, к примеру, мне вот этот ригельный? Нет уже замков таких на подъездах в центре областном – домофоны сплошь и рядом.
Отцепил.
А этот что? Запасной от старого джипаря на домашней связке? Зачем? А… Я ведь несколько раз машину с ключами в замке закрывал – потому и навесил года четыре назад.
Отцепил – не нужен больше – продан джипарь…
Пока с первой связкой возился-вспоминал, стемнело на улице, а я остановиться не могу. Вторая легче пошла  – приноровился уже старую жизнь свою зачищать – неплохо получается…
К ночи связки ключные убавились вдвое, а я не спешу – сижу историю жизни своей перебираю-философствую, мол, каждый себе сам тюрягу невольную строит. Не сбежать от оков этих – никому – ни олигархам – ни бомжам. Разве особа какая царственная научится ничего на связки жизни своей не собирать. Хотя это лишь в сказках старых доверие слугам полное, а на поверку лишь фактор пресловутый человеческий – растащат все, только допусти…
Спать собрался, а тут звонок телефонный. Трубку беру – подруга-одноклассница с жалобой.
 – Птахин, в тюрьме я, - кричит-рыдает, а я внимательно так слушаю. Ладно, мои ключи, а у той-то чего? А девчонка плачет-кричит навзрыд, – Представляешь? Иду сейчас в ванную и следы свои вижу…
Ну, тут уже успокаиваю её, мол, чего бояться-то, если твои следы?
- Мои, - кричит, - Мои, да только не видно их… - Тут уж я совсем запутался, а она продолжает, - Не видно же следов, а только знаю вот они, - в трубку рыдает, - Это я утром в душ иду, а это вечером. В комнате все исхожено за годы, а маршрут-то один, будто на тюремном дворике гуляю… Кухня-телевизор-шторы-уборка-завтрак… А-а-а-а-а-а-а. Тюрьма мне и только…
Ну, тут уже крыть нечем стало. Оказывается, не только у меня эти демоны в башке живут -  если такая заковыка с неволей по месту жительства обозначилась. Узок мир.
Успокоил её как смог. Ключи ненужные сгребаю и в коридор иду, а сам вижу как и мой маршрут на цепочку следов многолетнюю точнехонько попадает .
- Переметнулась, - думаю, - вражья сила… - В мусорку ключи ссыпаю и к холодильнику. А там следов моих тоже немеряно – наважденье бесовское.
Дверцу тяну и знаю уж, к чему готовлюсь. Бутылочку початую, хвать, а чтобы отпечатков и следов своих кругом не видать зажмурился-выдохнул, да и глотнул её горькую.
Сижу на полу жар в груди перевариваю, а глаз не открываю – все боюсь еще чего заметить, но… отпустили с миром меня.
Оглядываюсь.
Квартира как квартира, на столе связки жизни моей лежат из ключей разных, и решил я в тот же вечер просто жить, и в философии эти не углубляться. Не нужные они русскому человеку  – можем и без них быть счастливыми, а ежели не хватит чего, так приспособимся – туда-сюда повернемся, глядишь чего-нибудь, да и выйдет…
Октябрь 2012 г. Иркутск.